Комплексно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем
Разработала и реализовала Корабцова О.А. воспитатель МБДОУ «Детский сад №81» г.о. Самара
Цель: Воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем.
Задачи:
- Развивать и обогащать знания старших дошкольников о нашей многонациональной Родине, дать общее представление о народах Поволжья.
- Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
- Прививать интерес к событиям прошлого и настоящего, искусству народов Поволжья, уважение к труду.
- Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
- Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, содействовать становлению желания принимать участие в традициях города.
Пояснительная записка.
Мир детства мы наполним любовью к родному краю, его природе, истории и культуре. Эта тема является актуальной на сегодняшний день. Работа по ознакомлению с родным городом, воспитанию у детей любви к родному краю является одним из направлений воспитания и образования дошкольников нашего ДОУ. Содержание работы с детьми обеспечивает формирование о своем Отечестве, социально-ценностное отношение к нему, становление адекватных способов поведения, отражение полученной информации в продуктивных видах деятельности, развитие психических функций и процессов.
В работу включены образовательная деятельность, игры, экскурсии, нерегламентированная деятельность детей.
В своей работе мы уделили большое значение взаимосвязи с родителями. Рекомендовали им вместе с детьми наблюдать, читать детскую литературу, слушать музыку, рассматривать картины, посещать музеи, совершать путешествия по театрам, паркам, реке Волга, праздники, парады, салюты.
Месяц
|
Содержание образовательной деятельности
Методы, формы
|
Вовлечение семьи в образовательную деятельность.
|
Создание, организация предметно -пространственной среды для самостоятельной деятельности детей и поддержке детской инициативы.
|
Сентябрь
|
Географическое расположение Самарского региона
|
Составление рассказа о г. Самара
Дид.игра «Что сначала, что потом»;
Рассматривание карты Самарской области.
Слушание музыки разных народов;
Национальные игры;
Знакомство со сказками разных народов.
|
Привлечь родителей к пополнению иллюстрационного материала в группе: улицы, проспекты.
|
Карта Самарской области.
Оформление центра «Мой город»
Выставка детских работ «Моя Самара»
Альбом «Этнический состав городского округа Самара».
|
Октябрь
|
История возникновения Самары
|
Рассказ об истории возникновения г. Самары;
Рассматривание альбомов, иллюстраций;
Знакомство с народами, населяющими Самарскую область;
Дид.игра «Тогда и сейчас».
|
Предложить родителям принять участие в пополнении мини-музея, посвященного истории г. Самара
|
с/р игра «Мы самарцы»
Д/и «Что сначала, что потом».
Материал для мультимедиа «История города».
|
Ноябрь
|
Символы города Самара
|
Рассматривание альбомов, наборов открыток о символах города.
Рассказ о промышленных объектах города и профессиях людей этих предприятий.
Слушание песен о городе Самара.
|
Привлечь родителей к подбору материалов для мини-музея «символы Самары (прошлое и настоящее)
|
Выставка «Герб города»
Д/и «Кому что нужно»
с/р игра «Экскурсия»
Просмотр мультфильмов, созданных детьми.
|
Декабрь
|
Национальные традиции и обычаи народов Поволжья
|
Беседа «Народы Поволжья».
Разучивание песен и стихов.
Чтение сказок народов Поволжья.
С/р игра «Моя семья».
Электронно-дидактическое пособие «Национальные костюмы Поволжья».
|
Привлечь родителей к подбору материалов для мини-музея «Самара – многонациональная» и альбома «Национальные костюмы Поволжья».
Проведение совместного мероприятия «Игры народов Поволжья».
|
«Национальные костюмы Поволжья».
|
Январь
|
Многообразие природного и животного мира Самарского региона
|
Общение: лекарственные растения нашего региона.
Рассказ о Самарском заповеднике – Самарская Лука.
Рассказ о пещерах, горах, озерах, реках, вблизи города.
Д/и «Обитатели леса».
|
Привлечь родителей к сбору электронных материалов о животных, растениях (в том числе лекарственных), деревьях, цветах.
|
Красная книга.
Изготовление плаката «Жалобная книга природы».
|
Февраль
|
Достопримечательности города Самары
|
Беседа о достопримечательностях города Самара.
Рассказ о профессиях, связанных с красотой города (озеленители, архитекторы).
Слушание песен о городе.
Рассматривание фотографий с видами современной Самары.
|
Предложить родителям принять участие в оформлении альбома «Достопримечательности города».
Выпуск газеты «Красота природы моего города».
Коллективная работа «Город будущего».
|
Внести иллюстрации и альбомы о достопримечательностях и истории города.
С/р игра «Мы идем в музей»
Д/игра «Что ты знаешь о…»
П/и «Найди свой дом».
|
Март
|
Матушка река Волга
|
С/р игра «Путешествие по Волге»
Рассматривание иллюстраций о реке, речном транспорте.
Игровое упражнение «На берегу».
Общение «Что случится если…»
Рассказ о названии реки Волга.
Д/и «Узнай и назови».
Чтение книги «Легенды и были Жигулей».
|
Вместе с родителями создать макет «Обитатели реки».
Коллективная работа «Путешествие по Волге».
|
Рассматривание альбома «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
С/р игра «Моряки».
|
Апрель
|
Самара космическая
|
Рассказ о космосе и космонавтах.
Рассматривание энциклопедии о космосе.
Общение: «Подвиг человека, покорившего космос».
Беседы о первом космонавте Ю.А.Гагарине.
|
Предложить родителям вместе с детьми посетить музей «Самара космическая».
|
Оформление выставки «Космическое путешествие».
|
Май
|
Самара в годы ВОВ
|
Беседа о ВОВ.
Рассматривание наград времен ВОВ.
Рисование «День Победы».
Заучивание стихов о ВОВ.
Торжественное занятие, посвященное 9 мая.
|
Пригласить родителей принять участие в озеленении участка, его украшении.
Бабушек и дедушек пригласить на утренник.
|
альбом «Рода войск».
Внести иллюстрации «Техника нашей армии».
Фотографии дедов и прадедов участников ВОВ.
|
|