Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству в проектной деятельности»
Патриотизм детям
Автор: Мингалиева Марина Александровна   
12.06.2022 07:47

«Формирование у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству в проектной деятельности»«Формирование у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству в проектной деятельности»

Мингалиева Марина Александровна воспитатель МДОУ «Детский сад № 5» г.о. Саранск

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Чувство Ро-дины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

 

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружение. Родина – это город, посёлок, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. С первых дней своего существования ребенок становится членом коллектива – семьи. Семья – это первая среда, формирующая личность ребенка. В процессе общения с родителями, первыми своими воспитателями и наставниками, он растет, развивается, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы и правила поведения. Что можно, а что нельзя, что хорошо, а что предусмотрительно, дети постигают на опыте семейной жизни.

Трудно переоценить роль семьи в формировании личности ребенка. Рождение ребенка – это не только большая радость, но и большая

ответственность. И родители не всегда в должной мере это осознают. В Законе РФ «Об образовании» (ст. 18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Должно осуществляться взаимодействие ДОУ и семьи, а не одностороннее воздействие на родителей. Требования детского сада и семьи должны быть едиными, т.к. воспитатели непосредственно продолжают дело, начатое семьёй.

Огромное влияние на процесс социализации дошкольников оказывают такие аспекты, как:

  • Семья (родители, бабушки, дедушки, братья, сёстры и другие родственники)
  • детский сад (в первую очередь воспитатели)
  • общество (сверстники, друзья).

Семья – первый коллектив в жизни ребенка, который оказывает на него непрерывно формирующее воздействие. Родители самые близкие для ребенка люди, большое значение имеет их любовь и авторитет. Но ребенок воспитывается не толь-ко в семье, а также и в специальной педагогической среде, где с ним работают подготовленные педагоги и воспитание носит научно обоснованный характер. Формирование у детей представлений о семье, ее членах, их взаимоотношениях происходит в процессе сюжетно — ролевых игр. В игровых действиях дети воспроизводят по-ведение, чувства, переживания своих родителей так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации. Дети приучаются активно выражать в поступках и действиях доброе отношение к родным.

Исходя из своих наблюдений за детьми группы, я определила для себя цель работы: формирование у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству в проектной деятельности.

Успешная реализация обозначенной цели предполагает решение следующих задач:

  • обучать умению инициировать общение, выражать свои мысли и желания, чувства, результаты, аргументировать свою точку зрения
  • развивать умение проявлять интерес друг к другу и своё отношение к другим
  • формировать умение считаться с другими, работать в группе сверстников
  • прививать понятия «малая родина», «Отечество».
  • Обеспечивать помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в проектной деятельности.

В нашем детском саду большое внимание уделяется развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. Практика сопровождения первоклассников доказала, что, выйдя из стен детского сада, недостаточно эмоционально развитым детям трудно социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого ребёнка, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

Для успешного достижения целевых ориентиров ФГОС по социально-коммуникативному развитию дошкольников мною выбрана совместная проектная деятельность. С 2019 года я работаю над реализацией проекта: «Моя дружная семья».

В ходе работы над проектом «Моя дружная семья» воспитанниками были:

  • сформулированы правила дружбы, которые они используют и применяют в повседневной жизни;
  • сформированы у дошкольников знания об уважительном отношении и чувствах принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству я включаю и такие темы: «Неделя добрых дел», «Моя семья», «День объятий», «Что такое доброта» и др.

Так же я планирую рассматривание различных иллюстраций по теме, организацию развивающих практических и игровых ситуаций, обеспечивающих накопление личного опыта культуры взаимоотношений в паре или небольшой подгруппе: «В дружном деле всем хорошо», «Как без ссор решить спор», «День вежливости».

Провожу этические беседы: «С чего начинается дружба», «Обиженные друзья», «Я самый главный», «Умей увидеть тех, кому нужна помощь», которые учат детей размышлять и говорить о своих чувствах и чувствах других людей.

Стараюсь организовывать продуктивную совместную деятельность с детьми, включая родителей в педагогический процесс.

Предоставляю родителям возможность понаблюдать за характером взаимодействия своего ребёнка в группе сверстников в ДУ.

На родительских собраниях всегда говорю о первостепенной роли семьи в воспитании ребёнка, о том, что образовательные организации – это помощь родителям. Темы собраний «Семья — самое тёплое место на земле», «Прививать ли трудолюбие дошкольнику?», «Уроки добра или как воспитывать нравственность» вы-звали у родителей неподдельный интерес и побудили к дискуссии.

Одна из любимых форм совместной проектной деятельности – участие семей в разных конкурсах, таких как «Бабань парь», «Фабрика Деда Мороза», «Моя мама рукодельница», «День здоровья», «Пасхальная мастерская». Видимый результат совместной творческой деятельности, радость победы.

Используя в работе с детьми такие традиционные формы, как чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений о семье, Родине, дружбе, так же стараюсь максимально вовлечь родителей: предлагаю детские книги для чтения дома, даю рекомендации по подбору литературы, просмотру мультфильмов и составлению фонотеки по данному направлению.

Результатом проведённой работы по формированию у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой Родине и Отечеству в ходе проектной деятельности являются работы и фильмы, созданные совместно дошкольниками, их родителями и педагогами ДОУ. Прослеживается положительная динамика в социально- коммуникативном развитии воспитанников, дети научились слушать своего собеседника, поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; договариваться, считаться с мнением других, работать в группе сверстников; имеют представления о малой Родине, Отчизне, проявляют инициативу и самостоятельность в совместной деятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год