Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Краеведение, как средство воспитания любви к малой Родине.
Патриотизм детям
Автор: Феденёва Лариса Геннадьевна   
26.01.2021 06:44

Краеведение, как средство воспитания любви к малой Родине.Краеведение, как средство воспитания любви к малой Родине.

Феденёва Лариса Геннадьевна, МКОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский», воспитатель первой квалификационной категории.

“Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину, такую,
какой её ты в детстве увидал”

К. Симонов

Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

 

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз.

В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого — в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения. Показав всё, что свято чтут люди — значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

  1. Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. Формирование межличностных отношений и т. д.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в школе, но необходимо усилить работу в данном направлении и в дошкольном учреждении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями поселка, города. Решением данной проблемы стали требования ФГОС дошкольного образования: развитие любознательности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы.

Значение истории родного поселка и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей, успешность развития дошкольников при знакомстве с родным поселком, возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально- практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, прогулки и экскурсии, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Работая с детьми, я столкнулась с проблемами:

  1. Недостаточный уровень социокультурного развития дошкольников; дети практически не интересуются историей родного поселка.
  2. Родители мало знают об истории поселка, не принимают участие в совместных с детьми экскурсиях и прогулках.

Для организации краеведческой работы я поставила перед собой следующую цель:

Воспитание у дошкольников любви к малой Родине через приобщение к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.

Задачи:

- мотивация родителей воспитанников к работе по воспитанию у детей интереса и любви к родному поселку, городу.

  • организация педагогического процесса по краеведческому образованию детей на основе тематического планирования
  • воспитание детей с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где они выросли, к Родине
  • формировать личностное отношение всех участников образовательно-воспитательного процесса к фактам, событиям, явлениям жизни поселка
  • дать знания детям о родном поселке, городе: история, символика, достопримечательности
  • познакомить с культурой и традициями поселка
  • пробудить в детях чувство любви к своему поселку, уважение к его традициям и обычаям

- создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.

Родной поселок, город… Надо показать ребёнку, что родной поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

По мнению местного краеведа Р. Нурмухаметова, слово «Зюзелка» преобразовалось жителями из другого названия в процессе развития рудника. Дело в том, что в начале XX века на месте рудного поля находилось болото, не замерзающее даже зимой. Оно называлось «Жижа» или «Жижел-ка». Впоследствии на месте болота, в котором обнаружилось большое содержание серы, начались геологоразведочные работы. Для вскрытия карьера пригласили рабочих, среди которых было немало башкир. Башкиры, с их мягким наречием, произносящие букву «з» вместо «ж», и переименовали Жижелку в Зюзелку.

С детьми мы посетили школьный музей, где дети узнали интересную историю о зарождении поселка, об открытии шахты.

Зюзельский рудник — предприятие по добыче медной и серной руды в п. Зюзельский, Свердловская область, Россия.

Зюзельское колчеданное месторождение было открыто в 1902 году. Именно в этом году при поиске золотоносных россыпей была обнаружена «железная шляпа» месторождения, состоящая из слоя бурого железняка, мощностью около 6 метров.

Зюзельский рудник начал активно эксплуатироваться в начале 1910-х годов. К 1917 году на руднике было пробито уже восемь шахт.

В августе 1977 года на Зюзельском руднике прошел митинг в связи с выдачей последней вагонетки с рудой. В течение 1977—1979 годов прошло заполнение выработанных пустот и рекультивация шахтной поверхности, нарушенной горными работами.

26 августа 2012 года в посёлке Зюзельский состоялся митинг, посвящённый открытию памятника горнякам Гумешевского и Зюзельского рудников. Монумент был торжественно открыт к 110-годовщине со дня основания поселка, в День шахтера и установлен на месте, где раньше находился Зюзельский рудник.

Многие жители поселка ушли на фронт, погибли в боях с фашистами. В память о подвигах зюзельчан был установлен обелиск погибшим героям в ВОВ.

Каждый год 9 Мая наши дошкольники принимают участие в митинге посвященному Дню Победы, приносят цветы, участвуют в концерте ДК «Горняк».

Так же принимают участие в митинге посвященному Дню памяти и скорби, 22 июня. Рассказывают стихи о войне, о Победе, приносят цветы.

