Проект: «От малой Родины к большой» (народ — нивхи)
Пояснительная записка:
Дошкольное детство — это пора постоянных открытий. Взрослым необходимо создавать условия радости этих открытий, которые помогут формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Ведь начало патриотизма начинает формироваться в дошкольном возрасте.
Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине: к тому месту, где человек родился и вырос. Воспитание любви и уважение к малой родине является составляющей нравственного патриотического воспитания.
А Знакомство с родным краем служит фундаментом патриотизма. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию КМНС необходимо начинать с детства. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им знакомо, близко и дорого.
Отсюда вытекает важная проблема: помочь подрастающему поколению узнать о своей малой родине – Сахалин. Для того чтобы работа с детьми была успешной, лучше всего и доступнее применить проектный метод.
На острове Сахалин веками живут коренные малочисленные народы: Айны, Нанайцы, Нивхи, Эвенки, Уйльта (ороки). Они прошли сложный путь исторического развития, сумев сохранить, укрепить свою этническую традиционную культуру.
Проблеме данной темы в том, что среда обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне.
Наша задача научить детей видеть, понимать и ценить красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими рядом, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства.
Скачать конспект
Поэтому мы решили, что в нашей группе необходимо глубже изучить историю и традиции коренных жителей нашей малой родины, а чтобы наши знания были интересны, увлекательны и запоминающиеся мы использовали сказки малых народов, подвижные игры, фотографии и иллюстрации, дошедшие до наших дней.
В сказках и легендах коренных народов Севера раскрываются их думы, мысли, мечты о прекрасном будущем, сохраняются предания древней истории. Например, нивхские сказки о медведе и бурундуке, «мудрой» нерпе, тюлене и камбале высмеивают жадность, хитрость, лесть, коварство; в них всегда выходит победителем честный, смелый герой.
Народные игры – важный и доступный способ передачи традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах и правилах поведения. Участвуя в играх, изучая сказки, рассматривая фотографии, дети познают не только материальную, но и духовную культуру народа, проникаются его духом.
Проживая в экстремальных условиях, КМНС научились использовать суровую природу (воздух, солнце, вода, снег) как естественные факторы закаливания. Знакомя детей с народными играми северян, не только сохраняются знания об их жизни, труде, быте, народа, а также обогащаются физические навыки детей. Ведь интерес побуждает не только детей, но и взрослых получить как можно больше информации о родном крае, желание узнать что-то новое о своей малой Родине.
Паспорт проекта
Тема проекта
|
«От малой Родины к большой» (нивхи)
|
Цель проекта
|
- Сохранение и развитие национальной культуры коренных малочисленных народов севера Сахалина.
- Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к культуре традициям коренных народов Севера, их укладу жизни.
- Духовное богатство, физическое совершенство, крепкое здоровье, знание и изучение национального достояния.
- Проанализировать роль нивхских сказок, игр в воспитании детей.
|
Задачи
|
Образовательные:
- Расширять знания детей о родном крае, географическом положении, истории, коренных народах, проживающих на Сахалине, растительном и животном мире, подвижных играх и состязаниях коренных народов Севера через комплексные занятия;
- Дополнить программудошкольников играми народов Севера, в процессе интеграции физкультурной работы в познавательный процесс.
Развивающие:
- Развивать интерес к национальным играм детей КМНС.
- Способствовать развитию интереса и стремление к познавательной активности в ходе образовательной деятельности.
- Развивать потребность в сохранении и укреплении здоровья.
- Формировать волевые качества в играх, состязаниях;
- Развивать физические качества: выносливость, силу, быстроту реакции.
- Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви и гордости за свою малую Родину.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к себе, своему здоровью и окружающему миру.
- Воспитывать толерантное отношение к другим народам.
- Формировать чувство сопричастности и духовно - нравственного отношения к культурному наследию коренных народов Сахалина.
|
Тип проекта
|
Учебно-творческий.
|
Вид проекта
|
Среднесрочный, групповой, игровой, информационный, учебно -творческий
|
Срок реализации
|
3 месяца (август, сентябрь, октябрь, 2021)
|
Участники проекта
|
дети подготовительной логопедической группы, воспитатели, родители воспитанников…..
|
Принципы
|
- Целенаправленность.
- Систематичность.
- Доступность.
