Познавательная игра «Мы — россияне» для старших дошкольников
МБДОУ «ЦРР детский сад «Колокольчик» Воспитатель первой квалификационной категории Шрайнер Александра Ивановна
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Социально- коммуникативное развитие», «Двигательное развитие», «Музыкальное».
Задачи:
- Расширять знания о государственных символах России, формировать умения узнавать их среди других символов;
- Расширять словарный запас детей, совершенствовать умение отвечать полными предложениями, воспитывать культуру речевого общения;
- Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родной стране, городу, родине;
- Воспитывать чувство любви к своей Родине – России;
- Способствовать формированию доброжелательного общения дошкольников, умение поддерживать друг друга.
Методы и приемы:
- Практические: игры, упражнения, соревнования.
- Наглядные: рассматривание, показ способов действий.
- Словесные: стихотворения, пословицы, песни, беседа, вопросы, пояснения.
Материалы и оборудование:
Магнитные доски, магниты, музыкальный центр, аудиозаписи, атлас мира или глобус, карточки с буквами (-А-, -М-), наборы иллюстраций городов Абакан и Москва, полоски бумаги (белая, красная, синяя), картинки – флажки разных стран, картинки – гербы разных стран, разрезные картинки – герб России, флажки трёх цветов (красный, белый, синий), картинки – гербы разных городов.
Предварительная работа: беседы о городах России; о государственных символах (герб, флаг, гимн); знакомство с историей российского государства; рассматривание иллюстраций; экскурсии по городу; знакомство с устным народным творчеством (пословицы и поговорки).
Технологии:
- Игровая – организация игры с элементами соревнований.
- Здоровьесберегающая – использование физкультминутки.
- Технология музыкального воздействия – прослушивание аудиозаписей.
- Информационно – педагогическая – информация по патриотическому воспитанию.
- Технология личностно – ориентированного взаимодействия – задания, помощь, подсказка.
Формы организации совместной деятельности
Игровая
|
Игровые упражнения с элементами соревнования, дидактические игры с картинками
|
Двигательная
|
Физкультминутка «Родина Россия»
|
Познавательная
|
Рассматривание атласа мира; иллюстраций городов Москва, Абакан
|
Коммуникативная
|
Доброжелательное общение – коммуникация со сверстниками в решении практической проблемы (прийти на помощь в затруднительной ситуации, подсказать)
|
Чтение художественной литературы (восприятие)
|
Чтение стихотворения, пословиц о Родине
|
Музыкальная
|
Прослушивание песни «С чего начинается Родина?», гимна России,гимн Хакасии
|
Логика образовательной деятельности
№
|
Деятельность воспитателя
|
Деятельность воспитанников
|
Ожидаемые результаты
|
1.
|
Мотивирующий момент. Воспитатель включает песню «С чего начинается Родина?»
|
Слушают, отвечают на вопросы.
|
Сформирована мотивация на деятельность.
|
2.
|
Воспитатель предлагает детям познавательную игру по нашей стране «Мы россияне». Задаёт вопросы.
|
Отвечают на вопросы.
|
Закреплено умение поддерживать беседу, отвечать полными предложениями.
|
3.
|
Воспитатель вносит атлас мира и предлагает игровые упражнения «Найди и покажи». задаёт вопросы.
|
Рассматривают атлас, находят и показывают границы нашей страны , добавляют ответы сверстников.
|
Сформированы чувства сопричастности к родной стране, гордость за родину.
Сформировано внимание, умение следить за ответами сверстников, выдержка, дослушивать до конца, не перебивая.
|
4.
|
Воспитатель переходит с детьми к игровому столу, предлагает игру «Выбери нужную картинку», объясняет правила.
|
Рассматривают, выбирают картинки о городах Абакан и Москва, обосновывают свой выбор, помогают тем, кто затрудняется с выбором.
|
Сформированы знания о достопримечательностях столицы и нашего города, умение поддерживать сверстников.
|
5.
|
Воспитатель приглашает детей к столу с флажками, задает вопросы
|
Рассматривают флаги, слушают, высказывают свои предположения.
|
Сформированы знания о государственной символике – флаге, умения узнавать российский флаг.
|
6.
|
Воспитатель предлагает выбрать полоски цвета российского флага и выполнить физкультминутку «Родина Россия».
|
Выбирают по одной полоске, выполняют движения по тексту совмещая с проговариванием слов, составляют группами из 3 человек – флаг.
|
Сформированы: быстрота движений и реакция на сигнал, способности работать в команде. Сформированы знания о государственной символике – флаге.
|
7.
