Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Работа с родителями в формирование патриотических чувств через воспитание любви к родному краю»
Патриотизм детям
Автор: Сипатова Юлия Семеновна   
22.05.2021 10:45

«Работа с родителями в формирование патриотических чувств через воспитание любви к родному краю»«Работа с родителями в формирование патриотических чувств через воспитание любви к родному краю»

«Родина для человека – самое дорогое и священное, Без чего человек перестает быть личностью» В.А. Сухомлинский

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине.

 

В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Изменения в политической жизни страны, человеческий прогресс вносили свои коррективы в выбор приоритетов воспитания. Не радует тот факт, что в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям.

Трудно спорить, когда говорят: «Воспитывают все, что окружает растущего человека». Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности. Многие родители не считают главной задачей воспитывать патриота, так как, думают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте; многие надеются на детский сад, школу.

Необходимо разъяснить родителю, насколько важно учить ребенка умению вести себя благородно с детских лет. Иначе в дальнейшем будет трудно воспитать сдержанность – привить важные понятия: быть сильнее не физически, а духовно.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье и самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей традиции, то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.

В работе с семьей необходимо обязательно опираться на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности. В данном направлении работы проводить этические беседы о семье, о близких родственниках; предложить детям составить рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают.

Вместе с детьми подготовить подарки для бабушек и мам, провести совместные праздники, маленькие концерты, инсценировать сказки, провести выставки рисунков на темы: «Моя мама – лучше всех», «Моя семья», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали».

Совместно с родителями оформить альбом «Моя дружная семья», создать игровой макет, где оборудовать избу с печкой, домашней утварью и предметами быта. Играя вместе с детьми, объяснить назначение тех или иных предметов, показать историческую преемственность с современными аналогами (лучина – керосиновая лампа; валик – чугунный утюг на углях – электрический утюг), приобщать детей к истокам русского народного творчества.

Совместно с родителями продолжать оформлять уголок по патриотическому воспитанию, собирать стихи, сказки, рассказы о родной стране, области, селе, совершать экскурсии по улицам села, в музей, к памятникам.

Провести вечера отдыха: «Вместе с мамой», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Хлеб – всему голова», на которых дети вместе с родителями могут принять участие в различных конкурсах, соревноваться в аттракционах, спеть колыбельные песни, рисовать сказки.

Эти мероприятия способствуют сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу. Это поможет детям узнать, чем знаменателен, красив и богат родной край. Ведь именно процесс своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества.

Необходимо и воспитателю повысить собственный уровень знаний путём ознакомления с историей села, традициями, особенностями родного края.

Разработать перспективный план работы с детьми и родителями.

Оформить в группе уголок.

В работе использовать разные методы: занятия, посвященные истории села, края, экскурсии, прогулки по селу, чтение художественных произведений, организация уголка, посвященного родному селу, району. Предложить родителям в сборе информации о своем селе, районе, репродукций и фотоматериалов.

Перспективный план работы

Для того чтобы знания были более глубокими и прочными, много внимания следует уделять предварительной работе.

Так, на выходные дни дать выполнить следующие задания: узнать о подвигах предков, сельчан в годы войны.

- Выяснить у детей, на какой улице находиться детский сад. Почему ее так назвали?

- Провести вместе с родителями тематические беседы с использованием фотографий, иллюстраций, предложить детям вместе с родителями рассказать историю своих прадедов участвовавших в великой Отечественной войне 41-45 г.

- В помощь родителям предложить литературу, материалы, папки-передвижки.

- Но родной край не только воин, но и труженик.

- Познакомить детей с трудом хлеборобов.

- Рассмотреть колосья пшеницы, сравнить их с рожью и ячменем.

- Провести экскурсии на зерноток, в мастерскую, познакомиться с руководителем хозяйства, его помощниками, в хлебобулочный магазин, на поле.

- Хлебу посвятить тематическую неделю, где дети расскажут, откуда берется хлеб, попробуют его на вкус. В конце недели провести музыкально-познавательное занятие «Хлеб своему голова». Где активное участие примут родители. В конце занятия вместе с родителями устроить чаепитие.

