Методическая разработка. Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности, посвященный 800-летию Александра Невского с детьми 5-7 лет. Тема: «Защитник земли русской» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Ахтырская Юлия Викторовна Кернер Ольга Андреевна Параняк Светлана Анатольевна Кульшина Александра Петровна Мазгунова Александра Владимировна | |||
22.03.2021 17:25 | |||
Методическая разработка. Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности, посвященный 800-летию Александра Невского с детьми 5-7 лет. Тема: «Защитник земли русской»
Цель: приобщить к высшим ценностям русской Православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа; воспитывать любовь к Родине, интерес к героической истории своей страны.
Задачи (по областям ФГОС ДО): Социально-коммуникативное развитие (СКР)
Познавательное развитие (ПР)
Речевое развитие (РР)
Художественно-эстетическое развитие (ХЭР)
Физическое развитие (ФЗ)
Подготовительный этап: В предварительной работе следует предусмотреть ознакомление детей с былинами. Пополнить словарь детей: защита, былина, богатыри, слова, характеризующие богатырей (сильные, мужественные, отважные, бесстрашные и др.), свойства металлов (блестящие, тяжелые и пр.) Основной визуальный ряд:
Примерный ход ННОД 1. Вводная часть. В начале занятия педагог предлагает рассмотреть репродукцию картины Виктора Васнецова «Богатыри». Подумать и рассказать, кого и что видят дети на репродукции, кто такие богатыри и кого можно назвать богатырями земли русской? Предлагает подобрать слова, характеризующие богатырей (сильные, мужественные, отважные, бесстрашные и др.), при необходимости педагог задает уточняющие вопросы. Педагог предлагает детям вспомнить имена богатырей (ориентируясь на опыт детей: сказки, былины, мультфильмы) изображенных на репродукции. Кто не знает Русский дух богатырей? Илью, Алёшу и Добрыню! Им судьба послала славный путь – Жить да поживать и в книжках и в картинах. Стать примером ярким для детей, Кем сейчас с любовью мы гордимся. 2. Основная часть занятия. (Рассматривание жанровых живописных изображений) Педагог уточняет знания детей о том, где можно узнать о подвигах богатырей? Необходимо уточняющими вопросами подвести ответы детей к слову «КНИГА». Педагог предлагает детям послушать отрывок из книги Александра Борисовича Ткаченко «Житие святого благоверного князя Александра Невского в пересказе для детей». В процессе прочтения демонстрирует детям репродукцию картины Павла Корина «Александр Невский», объясняет детям почему А. Невского считают богатырём. «Александр Невский — великий князь земель русских, богатырь. Князь Александр Невский защищал то, что унаследовал от отца и деда, выполнял задачу стража, хранителя. Он защищал земли русские от нашествий врагов — варваров и завоевателей. За всю свою жизнь великий князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения.». Обсудить с детьми слова «защитник Земли Русской», «сильный духом», «смелый», «бесстрашный», «отважный». Педагог обращает внимание детей на изображение. Проводит совместное с детьми обсуждение одежды и амуниции богатырей (шлем, щит, меч), сравнивая две репродукции: В.М. Васнецов «Богатыри» и Павел Корин «Александр Невский». Объясняет назначение каждого предмета. Дети под руководством педагога (педагог читает задание) выполняют творческое задание (интерактивная доска/рабочий лист/подборка картинок). Необходимо оставить (на экране/обвести/выбрать картинки) только те изображения предметов, которые могут пригодиться богатырю [1]. (Проведение физкультурной паузы) После рассматривания и оформления творческой работы педагог предлагает детям превратиться в богатырей, проводит (по показу педагога) ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ (на выбор педагога предложены две) под песню «Богатырская сила» в исполнении группы Стаса Намина «Цветы» (слова — Н. Добронравова, музыка — А. Пахмутовой). (Сюрпризный момент) Педагог показывает детям волшебны сундук. В сундуке лежат шлем и щит (рекомендации педагогу: предпочтение отдать стилизованным объемным предметам, так как знакомство с ними решает задачи развития восприятия). Дети, совместно с педагогом рассматривают предметы, обсуждают их свойства (крепкие, блестящие, большие, щит красиво украшен рисунком и пр.). При проговаривании названий шлем и щит педагог проводит речевые игры. (Речевые игры) Дифференциация звуков Ш — Щ. 1. Чистоговорки (повторяем чётко и медленно). ЕМ-ЕМ-ЕМ – это крепкий ШЛЕМ. ИТ-ИТ-ИТ – вот красивый ЩИТ. 2. Скороговорка (повторяем чётко, сначала медленно, постепенно ускоряя темп проговаривания). Это шлем и щит, При ударе (атаке) Щит трещит. (Развитие ассоциативного мышления детей) Педагог уточняет знания детей о назначении шлемы и шита. Правильным ответом является – эти предметы необходимы для защиты. Шлем – защищает голову богатыря, щит – может защитить от удара мечом. Педагог вместе с детьми рассматривают и обсуждают репродукцию картины Павел Корин «Александр Невский» и фотографию Собор Воскресения Христова на Крови. При совместном обсуждении приходят к выводу, что шлем похож по форме на купола Собора; Педагог вместе с детьми рассматривают и обсуждают репродукцию картины фотографию Собор Воскресения Христова на Крови и иллюстрации Ивана Билибина. При совместном обсуждении приходят к выводу, что щит ярко украшен как фасад Собора. Педагог предлагает детям выполнить задание «Укрась богатырский щит». (Аппликация) Аппликацию на заранее подготовленных (вырезанных в форме овала листах картона) дети могут выполнить из заранее подготовленных геометрических фигур. При проведении аппликации педагог закрепляет знания детей о геометрических фигурах, их цветах, количестве и пр. Так же можно выполнить обрывную аппликацию (на заранее подготовленных вырезанных в форме овала листах картона дети самостоятельно обрывают небольшие элементы цветной бумаги и наклеивают). Рефлексия: - Каких русских богатырей вы знаете? - Какими были русские богатыри? Чем они занимались? - Почему богатыри защищали «земли Русские»? - Как защищался богатырь от стрел и мечей врага? Литература:
|