|
Воспитатель подводит детей к магнитной доске с гербами разных стран, задаёт вопросы.
|
Рассматривают, находят герб России, отвечают на вопросы.
|
Сформированы знания о символике – гербе; воспитана культура общения: не перебивать друг друга, дослушивать до конца.
|
8.
|
Воспитатель предлагает поделиться на три команды с помощью жребия и поиграть в игру «Составь герб России» (разрезные картинки – составь целое из частей).
|
Дети выбирают полоски бумаги (белая, красная, синяя) и разбиваются на три команды соответственно цвету, соревнуются собирая герб .
|
Сформированы духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родной стране, Родине; умения работать в команде.
|
9.
|
Воспитатель приглашает перейти к другой магнитной доске и предлагает игру «Найди гербы Москвы и Тольятти и расскажи о них», объясняет правила.
|
Самостоятельно выбирают двух претендентов для игры, следят за ходом, по надобности помогают. Выбирают гербы, рассказывают о них.
|
Сформированы знания о символике городов - гербах, расширен словарный запас, умения поддерживать и помогать сверстникам.
|
10.
|
Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики и вспомнить поговорки и пословицы.
|
Рассказывают поговорки и пословицы о Родине, отчизне, России.
|
Сформированы духовно нравственные качества и чувства сопричастности к родной стране, Родине, Отчизне; воспитана культура речевого общения.
|
11.
|
Воспитатель предлагает прослушать два отрывка песен и «Отгадать гимн России», задаёт вопросы.
|
Слушают, отгадывают, отвечают на вопросы.
|
Расширены знания о гимне России, как о государственном символе; воспитаны чувства гордости, сопричастности к родине, нравственные качества, выдержка, усидчивость.
|
12.
|
Воспитатель предлагает детям встать и прослушать гимн России, по возможности петь.
|
Встают, слушают, поют гимн нашей страны.
|
Сформированы знания о гимне России, воспитаны чувства гордости, любви к Родине, стране, государственной символике.
|
13.
|
Воспитатель задаёт вопросы, подводит итог игры.
|
Слушают вопросы, отвечают, не перебивая сверстников.
|
Сформированы знания о государственной символике, расширен словарный запас, воспитана культура речевого общения.
|
14.
|
Заключительный момент: воспитатель читает стихотворение, подводит итог.
|
Слушают.
|
Сформированы духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родной стране, Родине.
|
Ход мероприятия:
Дети, входя в группу, воспитатель включает песню «С чего начинается Родина?» Воспитатель: Ребята, что такое Родина? (ответы детей) Сегодня я вас приглашаю в путешествие по нашей стране и её государственных символах. (Воспитатель вносит атлас мира или глобус)
Поиграем в игру «Найди и покажи».
- Найдите и покажите нашу страну? (находят и показывают)
- Как она называется? (Россия)
- Где на карте столица нашей родины? (находят, показывают и называют)
- Найдите, покажите и назовите реку, на которой находится наш город?
- Как он называется? (Абакан)
Воспитатель: Давайте перейдём к игровому столу и поиграем в игру «Выбери нужную картинку». (На столе разложены иллюстрации о городах Абакан, Москва). Возьмите карточку с буквой (карточки, на которых написаны буквы –А-, -М-, перевёрнуты вниз картинкой). Кому попадётся какая буква, тот на ту букву и находит картинку: про Абакан или про Москву. Уточним.
-С какой буквы начинается название нашего города? (с буквы -А- — Абакан)
- А название столицы нашей Родины? (с буквы –М- — Москва)
(Дети выбирают карточку с буквой, а затем картинку и обосновывают свой выбор, рассказывая об изображении.)
Воспитатель: Пойдёмте дальше. (На столе стоят флаги разных государств, полоски разных цветов для физкультминутки)
- Что вы видите на этом столе?
Флаг – это один из символов государственной символики. В каждой стране свой государственный флаг.
- Для чего он нужен? (ответы детей: чтобы нашу страну отличали от других стран, вывешивать на праздниках, украшая города, поднимать на разных церемониях (митингах, фестивалях, олимпиадах, украшать на зданиях и т.д.)
- Какого цвета полосы изображены на флаге России. (Белая, синяя и красная.)
- Каждая полоса имеет свое значение. Какое?
Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, и не идет на конфликт с другими странами.
Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее.
Красный цвет – это цвет силы. Наша страна сильная, миролюбивая.
Воспитатель: Выбирайте полоски цветовой гаммы флага России, давайте выполним физкультминутку.
