«Работа с родителями в формирование патриотических чувств через воспитание любви к родному краю» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Сипатова Юлия Семеновна | |||
22.05.2021 10:45 | |||
«Работа с родителями в формирование патриотических чувств через воспитание любви к родному краю» «Родина для человека – самое дорогое и священное, Без чего человек перестает быть личностью» В.А. Сухомлинский Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине.
В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Изменения в политической жизни страны, человеческий прогресс вносили свои коррективы в выбор приоритетов воспитания. Не радует тот факт, что в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям. Трудно спорить, когда говорят: «Воспитывают все, что окружает растущего человека». Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности. Многие родители не считают главной задачей воспитывать патриота, так как, думают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте; многие надеются на детский сад, школу. Необходимо разъяснить родителю, насколько важно учить ребенка умению вести себя благородно с детских лет. Иначе в дальнейшем будет трудно воспитать сдержанность – привить важные понятия: быть сильнее не физически, а духовно. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье и самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей традиции, то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова. В работе с семьей необходимо обязательно опираться на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности. В данном направлении работы проводить этические беседы о семье, о близких родственниках; предложить детям составить рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Вместе с детьми подготовить подарки для бабушек и мам, провести совместные праздники, маленькие концерты, инсценировать сказки, провести выставки рисунков на темы: «Моя мама – лучше всех», «Моя семья», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали». Совместно с родителями оформить альбом «Моя дружная семья», создать игровой макет, где оборудовать избу с печкой, домашней утварью и предметами быта. Играя вместе с детьми, объяснить назначение тех или иных предметов, показать историческую преемственность с современными аналогами (лучина – керосиновая лампа; валик – чугунный утюг на углях – электрический утюг), приобщать детей к истокам русского народного творчества. Совместно с родителями продолжать оформлять уголок по патриотическому воспитанию, собирать стихи, сказки, рассказы о родной стране, области, селе, совершать экскурсии по улицам села, в музей, к памятникам. Провести вечера отдыха: «Вместе с мамой», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Хлеб – всему голова», на которых дети вместе с родителями могут принять участие в различных конкурсах, соревноваться в аттракционах, спеть колыбельные песни, рисовать сказки. Эти мероприятия способствуют сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу. Это поможет детям узнать, чем знаменателен, красив и богат родной край. Ведь именно процесс своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества. Необходимо и воспитателю повысить собственный уровень знаний путём ознакомления с историей села, традициями, особенностями родного края. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями. Оформить в группе уголок. В работе использовать разные методы: занятия, посвященные истории села, края, экскурсии, прогулки по селу, чтение художественных произведений, организация уголка, посвященного родному селу, району. Предложить родителям в сборе информации о своем селе, районе, репродукций и фотоматериалов. Перспективный план работы Для того чтобы знания были более глубокими и прочными, много внимания следует уделять предварительной работе. Так, на выходные дни дать выполнить следующие задания: узнать о подвигах предков, сельчан в годы войны. - Выяснить у детей, на какой улице находиться детский сад. Почему ее так назвали? - Провести вместе с родителями тематические беседы с использованием фотографий, иллюстраций, предложить детям вместе с родителями рассказать историю своих прадедов участвовавших в великой Отечественной войне 41-45 г. - В помощь родителям предложить литературу, материалы, папки-передвижки. - Но родной край не только воин, но и труженик. - Познакомить детей с трудом хлеборобов. - Рассмотреть колосья пшеницы, сравнить их с рожью и ячменем. - Провести экскурсии на зерноток, в мастерскую, познакомиться с руководителем хозяйства, его помощниками, в хлебобулочный магазин, на поле. - Хлебу посвятить тематическую неделю, где дети расскажут, откуда берется хлеб, попробуют его на вкус. В конце недели провести музыкально-познавательное занятие «Хлеб своему голова». Где активное участие примут родители. В конце занятия вместе с родителями устроить чаепитие. Познакомить детей с тружениками — животноводами, экскурсия на ферму. Свои впечатления дети могут отразить в играх. В работе широко использовать русские народные игры: ( «Гуси-лебеди», «Петушиный бой», «Краски», «Обыкновенные жмурки», «Нитка, узелок и иголочка», «Кошки – мышки», «Городки» и т.д.) А также разработать ряд дидактических игр о родном селе, соседнем городе ( «Узнай и опиши», «Когда это бывает», «Путешествие колоска»). - Работа по ознакомлению с предприятиями села и трудом земляков перерастает в интересную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт ( «Животноводы», «Гараж», «Уборка урожая»). Активно приглашать родителей в создании развивающей среды: создание мини-музея «Русская изба», пополнение тематического уголка «Моя родина». В работе используются «домашнее задания». Накануне выходных, отпуска, выезда за пределы села, на природу детям и родителям дать задания: понаблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии. Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является взаимосвязь с семьями воспитанников. В работе следует опираться на родителей не только как на помощников, но и как равноправных участников в формировании личности ребенка. Работа по данной теме должна вестись с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка, ведь бабушки и дедушки -это живые участники истории родного села, области. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, корни своего рода, старые фотографии, рассказы старших членов семьи, помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей. Таким образом, ознакомление с родным городом, краем с помощью разнообразных видов деятельности создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка. Ребенок не только познает своё село, область, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к нему. Примерный план работы с родителями Сентябрь Я и моя семья
Октябрь Природа родного края
Ноябрь Быт и традиции Привлечение родителей к сбору предметов быта в мини-музей. Предметы быта: самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, прялка. Альбомы с народными росписями. Декабрь Моё село.
Январь Наша Родина Россия.
Консультация «Роль художественной литературы в нравственном воспитании» Февраль Наши защитники
Март Нет никого краше мамочек наших.
Апрель Богатство нашего края Помощь в организации экскурсий на ферму, гараж, зерноток, поле. Составление книги о родном крае. Май И помнит мир спасенный
Список литературы: Данилин Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М.: АРКТИ, 2005 Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006 Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004. №5. С.19-22 Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – М.: Просвещение, 1990 Ильчук Н. Ребенок в детском саду, №4, №5, 2005 Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6. С.8-9 Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.: АРКТИ, 2005 Кокина Н. Нам дороги эти позабыть нельзя…// Музыкальный руководитель. -2006. №2. С.4-6
|