«Формирование у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству в проектной деятельности» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Мингалиева Марина Александровна | |||
12.06.2022 07:47 | |||
«Формирование у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству в проектной деятельности» Мингалиева Марина Александровна воспитатель МДОУ «Детский сад № 5» г.о. Саранск Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Чувство Ро-дины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружение. Родина – это город, посёлок, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. С первых дней своего существования ребенок становится членом коллектива – семьи. Семья – это первая среда, формирующая личность ребенка. В процессе общения с родителями, первыми своими воспитателями и наставниками, он растет, развивается, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы и правила поведения. Что можно, а что нельзя, что хорошо, а что предусмотрительно, дети постигают на опыте семейной жизни. Трудно переоценить роль семьи в формировании личности ребенка. Рождение ребенка – это не только большая радость, но и большая ответственность. И родители не всегда в должной мере это осознают. В Законе РФ «Об образовании» (ст. 18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Должно осуществляться взаимодействие ДОУ и семьи, а не одностороннее воздействие на родителей. Требования детского сада и семьи должны быть едиными, т.к. воспитатели непосредственно продолжают дело, начатое семьёй. Огромное влияние на процесс социализации дошкольников оказывают такие аспекты, как:
Семья – первый коллектив в жизни ребенка, который оказывает на него непрерывно формирующее воздействие. Родители самые близкие для ребенка люди, большое значение имеет их любовь и авторитет. Но ребенок воспитывается не толь-ко в семье, а также и в специальной педагогической среде, где с ним работают подготовленные педагоги и воспитание носит научно обоснованный характер. Формирование у детей представлений о семье, ее членах, их взаимоотношениях происходит в процессе сюжетно — ролевых игр. В игровых действиях дети воспроизводят по-ведение, чувства, переживания своих родителей так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации. Дети приучаются активно выражать в поступках и действиях доброе отношение к родным. Исходя из своих наблюдений за детьми группы, я определила для себя цель работы: формирование у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству в проектной деятельности. Успешная реализация обозначенной цели предполагает решение следующих задач:
В нашем детском саду большое внимание уделяется развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. Практика сопровождения первоклассников доказала, что, выйдя из стен детского сада, недостаточно эмоционально развитым детям трудно социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого ребёнка, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой. Для успешного достижения целевых ориентиров ФГОС по социально-коммуникативному развитию дошкольников мною выбрана совместная проектная деятельность. С 2019 года я работаю над реализацией проекта: «Моя дружная семья». В ходе работы над проектом «Моя дружная семья» воспитанниками были:
Так же я планирую рассматривание различных иллюстраций по теме, организацию развивающих практических и игровых ситуаций, обеспечивающих накопление личного опыта культуры взаимоотношений в паре или небольшой подгруппе: «В дружном деле всем хорошо», «Как без ссор решить спор», «День вежливости». Провожу этические беседы: «С чего начинается дружба», «Обиженные друзья», «Я самый главный», «Умей увидеть тех, кому нужна помощь», которые учат детей размышлять и говорить о своих чувствах и чувствах других людей. Стараюсь организовывать продуктивную совместную деятельность с детьми, включая родителей в педагогический процесс. Предоставляю родителям возможность понаблюдать за характером взаимодействия своего ребёнка в группе сверстников в ДУ. На родительских собраниях всегда говорю о первостепенной роли семьи в воспитании ребёнка, о том, что образовательные организации – это помощь родителям. Темы собраний «Семья — самое тёплое место на земле», «Прививать ли трудолюбие дошкольнику?», «Уроки добра или как воспитывать нравственность» вы-звали у родителей неподдельный интерес и побудили к дискуссии. Одна из любимых форм совместной проектной деятельности – участие семей в разных конкурсах, таких как «Бабань парь», «Фабрика Деда Мороза», «Моя мама рукодельница», «День здоровья», «Пасхальная мастерская». Видимый результат совместной творческой деятельности, радость победы. Используя в работе с детьми такие традиционные формы, как чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений о семье, Родине, дружбе, так же стараюсь максимально вовлечь родителей: предлагаю детские книги для чтения дома, даю рекомендации по подбору литературы, просмотру мультфильмов и составлению фонотеки по данному направлению. Результатом проведённой работы по формированию у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой Родине и Отечеству в ходе проектной деятельности являются работы и фильмы, созданные совместно дошкольниками, их родителями и педагогами ДОУ. Прослеживается положительная динамика в социально- коммуникативном развитии воспитанников, дети научились слушать своего собеседника, поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; договариваться, считаться с мнением других, работать в группе сверстников; имеют представления о малой Родине, Отчизне, проявляют инициативу и самостоятельность в совместной деятельности.
|