Познакомить детей с тружениками — животноводами, экскурсия на ферму.

Свои впечатления дети могут отразить в играх.

В работе широко использовать русские народные игры: ( «Гуси-лебеди», «Петушиный бой», «Краски», «Обыкновенные жмурки», «Нитка, узелок и иголочка», «Кошки – мышки», «Городки» и т.д.)

А также разработать ряд дидактических игр о родном селе, соседнем городе ( «Узнай и опиши», «Когда это бывает», «Путешествие колоска»).

- Работа по ознакомлению с предприятиями села и трудом земляков перерастает в интересную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт ( «Животноводы», «Гараж», «Уборка урожая»).

Активно приглашать родителей в создании развивающей среды: создание мини-музея «Русская изба», пополнение тематического уголка «Моя родина».

В работе используются «домашнее задания». Накануне выходных, отпуска, выезда за пределы села, на природу детям и родителям дать задания: понаблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии.

Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является взаимосвязь с семьями воспитанников. В работе следует опираться на родителей не только как на помощников, но и как равноправных участников в формировании личности ребенка. Работа по данной теме должна вестись с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка, ведь бабушки и дедушки -это живые участники истории родного села, области. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, корни своего рода, старые фотографии, рассказы старших членов семьи, помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей.

Таким образом, ознакомление с родным городом, краем с помощью разнообразных видов деятельности создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка. Ребенок не только познает своё село, область, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к нему.

Примерный план работы с родителями

Сентябрь

Я и моя семья

  1. Привлечение родителей к сбору познавательного и краеведческого материала.
  2. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье.
  3. Сбор фотографий для составления альбома о селе. Фотографии, книги, альбомы.

Октябрь

Природа родного края

  1. Рекомендации «Куда повести ребенка в выходной день».
  2. Выставка поделок из природного материала. Красная книга.

Ноябрь

Быт и традиции

Привлечение родителей к сбору предметов быта в мини-музей. Предметы быта: самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, прялка.

Альбомы с народными росписями.

Декабрь

Моё село.

  1. Оформление стенгазеты о знаменитых людях села.
  2. Подбор фотографий о селе.
  3. Подборка стихов, рассказов, заметок из местной газеты о селе и её жителях.

Январь

Наша Родина Россия.

  1. Консультация «Расскажите детям о Москве»
  2. Чтение детям рассказов, стихов, пословиц, поговорок о Родине.
  3. Развлечение «Колядки» с участием родителей

Консультация «Роль художественной литературы в нравственном воспитании»

Февраль

Наши защитники

  1. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков «Богатыри земли Русской».
  2. Участие родителей в спортивном развлечении «Защитники Отечества» 3.Книги с иллюстрациями подвигов богатырей на Руси.

Март

Нет никого краше мамочек наших.

  1. Участие в фотовыставке «Вот какие наши мамы».
  2. Участие родителей в праздниках и сотворчество детей и родителей в составлении рассказа «За что я люблю свою маму».
  3. Подбор иллюстраций о женских профессиях.
  4. Пословицы, поговорки, стихи о маме.

Апрель

Богатство нашего края

Помощь в организации экскурсий на ферму, гараж, зерноток, поле.

Составление книги о родном крае.

Май

И помнит мир спасенный

  1. Консультация «Что и как рассказать детям о Дне Победы»
  2. Конкур рисунков, макетов «Этот День Победы».
  3. Прослушивание военных песен
  4. Привлечение родителей к сбору военной атрибутики, для выступления детей на митинге посвящённому Дню Победы

Список литературы:

Данилин Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М.: АРКТИ, 2005

Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006

Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004. №5. С.19-22

Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – М.: Просвещение, 1990

Ильчук Н. Ребенок в детском саду, №4, №5, 2005

Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6. С.8-9

Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.: АРКТИ, 2005

Кокина Н. Нам дороги эти позабыть нельзя…// Музыкальный руководитель. -2006. №2. С.4-6

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год