«Нет в мире краше Родины нашей» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Климентьева Ольга Владимировна | |||
30.01.2021 11:16 | |||
«Нет в мире краше Родины нашей» День рождения каждого из нас – любимый праздник. А есть ещё и место рождения. Кто-то из нас родился в городе, кто-то в деревне или посёлке, но все мы дети одной страны – России. Россия – наша родина. Если ребёнка спросить: за что ты любишь свою маму? – наверное, он ответит: просто потому, что она моя мама. Вот и Россию мы все любим за то, что она наша мама, наша Родина. Мы любим её леса и поля, реки и озёра. Мы любим людей, которые живут рядом с нами, — свой народ, любим свой язык. Любим песни, танцы, сказки, книги. Потому что самое прекрасное, что есть на свете, — это Родина. С чего начинается Родина? Древний китайский философ Конфуций писал: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство, и держится оно на любви». Конечно, Родина для каждого из нас начинается с семьи. Что первое мы видим, придя в этот мир? Счастливые мамины глаза, её улыбку, ощущаем заботливые мамины руки, слышим её голос, самый родной на свете. Чуть подрастая, мы понимаем, что семья – это не только мы с мамой. Есть ещё папа, бабушки и дедушки, а у кого-то братишки и сестрёнки, дяди и тёти. Для чего же нужна семья? Наверное, для счастья. Потому что никакое увлечение, ни новые игрушки и вещи, ни друзья не смогут заменить осознание того, что ты любим и любишь сам. Ощущение того, что ты нужен своим близким и они тебе нужны. Что есть на земле место, где тебя любят и ждут. Семья – это что-то родное, тёплое, душевное. Настоящая семья должна быть дружной. В ней все должны друг друга любить, уважать, заботиться друг о друге, понимать и ценить. Только семьи, в которых живёт любовь, по-настоящему счастливы.
Поговорим о нашей большой семье. О нашей Родине. Более 140 различных народов проживает в современной России. В России проживают народы, относящиеся к европеоидной и монголоидной расам. Европеоиды (светлокожие, с широким разрезом глаз) – потомки древних обитателей Европы, монголоиды (тёмноволосые, со смуглой кожей) – потомки коренного населения Восточной и Северной Азии. Российские народы говорят на языках, относящихся к нескольким языковым семьям: индоевропейской, северокавказской, уральской, алтайской. Жители России исповедуют мировые религии: христианство (православие), ислам, буддизм, у некоторых народов встречаются остатки древнего шаманизма. Это сочетание языков, обычаев, традиций – культурное наследие всех россиян. Численность и территория проживания каждого народа различны, однако внимания заслуживают все, ведь история, культура, обычаи, обряды и праздники даже самого малочисленного народа – это часть общечеловеческой культуры. Знание культурных традиций других народов помогает людям лучше узнать и главное – понять друг друга. В наше время тесного общения разных народов это особенно актуально. Погружая детей в далёкое прошлое, в детство бабушек и дедушек, мы знакомим с прошлым России, начиная:
Почему именно праздники и обряды оказываются так важны для знакомства с жизнью народа? Ответом на этот вопрос могут стать слова замечательного исследователя русской старины М. Ю. Забылина, ещё в XIX в. написавшего: «Обряд – это народная пьеса, полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с весёлым».
В результате у ребёнка формируются такие интегративные качества, как любознательность, интерес к истории народных промыслов, знание обрядов и праздников, различных жанров народного музыкально-поэтического творчества, народных игр. Ребёнок узнаёт об элементах народного костюма, способах его украшения, обереговых функциях его деталей, о предметах быта, декоративно-прикладного искусства, старинных ремёслах. Главным результатом становится формирование личности каждого ребёнка с определёнными качествами, воспитанными на духовно-нравственных традициях, основанных на народной культуре. Конспект познавательного занятия с детьми раннего возраста (2-3г.) Тема: «В гостях у бабушки Варварушке». Программное содержание: Вводить детей в предметный мир, раскрывая способы употребления предметов и их назначение. Доступно и эмоционально рассказывать детям об этих предметах. Приучать внимательно слушать рассказ воспитателя. Упражнять в употреблении несложных фраз, состоящих из 2-4 слов. Продолжать приучать детей слушать народные песенки, потешки. Способствовать созданию эмоционально – положительного климата в группе, обеспечение чувства комфортности, уюта и защищённости. Словарная работа: Обогащать словарь детей следующими словами: «лавочка», «печка», «дрова», «кочерга», «ухват», «чугунок (горшок)», «люлька», Материалы и оборудование: уголок «Русской избы», печка, дрова, кочерга, люлька, кухонная утварь: разделочные доски, чугунки, крынка, скалка, деревянные ложки, тарелка, самовар, ухват; мягкая игрушка кота, кукла, костюм для бабушки Варварушки, 7 разноцветных платочков, коврики, две скатерти, русская народная мелодия и запись плач ребёнка, угощение: тыквенная каша, оладушки, блинчики, сушки, бублики, шанежки, мёд, варенье. Ход и руководство (Воспитатель привлекает внимание детей к «Бабушке Варварушке»): Сегодня, ребята, я шла по дороге в детский сад и встретила одну мою знакомую Бабушку Варварушку. Она так любит ребятишек: маленьких девчонок и мальчишек. Любит с ними играть, песни петь, плясать, а ещё она знает много интересного доселе вам неизвестного. Бабушка Варварушка пригласила нас в гости, хочет вам что-то интересное рассказать и показать. (Бабушка поёт любимую знакомую детям песенку: «Ладушки, ладушки…») Слышите голосок – это она поёт нас в гости зовёт. (Дети проходят в группу под пение Бабушки). Бабушка Варварушка: «Ах, вы детки, мои детки Росли не на ветке Ах, вы мои кровинки, Алмазные росинки Пряники медовые, мои вы садовые Пожалуйте в гости». (Дети вместе с воспитателем здороваются с Бабушкой и гостями): Здравствуй, Бабушка Варварушка, здравствуйте гости дорогие да жданные. Бабушка Варварушка: (Здоровается с детьми и приглашает пройти в избушку): Проходите, проходите всегда рады мы гостям. Дорогих гостей в передний угол на лавочку сажают. Воспитатель: «Вот она лавочка, какая: Деревянная, красивая, расписная, На ней цветы небывалой красоты, Знатные мастера её расписывали, Чтобы вы на ней сидели, Кашу ели, да песни пели». Присаживайтесь ребята на лавочку. (Дети присаживаются). На что вы ребята сели? (Ответы детей: (Сели на лавочку)). Бабушка Варварушка: «Сели детки рядком, а теперь поговорим ладком». А в моей избушке много интересного: Вот какая печь чудесная! Она дом обогревает, кашу варит, пироги выпекает. На ней кот Васька сидит и по-своему песенки поёт. Воспитатель: Ребята, как кот Васька песенки поёт? (Ответы детей). Бабушка Варварушка: Скажите мне детушки, лапушки, где кот Васька греется? (Ответы детей: (Кот Васька греется на печи)). Воспитатель: Чтобы печь дом обогревала, в неё хозяйка кладёт дрова. Вот так… (Бабушка показывает, как она в печь кладёт дрова). Кто поможет Бабушке? (Дети оказывают помощь бабушке). У печи есть помощница кочерга. (Бабушка показывает детям кочергу и производит с ним действие). Ею хозяйка перемешивает в печи дрова, чтобы огонь ярче горел, да быстрее каша варилась. И ещё один помощник есть у печи называется ухват. (Бабушка показывает детям ухват). Ухватом хозяйка ставит и вынимает специальную посуду для печи – это чугунок, а ещё называют горшок. Бабушка Варварушка: Я возьму горшок и буду варить в нём кашу из тыквы. Из чего я буду варить кашу? (Ответы детей: из тыквы). Я её нарезала кусочками. Вот так. (Бабушка показывает детям тарелку с нарезанной на ней тыквой). Ребята, помогите мне тыкву положить в чугунок. (Дети складывают тыкву в чугунок). А ещё надо насыпать в чугунок пшена (Бабушка показывает детям чугунок с пшеном). Кто мне поможет? (Дети насыпают пшено в чугунок). Что мы насыпали в чугунок? (Дети отвечают: пшена). А чтобы каша была вкусная, мы нальём сюда молока (Бабушка показывает детям, как она наливает молоко в чугунок). А чтобы ещё вкусней и слаще была, я насыплю в горшок сахара, да маслица положу. А теперь я возьму ухват и поставлю чугунок в печь. Вот так. Воспитатель: Кто ребята хочет помочь бабушке поставить чугунок в печь? (Дети оказывают помощь бабушке). Варись, варись кашка, Варись поскорее, булькай веселее. Варись, кашка сладка Из густого молока, Да из тыквы и пшённой крупки У того кто кашу съест Вырастут все зубки! Бабушка Варварушка: Пока каша вариться мы немножко отдохнём – потанцуем. Держите красивые разноцветные платочки. Раз, два, три, четыре, пять Начинаем танцевать. (Дети под русскую народную мелодию танцуют с платочками) (В это время раздаётся плач ребёнка) Ой, забыла я, это моя внученька Машенька в люлечки спит. Люлечка, ребята, это детская кроватка в которой раньше, в далёкие времена, деток убаюкивали. Её можно качать. Давайте ребятушки покачаем мою Машеньку в люлечке, чтобы она не плакала и споём для неё колыбельную. (Дети вместе с воспитателем и бабушкой поют колыбельную: «Баю-баюшки-баю…» или «А-а-а»). Ой, как вкусно кашей запахло, наверно она уже сварилась. Пойдёмте, посмотрим. (Дети подходят к печке. Бабушка достаёт ухватом из печи чугунок с кашей). Воспитатель: Да и в правду каша сварилась, какая она ароматная, да наверно вкусная. Бабушка Варварушка: Ну, что детушки-лапушки приглашаю всех за стол отведать моей кашки. (Дети вместе с воспитателем и бабушкой проходят к столу. Пока детям раздают тарелки с кашей играем в пальчиковую игру «Сорока-Белобока»). Пальчиковая игра «Сорока-Белобока» - Сорока-Белобока, где была? (Указательным пальцем правой руки выполнять
- Кашу варила, деток кормила.
- А этому не дала: он дров не рубил, печку не топил, воду не носил, тесто не месил. Не дадим, не дадим, не дадим тебе. (Грозить указательным пальцем правой руки над большим пальцем левой руки); - Сорока-Белобока деток кашей кормила. (Указательным пальцем правой руки выполнять Детки кашу кушали, эту сказку слушали. круговые движения по ладони левой руки). (Дети угощаются кашей. Во время кормления детей кашей использовать худ. слово: Бабушка Варварушка: «Это – ложка, Это – чашка. В чашке вкусненькая кашка. Ложка в чашке побывала Кашки вкусненькой не стала. Как же так?») Воспитатель: Детки сели и всю кашу съели. Список литературы
|