- Наглядность.
- Интегрированный подход.
- Воспитывающего и развивающего обучения.
-Сотрудничества.
-Воздействия на семью через ребенка.
|
Формы реализации проекта
|
- Непосредственно - образовательная деятельность в игровых ситуациях.
- Подвижные игры, сказки.
- Познавательные беседы, направленные на проявление детского интереса к истории и культуре народов севера, животном и растительном мире.
- Рассматривание иллюстраций, открыток.
- Просматривание мини- фильмов, презентаций о достопримечательностях природы севера, растительном и животном мире народов севера, устройстве быта, традиции, игрушки и игры коренных жителей.
- Экскурсия в мини-музей группы «История и традиции коренных малочисленных народов севера Сахалина»».
- Экскурсия в музей.
- Работа с родителями.
|
Этапы реализации проекта
|
Подготовительный (1-2 неделя августа)
|
- Обзор проблемы, подбор материала,изучение литературы.
- Обновление содержания предметно-развивающей среды;
- Составление конспектов, картотек игрКМНС, опытов, пособий;
-Определение тем консультаций и мероприятий для родителей.
- Подборка слайдов, музыки, ИКТ-информации.
|
Основной
(16.08.2021 г.- 20.10.2021.г.)
|
Познавательное развитие
- Утренние беседы о Сахалине (животный, растительный мир, чем богат ). - Беседа о героях Сахалина (памятники, поселки названые их именами). - Рассматривание герба Сахалина, герба города Оха. - Рассматривание флага острова, города Охи. НОД тема: « Животный мир острова Сахалин». НОД тема: « Растительный мир острова Сахалин». НОД тема: « Герои земли сахалинской». Выставка фотографий «Красив природой Сахалин». Экскурсии к памятным местам. Наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания. Д/игра « Собери картинку из частей». Игра на внимание «Что изменилось». «Что здесь лишнее». Рассматривание фотографий, книг о Сахалине, карты острова. Показ детям мультфильмов о Сахалине, о коренном народе Нивхи. Социально-коммуникативное развитие
НОД тема: Рассматривание и составление рассказа по картине «Дети Севера». НОД тема: Составление описательных рассказов «Я живу на острове Сахалин». НОД тема: «Я живу в городе Оха». Д/игра « Продолжи предложение» Я люблю свой Сахалин, потому что… - Игры - пазлы «Достопримечательности города Охи».
- Игра «Национальная одежда коренных жителей».
- Настольная игра «Построй жилище по всем традициям».
- Игра на развитие ловкости «Рыбаки».
- Дидактическая игра «Четвертый лишний».
- Сюжетно-ролевая игра «Я родом с Сахалина».
- Игровая викторина «экологическая почемучка».
- Экскурсия по территории группы посещение мини-музея.
- Экскурсия в музей.
- «Познавательная прогулка по красивым местам города Охи»
- Речевое развитие
- Чтение художественной литературы Сказки: «Медведь и лиса», «Тюлень и камбала», «Кыкык»,
В. Санги « Как появилась земля». Стихи о Сахалине. Физическое развитие
- Разучивание подвижных игр: «Хейро», «Олени и пастухи», «Куропатки и охотники», «Льдинки, ветер и мороз», «Ручейки и озера», «Рыбаки и рыбки», «Отбивка оленей», «Полярная сова и евражки», «Оленьи упряжки», «Волк и олени», «Перетягивание каната», «Рыбаки», «Охота на курапаток», «Ловкий оленевод».
- Нод: «Путешествие», «Мой Сахалин!», «Состязания и игры коренных народов Севера».
- Утренняя гимнастика
Кто на севере живет?
Кто там ест и кто там пьет?
Звери необычные к холоду привычные.
Вот песец из норки смотрит.
Белый мишка важно ходит,
Ну, а морж, как капитан
Покоряет океан.
Гордый северный олень
Грузы возит целый день.
|
Хлопки ладошки – кулачки, попеременно.
«Замок» - меняя положение пальцев
Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем образовывая «колечки».
Пальчики – «шагают»
Ладони «лодочкой» двигаются вперед.
Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты.
Растирание ладоней движениями вверх, вниз
|
- Дыхательная гимнастика: «Дуем на снежинку», «Ветерок», «Южный и северный ветер», «Вьюга».
