Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка. Использование игровых практик при реализации технологии «Путешествие по «реке времени» (Н. А. Коротковой) «История родного города»
Патриотизм детям
Автор: Смолина Альбина Юрьевна   
16.07.2022 09:34

Методическая разработка. Использование игровых практик при реализации технологии «Путешествие по «реке времени» (Н. А. Коротковой) «История родного города»Методическая разработка. Использование игровых практик при реализации технологии «Путешествие по «реке времени» (Н. А. Коротковой) «История родного города»

Введение:

У каждого человека есть свой родной город. Чаще всего родным городом, поселком, краем является то место, где человек родился. Сколько бы ни было человеку лет, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и те места, где они происходили, то есть на своей малой Родине. Я хочу, чтобы моим воспитанникам, край, в котором они живут, стал любимым!

Целью моей разработки является:

Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города через осуществление комплексного подхода к воспитанию патриотизма и любви к родному краю.

 

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 – 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём.

При работе по данной теме, я использую технологию Н.А. Коротковой «Путешествие по «реке времени». Направленная на упорядочение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему) Занимаясь исследовательской деятельностью в рамках технологии «Путешествие по «реке времени», ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю, расширяет кругозор, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы. Стремилась к тому, чтобы организовать занятие в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, чтобы воспитанники могли работать командой, подгруппой, а также индивидуально. Алгоритм проведения мероприятий по данной технологии понятен и интересен моим воспитанникам. Технология не требует больших материальных затрат. Используя данную технологию, мною были разработаны серия занятий «Усолье-Сибирское — город исторический», «Соль — тогда и сейчас», «Чудеса о колесах — от телеги до современных машин», «Улицы моего города», «Памятки прошлого и настоящего», «Они прославляли наш город».

Я предлагаю отправиться со мной в путешествие по реке времени и хочу показать занятие, которое можно проводить с детьми.

План-конспект

на тему «История года Усолье-Сибирское»

с использованием технологии Путешествие по «реке времени»

Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования у детей представления об историческом временном отношении.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать представления детей об истории нашего города в историческом времени (древность, старина, современность).
  2. Познакомить с профессией «краевед» и «археолог».
  3. Совершенствовать навыки связной речи, способствовать развитию активного словаря.

Развивающие:

  1. Совершенствовать способность выстраивать умозаключения и делать выводы.
  2. Продолжать развивать умение строить самостоятельную и совместную исследовательскую деятельности.
  3. Упражнять детей в умении составлять предложения, короткие рассказы, используя полученные ранее знания и представления;

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к родному городу, первооткрывателям города Усолье-Сибирское, чувство гордости за их труд и подвиг;
  2. Воспитывать чувство патриотизма, любви к малой родине;
  3. Формировать чувство принадлежности к своей семье, сообществу.
  4. Способствовать вхождению детей в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая.

Предварительная работа: целевые экскурсии по городу, собрана информация об истории города Усолье-Сибирское, подобраны фотографии и сделаны макеты старого и современного города, организована фотовыставка, выставка книг «Город Усолье-Сибирское», работа с родителями по изготовлению альбомов «Мой горд».

Форма организации: фронтальная, подгрупповая

Методы и приёмы: использование мультимедийных технологий, демонстрация видеофильма «Мой город Усолье-Сибирское», исполнение песен о городе Усолье-Сибирское.

Материалы и оборудование: экран, проектор, макеты, фото.

Ход занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наш город и сколько ему лет?

- А вы хотели бы узнать кто жил на месте нашего города в далёком прошлом?

- Какой был наш город в давнем прошлом?

- Где можно найти ответы на эти вопросы?

Дети (в энциклопедии, в книгах, по телевизору).

Конечно, мы можем пользоваться интернетом, энциклопедиями и телевидением.

- Дети, скажите мне, кто знает, как называется человек изучающий историю своего края и города? (ответы детей)

- Человек, изучающий, историю своего края и города называется «краевед».

- Я вам предлагаю сегодня стать краеведами и познакомиться с историей нашего города. Принимаете вы моё предложение?

А найти ответы на все вопросы я вам предлагаю в путешествии. Кто хочет, может присоединиться ко мне и отправиться в путешествие «по реке времени».

Да именно по реке, оказывается, течет не только вода, но и время течет.

- Выберите себе понравившиеся по цвету значки, и мы отправимся в путь.

Чтобы нам начать свое путешествие мы сядем в лодочки и скажем волшебные слова:

«Тик- так, тик-так»

Время отмеряет шаг,

По реке времени на лодочке поплывём,

С вами в древность попадём.

И вот наша первая остановка она называется древность.

В нашем сибирском крае люди жили издревле с времен ледникового периода — это 24 миллиона лет назад. Первая стоянка человека была найдена недалеко от нашего города на месте поселка Мальта.

- Дети, как вы думаете, как современные люди узнали о стоянке древних людей?

- Благодаря археологам. Археологи-люди, которые занимаются исследованиями, и раскопками древних людей, доисторических животных, старинных рукописей, украшений, монет.

Древние люди были не способны выжить в одиночку. На каждом шагу их подстерегала опасность, а капризная природа проявляла свой строптивый нрав. Только взаимопомощь и забота друг о друге помогла первобытному человеку выжить. Основной деятельностью племен древних людей была охота, рыбалка. Жили древние люди в жилищах сделанных глубоко в пещерах или сделанных из костей мамонтов, бизонов, носорогов, северных олений укрытые их шкурами.

- Может кто то знает информацию о том времени?

Игра «Найди фото древнего времени»

Беседа с детьми по фотографиям.

- Ребята, будем продолжать свои исследования?

- Тогда садимся в свои лодочки и говорим волшебные слова:

«Тик- так, тик-так»

Время отмеряет шаг,

По реке времени на лодочке поплывём,

В старину мы попадём.

- Наша остановка как вы догадались, называется старина.

- Ребята, кто-то может рассказать, как появился наш город?

- Кто его первооткрыватели?

- Почему наш город так называется?

- Какие жилища строили люди в старину?

Д/Игра с мячом «Из чего сделан дом?»

(дом из дерева — деревянный, дом из песка

- Какие были настоящие дома в старину и почему?

Д/Игра «Найди фото данного времени»

Ребята, продолжим своё путешествие?

- Тогда садимся в свои лодочки и говорим волшебные слова:

«Тик- так, тик-так»

Время отмеряет шаг,

По реке времени на лодочке поплывём,

И в современность попадём.

- Скажите мне, ребята, чем наши современные дома отличаются от древних и старинных домов?

Д/Игра «Выбери фото нашего современного города»

- А теперь поделитесь на команды по цвету своих значков, и я вам предлагаю собрать пазлы разных времён.

Д/Игра «Собери пазлы разных уголков нашего города»

Видео фильм «Усолье-Сибирское»

-Ребята, кому понравилось наше путешествие возьмите красные магниты и прикрепите на мольберт.

- Кому занятие понравилось, но было непонятно прикрепите синие магниты.

- А кому не понравились задания прикрепите зеленые магниты.

Список использованной литературы:

1. Короткова Н.А., Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова. – М.: Изд-во Линка-Пресс, 2012. – 208 с.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А., Как играть с детьми/ Н.Я., Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Изд-во Академический проект, 2001. – 151 с.

2. «Что было до…» Дыбина О. В. игры-путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., испр. – Москва: Творческий центр Сфера, 2014. – 160с.

3. «Рукотворный мир» Дыбина О.В. Творческий центр Сфера,

2011

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год