Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка. Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности, посвященный 800-летию Александра Невского с детьми 5-7 лет. Тема: «Защитник земли русской»
Патриотизм детям
Автор: Ахтырская Юлия Викторовна Кернер Ольга Андреевна Параняк Светлана Анатольевна Кульшина Александра Петровна Мазгунова Александра Владимировна   
22.03.2021 17:25

Методическая разработка. Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности, посвященный 800-летию Александра Невского с детьми 5-7 лет. Тема: «Защитник земли русской»Методическая разработка. Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности, посвященный 800-летию Александра Невского с детьми 5-7 лет. Тема: «Защитник земли русской»

  • Ахтырская Юлия Викторовна, старший воспитатель, музейный педагог ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» ГБДОУ детский сад №62 Приморского района Санкт-Петербурга,
  • Кернер Ольга Андреевна, методист ГБДОУ детский сад №62 Приморского района Санкт-Петербурга,
  • Параняк Светлана Анатольевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №62 Приморского района Санкт-Петербурга
  • Кульшина Александра Петровна, воспитатель ГБДОУ детский сад №62 Приморского района Санкт-Петербурга
  • Мазгунова Александра Владимировна, воспитатель ГБДОУ детский сад №62 Приморского района Санкт-Петербурга

Цель: приобщить к высшим ценностям русской Православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа; воспитывать любовь к Родине, интерес к героической истории своей страны.

 

Скачать конспект

Задачи (по областям ФГОС ДО):

Социально-коммуникативное развитие (СКР)

  • Воспитание патриотических чувств, уважения к предкам
  • Воспитание умения соблюдать в общении и играх элементарные правила поведения

Познавательное развитие (ПР)

  • формирование представлений о Родине, Отчизне
  • расширение представлений о духовно-нравственных ценностях нашего народа, о людях – защитниках земли Русской

Речевое развитие (РР)

  • развитие компонентов устной речи; формирование словаря
  • активизация употребления в речи названий предметов, их частей, материалов из которых они изготовлены

Художественно-эстетическое развитие (ХЭР)

  • знакомство детей с искусством: живопись, архитектура
  • развитие у детей способности различать и называть архитектурные и художественные детали
  • формирование у детей умений рисовать отдельные предметы, создавать сюжеты, выполнять аппликацию

Физическое развитие (ФЗ)

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни

Подготовительный этап:

В предварительной работе следует предусмотреть ознакомление детей с былинами. Пополнить словарь детей: защита, былина, богатыри, слова, характеризующие богатырей (сильные, мужественные, отважные, бесстрашные и др.), свойства металлов (блестящие, тяжелые и пр.)

Основной визуальный ряд:

  1. В.М. Васнецов «Богатыри». 1898.;
  2. Павел Корин «Александр Невский». 1942 г.;
  3. Иллюстрации Ивана Билибина к былине «Вольга»;
  4. Фотография Собор Воскресения Христова на Крови. Санкт-Петербург.

Примерный ход ННОД

1. Вводная часть.

В начале занятия педагог предлагает рассмотреть репродукцию картины Виктора Васнецова «Богатыри». Подумать и рассказать, кого и что видят дети на репродукции, кто такие богатыри и кого можно назвать богатырями земли русской?

Предлагает подобрать слова, характеризующие богатырей (сильные, мужественные, отважные, бесстрашные и др.), при необходимости педагог задает уточняющие вопросы. Педагог предлагает детям вспомнить имена богатырей (ориентируясь на опыт детей: сказки, былины, мультфильмы) изображенных на репродукции.

Кто не знает Русский дух богатырей?

Илью, Алёшу и Добрыню!

Им судьба послала славный путь –

Жить да поживать и в книжках и в картинах.

Стать примером ярким для детей,

Кем сейчас с любовью мы гордимся.

2. Основная часть занятия.

(Рассматривание жанровых живописных изображений)

Педагог уточняет знания детей о том, где можно узнать о подвигах богатырей? Необходимо уточняющими вопросами подвести ответы детей к слову «КНИГА». Педагог предлагает детям послушать отрывок из книги Александра Борисовича Ткаченко «Житие святого благоверного князя Александра Невского в пересказе для детей». В процессе прочтения демонстрирует детям репродукцию картины Павла Корина «Александр Невский», объясняет детям почему А. Невского считают богатырём.

