Консультация для педагогов «Роль авторской сказки в формировании знаний дошкольников о истории родного края, авторские педагогические сказки для изучения истории родного города». |
Патриотизм детям | |||
Автор: Иванова Нина Германовна | |||
02.04.2021 12:12 | |||
Консультация для педагогов «Роль авторской сказки в формировании знаний дошкольников о истории родного края, авторские педагогические сказки для изучения истории родного города». Дети потеряли интерес к знакомым сказочным сюжетам, тогда можно сочинить для них новую познавательную сказку и провести по ней беседу. Педагогическая сказка отличается от традиционной тем, с помощью неё мы можем решить познавательную задачу. Восприятие художественной литературы – один из видов детской деятельности (п. 2.7 ФГОС ДО). В части программы, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и (или) разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений, формы организации образовательной работы (ФГОС ДО п. 2.9). Ряд авторских сказок, сочинённые педагогами ДОО, может быть включена в вариативную часть ООП. Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами: миром людей, природы, предметным миром. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к истории родного края, культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать. Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет. Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет» — так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным городом и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями. Актуальность рассматриваемой темы связана в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни, знающими своё прошлое и настоящие. И этому способствуют авторские сказки волнительный мир сказки — вечной, захватывающей и волнующей во все времена. Основные задачи в работе по краеведению:
Формирование основ краеведческих знаний нужно вести в таких направлениях, как вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность и реализацию индивидуального подхода, позволяющую управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников. Для этого используют авторские сказки. С помощью сказок воспитатель ненавязчиво, может познакомить с историей родного города. На примере сюжетных коллизий и взаимодействия сказочных персонажей он формирует у дошкольника интерес к истории своего родного города, позитивное отношение к окружающему миру, сверстникам и взрослым. Благодаря морально-нравственной основе педагогических сказок воспитатель может реализовать позитивную социализацию старших дошкольников. Не все сказочные сюжеты решают данную задачу. Когда педагог сам пишет сказку, он разворачивает историю, в которой ребенок мог бы оказаться сам. Дошкольники во время обсуждения сказочного сюжета имеют возможность оценить поступки героев, научиться осознанно проявлять чувства к окружающим. Педагогические сказки помогают познать социальный мир, усвоить нравственные ценности, историю родного края. Они способствуют любви и интереса к традициям и истории родного края. Алгоритм использования авторских педагогических сказок
Знакомить детей с авторским сказками лучше во второй половине дня вовремя, отведенное для чтения художественной литературы. Для этого можно использовать готовый алгоритм. Педагог может ориентироваться на него и использовать свой опыт, проявлять личные педагогические компетенции, вносить изменения и дополнения. Чтение сказки воспитатель может превратить в маленькую импровизацию. Меняя интонацию и тембр голоса, он передает характеры и настроение героев. Это вызовет интерес у детей. Во время обсуждения сказки воспитатель выделяет:
Опорные вопросы для бесед следует формулировать так, чтобы дети учились не только давать ответ по содержанию текста сказки, но и сами бы размышляли, высказывали свое собственное мнение. Сюжет сказки следует строить с учетом особенностей воспитанников конкретной группы. Обсуждение этой сказки – хороший повод для детей поделиться своими чувствами, а для воспитателя – услышать мысли ребенка. Дайте воспитанникам задание нарисовать иллюстрации к сказке так, чтобы ее сюжет и герои были понятны дошкольникам. Сказки должны быть познавательными и побуждать к творческой деятельности. Авторские педагогические сказки: формируют у детей духовно-нравственные ценности: представления о дружбе, верности, взаимовыручке; расширяют представления о добре и зле; учат ответственно относиться к своим действиям; помогают поверить в свои силы, учат проявлять упорство, преодолевать препятствия, достигать цели, узнавать злые умыслы, совершать добрые дела Таким образом, педагогические сказки помогают изучить историю и традиции родного края, усвоить морально-этические нормы социального взаимодействия, позитивного отношения к миру. Приложение Сказка «Как Анисим и Гавриил нашли соляной источник» Воспитатель: Я расскажу вам одну удивительную сказку. Запомните действующих лиц и ее сюжет. Воспитатель читает, меняя интонацию и тембр голоса, чтобы передать характеры персонажей. Однажды два брата Михалёвы Гавриил и Анисим два казака шли по тайге и решили отдохнуть в дороге, пообедать. Анисим подстрелил дичь Гавриил разжёг костёр и пошёл набрать родниковой воды для похлёбки, он слышал недалеко журчит родни, каково же было удивление Гавриила, что вода в роднике оказалось солёная он позвал брата и вместе они смекнули, что родничок этот поможет им в производстве соли, самой нужной и редкой приправы в то время. Решили братья остаться жить в этом месте и построить солеварницу, позвать жить в этом месте и других людей, Так родился посёлок Михолёво, а затем и город Усолье-Сибирское.
|