Физкультминутка «Родина Россия»
Нет на свете Родины красивей –
|
Дети шагают врассыпную по группе.
|
Боевой страны богатырей.
|
Изображают «богатырей».
|
Вот она, по имени Россия,
От морей простерлась
до морей.
|
Шагают на месте и широко разводят руки в стороны.
|
Ну – ка, смелей,
Флаг России собери скорей!
|
Объединяются по три человека, составляя цвета российского флага.
|
Воспитатель: Ребята, подходите к магнитной доске.
- О чём мы с вами сейчас поговорим? (о гербе)
- Герб – это второй государственный символ. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Рассмотрите все гербы.
- Найдите герб нашей страны — России?
- Где можно увидеть изображение герба? (Его изображение можно увидеть на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство и т.д.)
- Расскажите, что вы на нем видите? (Орел с двумя головами, у орла распущенные крылья, на головах короны, в одной лапе орел держит золотой шар, а в другой золотой жезл.)
- Вывод: на гербе России золотой двуглавый орел, над орлом три короны. В лапах орла золотой жезл и золотой шар.
- Каждый элемент герба имеет своё значение. Какое?
(-Двуглавый орел – символ единства России;
- Короны – союз республик, входящих в состав России
- Жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство
-Всадник на щите – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врага.)
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Составь герб России». Сначала нужно поделиться на три команды с помощью жребия. По очереди каждый подходит и выбирает полоску бумаги (красная, белая, синяя), разбиваемся на три команды соответственно цвету. Подходите каждый к своему столу, обозначенный флажком (красный, белый, синий). по звуковому сигналу начинаем собирать картинку.
(Дети соревнуясь собирают целую картинку герба России из частей. Аплодируют команде победителей.)
Воспитатель: Приглашаю перейти к другой магнитной доске. и поиграть в игру «Найди гербы Москвы и Абакан, и расскажи о них».
Для этой игры нам нужно два претендента, подумайте и решите, кто сможет: не только выбрать картинку, но и интересно рассказать о гербе нашего городаАбакан или столицы нашей Родины – Москве. (Дети посовещавшись выбирают претендентов, и игра начинается. По необходимости дети, помогают друг другу, дополняют ответы.)
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики. Давайте вспомним поговорки и пословицы о нашей Родине, Отчизне, России.
Пословицы и поговорки:
- Нет в мире краше Родины нашей
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Одна у человека мать, одна у него и родина.
- У народа один дом – Родина.
- Береги Родину, как зеницу ока.
- На чужой стороне Родина милей вдвойне.
- Жить – Родине служить.
- Кто за Родину горой, тот истинный герой.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поговорим о третьем государственном символе России Послушайте два отрывка из песен и «Отгадайте гимн России». (Включает аудиозапись двух разных гимнов, дети слушают и отгадывают гимн России.)
- Что такое гимн?
-В каких случаях звучит гимн нашей страны?
Вывод: Государственный гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение. Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом России деятелям культуры, ученым и спортсменам вручают награды, молодые воины принимают присягу. Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя. В этот момент люди поворачиваются в сторону Государственного флага, мужчины снимают головные уборы.
- Давайте мы с вами послушаем гимн нашей страны России. (дети встают и слушают гимн, подпевают).
Воспитатель: Закончилась наша познавательная игра.
- Какое значение государственные символы России имеют именно для вас?
(Чтобы знать и не забывать свою Родину, любить, быть патриотами своей страны, гордиться ею, знать свои корни и традиции, беречь нашу землю и Родину и т.д.)
Воспитатель: Мне хочется прочитать строки из стихотворения Н.Соловьева «Моя Россия»:
У моей России длинные косички. У моей России светлые реснички, У моей России голубые очи. На меня Россия ты похожа очень.
Для меня Россия – белые березы, Для меня Россия – утренние росы, Для меня Россия ты всего дороже, До чего ж на маму, ты, мою похожа.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь, Ты, моя Россия, песни петь умеешь, Ты, моя Россия, неразлучна с нами. Ведь Россия наша – это мы с друзьями!!!
Вы ещё маленькие, но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка! ”
Литература:
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство «Мозаика – Синтез» Москва, 2015г.
- «Моя страна Россия» Н.Ф. Виноградова, Л.А. Соколова, Изд. «Просвещение» Москва, 1999г.
- «Ознакомление с окружающим и развитие речи» Л.Г. Селихова, Изд. «Мозаика – Синтез», Москва, 2008г.
- «Умные пословицы» Е.Синицына, Изд. «Лист», Москва, 2000г.
- «Герб и флаг России: знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами», Е. К. Ривина, Москва, 2002 год
|