«Александр Невский — великий князь земель русских, богатырь. Князь Александр Невский защищал то, что унаследовал от отца и деда, выполнял задачу стража, хранителя. Он защищал земли русские от нашествий врагов — варваров и завоевателей. За всю свою жизнь великий князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения.». Обсудить с детьми слова «защитник Земли Русской», «сильный духом», «смелый», «бесстрашный», «отважный».

Педагог обращает внимание детей на изображение. Проводит совместное с детьми обсуждение одежды и амуниции богатырей (шлем, щит, меч), сравнивая две репродукции: В.М. Васнецов «Богатыри» и Павел Корин «Александр Невский». Объясняет назначение каждого предмета.

Дети под руководством педагога (педагог читает задание) выполняют творческое задание (интерактивная доска/рабочий лист/подборка картинок). Необходимо оставить (на экране/обвести/выбрать картинки) только те изображения предметов, которые могут пригодиться богатырю [1].

(Проведение физкультурной паузы)

После рассматривания и оформления творческой работы педагог предлагает детям превратиться в богатырей, проводит (по показу педагога)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ (на выбор педагога предложены две) под песню «Богатырская сила» в исполнении группы Стаса Намина «Цветы» (слова — Н. Добронравова, музыка — А. Пахмутовой).

----------------------------------

(Сюрпризный момент)

Педагог показывает детям волшебны сундук. В сундуке лежат шлем и щит (рекомендации педагогу: предпочтение отдать стилизованным объемным предметам, так как знакомство с ними решает задачи развития восприятия).

Дети, совместно с педагогом рассматривают предметы, обсуждают их свойства (крепкие, блестящие, большие, щит красиво украшен рисунком и пр.). При проговаривании названий шлем и щит педагог проводит речевые игры.

(Речевые игры)

Дифференциация звуков Ш — Щ.

1. Чистоговорки (повторяем чётко и медленно).

ЕМ-ЕМ-ЕМ – это крепкий ШЛЕМ.

ИТ-ИТ-ИТ – вот красивый ЩИТ.

2. Скороговорка (повторяем чётко, сначала медленно, постепенно ускоряя темп проговаривания).

Это шлем и щит,

При ударе (атаке)

Щит трещит.

(Развитие ассоциативного мышления детей)

Педагог уточняет знания детей о назначении шлемы и шита. Правильным ответом является – эти предметы необходимы для защиты. Шлем – защищает голову богатыря, щит – может защитить от удара мечом.

Педагог вместе с детьми рассматривают и обсуждают репродукцию картины Павел Корин «Александр Невский» и фотографию Собор Воскресения Христова на Крови. При совместном обсуждении приходят к выводу, что шлем похож по форме на купола Собора;

Педагог вместе с детьми рассматривают и обсуждают репродукцию картины фотографию Собор Воскресения Христова на Крови и иллюстрации Ивана Билибина. При совместном обсуждении приходят к выводу, что щит ярко украшен как фасад Собора.

Педагог предлагает детям выполнить задание «Укрась богатырский щит».

(Аппликация)

Аппликацию на заранее подготовленных (вырезанных в форме овала листах картона) дети могут выполнить из заранее подготовленных геометрических фигур. При проведении аппликации педагог закрепляет знания детей о геометрических фигурах, их цветах, количестве и пр.

Так же можно выполнить обрывную аппликацию (на заранее подготовленных вырезанных в форме овала листах картона дети самостоятельно обрывают небольшие элементы цветной бумаги и наклеивают).

Рефлексия:

- Каких русских богатырей вы знаете?

- Какими были русские богатыри? Чем они занимались?

- Почему богатыри защищали «земли Русские»?

- Как защищался богатырь от стрел и мечей врага?

Литература:

  1. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов/ Авт. кол. А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева, М.А. Зудина, О.А. Коршунова. — СПб., 2008. -208 с.
  2. Тихомиров, О. Н. Александр Невский: [для дошк. и мл. шк. возраста] / Олег Тихомиров; худож. Владимир Перцов. — М.: Издат. Дом "Сельская Новь", 1997. — 46, [1] с.: ил. — (Имя).
  3. Книги о жизни и деяниях Александра Невского http: //www. pskovkid. ru/2013/09/blog-post_9436. html
  4. Видеопрезентация История Александра Невского для малышей https: //youtu. be/rIrkglhi7hc
  5. Русский Музей Дополненная реальность (Иллюстрация Ивана Билибина) http: //rmgallery. ru/ru/4918

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год