Патриотическое воспитание как основной стержень общей системы всестороннего развития дошкольника |
Патриотизм детям | |||
Автор: Сердюкова Яна Александровна | |||
02.05.2021 23:13 | |||
Патриотическое воспитание как основной стержень общей системы всестороннего развития дошкольника Я.А. Сердюкова МБДОУ «ДСКВ № 118» МО г. Братска Патриотическое воспитание — важный элемент развития детей дошкольного возраста. В наше время оно является одним из актуальных и сложнейших проблем, с которым сталкивается дошкольное учреждение. Компьютерные игры вытеснили из сознания детей патриотизм, ведь в основном они все построены на сюжетах нападения, насилия, и уже не добро побеждает зло, а наоборот зло становится всемогущим. Всё чаще дети стали играть в «зомби», «террористов». Из нашей жизни ушли старые добрые фильмы о войне, в семьях уже практически не осталось ветеранов, изменилось отношение к армии, мальчики уже не мечтают служить. Перед педагогами стоит сложнейшая задача по патриотическому воспитанию будущего поколения. Основы патриотизма закладываются в развитии нравственных чувств. Любовь к Отчизне формируется у детей постепенно, через проведение тематических занятий, патриотических праздников, мероприятий, в игре, в быту, а также и на занятиях физической культуры. Работа строится таким образом, чтобы она проникла в сердце каждого воспитанника, нашла эмоциональный отклик в душах детей.
Регулярные занятия физической культурой позволяют не только овладеть двигательными навыками, но и помогают закалить характер, воспитать достойную смену будущих защитников нашей Родины. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрее, терпимее, умеющим прийти на помощь тем, кому она нужна, и направить свои умения и силу только на добрые поступки. Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности ребёнка перед инструктором по физической культуре были поставлены следующие задачи:
В решении поставленных задач, инструктор может внести свой вклад, в формирование физических качеств, двигательных навыков и умений у детей. Для формирования патриотических чувств детей дошкольного возраст используются различные формы и методы работы: проведение подвижных игр, эстафет, квестов, спортивных праздников и досугов, как с детьми, так и с их родителями. В нашем детском саду проходят такие мероприятия, как: «Кубок Победы», «Мы — моряки», «День космонавтики», «Олимпийские игры», «А ну-ка, мальчики», «Мама, папа, я – спортивная семья», «День Победы», «День России», «ИЛИМпийские надежды», «Зарница» и многое другое. Эти мероприятия давно уже стали традиционными для нашего сада. Какой восторг испытывают дети, принимая участие в подготовке вместе с родителями. Полученные на тематических спортивно-развлекательных мероприятиях знания и навыки позволяют подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа. Формирование у детей нравственных чувств производится через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр. У инструктора в копилочке всегда имеется множество картотек подвижных игр, пальчиковых и дыхательных гимнастик, побудок соответствующих тематик. Созданы условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, воспитывающие терпение, выносливость. Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста используются игры с развёрнутыми военными сюжетами, занятия из серии «Разведчики», «Пограничники», «Десантники» и др. Данные мероприятия воспитывают положительное отношение к службе в армии. Такие формы проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Изначально детей привлекает красочность военной формы, атрибутика, динамика военных ритуалов, которые широко используются на занятиях по физической культуре. Для обеспечения системы работы по данному направлению в ДОУ создана предметно-развивающая среда: стационарное помещение фильмотеки с набором диафильмов, кино и видеофильмов; подбор специальных пособий, книг, репродукций, картин, альбомов по развитию истории Родины в соответствии с возрастными возможностями ребенка. В системе тематических игр-занятий наряду с решением познавательных задач идет воспитание чувства гордости за освоение космического пространства нашими соотечественниками. В детском саду воспитанники очень любят «День космонавтики», активно включаются в совместную работу, создают плакаты, коллажи, макеты солнечной системы. Так же неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. Многие игры передаются из поколения в поколение, их история органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Знакомство с русской народной подвижной игрой начинается ещё с младшего дошкольного возраста. Педагоги применяют в своей работе простые игры: «Карусели», «Зайка серенький», «Хоровод», «Пузырь…», в которые играют, в том числе и в физкультурном зале. В старшем возрасте дети уже сами проводят простые игры, без помощи взрослого: «Хвост дракона», «Платочек», «Горелки», «Баба-яга», «Пятнашки». Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю. В работе с детьми используем такие приемы как изготовление стенгазет: «Мы со спортом крепко дружим!», «Активный семейный отдых», «Наши папы – Защитники Отечества», «Мы с папой лучшие друзья». Чувство любви к Родине в первую очередь произрастает из любви к близким людям, к семье, где ребёнок окружен заботой, вниманием, лаской. Использование данных подходов позволяет сформировать у дошкольников гражданственные и патриотические позиции, что в свою очередь затем ляжет в основу личности взрослого человека — гражданина своей страны. Таким образом, целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта, обеспечивает формирование патриотических чувств у воспитанников. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького гражданина. В процессе такого разностороннего воспитания закладывается фундамент, на котором будет выстраиваться более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству. Литература:
|