- Расслабление, релаксация «Отдых на стойбище».
Художественно-эстетическое развитие
Прослушивание песен « Ну, что тебе сказать про Сахалин», «Человек, влюбленный в Сахалин» И. Николаев; Шиленко Сергей «Остров Сахалин». Разучивание песни «Родина», песни «Остров Сахалин».
- Прослушивание музыки народов Севера;
- Разучивание музыкальной хороводной игры «Северная ягода»
- Музыкальная игра «Важенка и оленята»
- Разучивание танца к сказке «Спор северных ягод»
- Свободная деятельность по художественному творчеству «Рыбак», «Северные дары», «Лукошко с грибами», «Ягоды севера», «Осень в лесу», «Птицы на юг улетают», «Народы крайнего севера» (рисование), «Учимся рукоделию» (вышивка нитками).
|
Работа с родителями
|
- Консультация «Игры и игрушки КМНС Сахалина»;
- Папка-передвижка «Животные и растения Сахалина»
- Фоторепортажи для родителей «Знакомимся с родным краем»,
- Мастер – класс по изготовлению игровой куклы.
- Совместная подготовка атрибутов в мини-музей.
- Помощь в изготовление дидактических игр, атрибутов к подвижным играм по теме проекта.
- Пополнение «Сундучка северных мастериц» (бусинки, тесьма, лоскуты ткани…) для сюжетных игр «Хозяйка чума».
|
Заключительный
(21.10.2021 г.- 29.10.2021 г.)
|
- Оформление музея
- Выставка работ в разной технике исполнения «Северные мотивы»
- Путешествие в мини-музей.
|
Ожидаемые результаты:
|
- Пополнятся у детей знания о красоте природы Сахалина.
- Расширить представления об истории, традициях жизнедеятельности и быте народов севера.
- Пополнится запас знаний в области познавательного развития.
- Расширить и пополнить уголки группы информационными материалами (картины, иллюстрации, картотеки, дидактические игры).
- Пополнить атрибутами физкультурный уголок для подвижных игр.
|
Результат
|
- У детей расширились знания о коренных народах Сахалина, об их образе жизни, о быте, традициях, фольклоре малыхнародностей.
- Дети с интересом играют в игры «Перетяни палку», «Хейро» и др…
- Знают название национальной одежды.
- Проявляют интерес в творческой деятельности (вышивание, украшение одежды, раскраска орнамента на одежде).
- Проявляют желание стать сильными и выносливыми, вести ЗОЖ, быть, как жители КМНС не смотря на суровые погодные условия всегда крепки и сильны духом.
- Вырос интерес родителей к совместной деятельности детей и взрослых.
- Пополнилась развивающая среда играми и игрушками.
- Создали мини-музей.
- Изготовили Лэпбук «Сказочный остров», вертушку «Коренные малочисленные народы Сахалина, альбомы: « Коренные народы севера», «Что мы знаем о Сахалине».
В рамках сотрудничества МБДОУ детский сад № 20 «Снегурочка» с краеведческим музеем городского округа Охинский для нашего детского сада была проведена презентация «Музей в чемодане».
|
Перспективы
|
- Продолжать использовать методическую разработку в дальнейшей работе.
- Пополнить картотеку игр народов Севера.
- Пополнить оборудование для игр народов Севера.
- Распространять опыт работы по проекту среди ДОУ.
|
Список литературы:
- Феоктистова Т. Г., Шитякова Н. П. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников. Программа для дошкольных образовательных учреждений.
- Сайт «Дети Севера» http: //www. school3poronaisk. ru/index. html
- Сайт Охинской местной общественной организации «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» ( «Лебедь»)».
- Сайт Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. ru. wikipedia. org › wiki/Народы_Севера.
- Журнал «Инструктор по физической культуре» 2012, №6, стр. 102-108.
- http: //pkds4. ru/wp-content/uploads/2017/12/Kartoteka-podvizhnyih-igr-narodov-Severa. pdf
- http: //kras-dou. ru/303/images/17-18/str-ped/grigorjeva/metod_kop/kartateka_igry_severa. pdf
- https: //www. maam. ru/detskijsad/sportivnyi-dosug-podvizhnye-igry-narodov-severa. html
- https: //solovushka-61nv. edusite. ru/p154aa1. html
|