Наш поселок связан с творчеством П.П. Бажова. Знаменитая Азов-гора, о ней писал в своих сказах Бажов. Она находится вблизи поселка, привлекает внимание туристов. С детьми читаем сказы, посещаем библиотеку для знакомства с творчеством Бажова. Для более полного знакомства посетили краеведческий музей г. Полевского где собраны экспонаты и разнообразный материал о П.П. Бажове. Наш край богат разнообразными природными ресурсами, драгоценными камнями, коллекцию которых мы также увидели в музее. С родителями многие дети посетили Азов – гору, участвовали в развлечении «Наш Бажов».

Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образ родного края, своей Малой Родины. Это «Медвежья горка», «Веселая горка», «Синюшкин колодец».

В детском саду проходят дни национальной кухни, в такие дни мы проводим экскурсии на кухню. Знакомимся с технологией приготовления национальных блюд.

Наш поселок многонациональный, здесь живут люди разных национальностей: русские, татары, башкиры, таджики… В поселке есть мечеть, церковь. Камень — памятник Дружбы (белый и черный камень) в знак дружбы между разными народами, проживающими в поселке.

На открытии камня-памятника, которое состоялось 9 июня в посёлке Зюзельский Полевского округа, присутствовали как православные священнослужители, так и председатель мусульманской религиозной организации посёлка Зюзельский. По такому случаю к нам в гости приезжал верхнепышминский ансамбль татарской народной песни «Якташ». Пели прямо здесь же, на поляне у памятника. Многие люди, даже не зная языка исполнителей, могли почувствовать доброжелательность и радушие национального колорита, это вполне объяснимо – песня не имеет границ.

Наша группа тоже многонациональная. Воспитываю у детей дружеские отношения, умение общаться, взаимодействовать в совместной деятельности.

Исторически так сложилось, что в Зюзельском больше, чем в других сёлах нашего округа, проживает татар и башкир, а если считать ещё и смешанные семьи, то это около половины посёлка. Словом, Сабантуй – настоящий праздник межнационального единения, любимый и ожидаемый всеми, который ежегодно проходит в поселке. Дети вместе с родителями с удовольствием ходят на праздник, участвуют в концерте, играх.

В летний период были созданы наиболее благоприятные условия для коммуникативного развития детей, создается и пополняется образовательная среда, которая позволяет осуществить полноценное развитие личности ребенка.

Краеведческий материал включался в образовательный процесс в разных формах, использовались разные приемы:

- читали художественную литературу об Урале, сказы П.П. Бажова.

- рассматривали иллюстрации, фотоальбомы о поселке, городе.

- составляли маршруты экскурсий и прогулок по поселку и городу.

- рассказывали о профессиях родителей.

- играли в подвижные игры народов Урала.

Особое внимание уделила накоплению краеведческого материала:

  • об истории п. Зюзельский
  • традиции и обычаи местного народа, быта
  • народным играм, фольклору, праздникам, обрядам, обрядовой кухни

- участию родителей в педагогическом процессе: в выставках, концертах, организация и участие в прогулках и экскурсиях, изготовление альбомов, семейное творчество и т.д.

Кроме интеллектуального развития, прогулки, оказывали оздоровительный эффект, в результате разнообразной двигательной активности и свежего воздуха.

Посещали с детьми интересные тематические выставки:

  • школьный краеведческий музей
  • краеведческий музей города Полевского
  • Центр развития творчества им. П.П. Бажова
  • Культурно – экспозиционный комплекс «Бажовский»
  • Памятник шахтерам
  • Обелиск погибшим в ВОВ
  • Камень – памятник Мира и Согласия
  • Бажовские места ( «Синюшкин колодец», гора «Азовая»)
  • Памятники природы ( «Веселая горка», «Медвежья горка»)
  • Встреча с интересными людьми (стихи о п. Зюзельский, о горе Азовая, об Урале)

- Принимали участие в концерте ко Дню пожилого человека.

В результате краеведческой работы, дети стали более активными, любознательными, открытыми:

- обладают начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором они живут.

- с большим желанием участвуют в совместных играх, различных праздниках и соревнованиях.

- имеют достаточный уровень коммуникативных способностей, позволяющий бесконфликтно общаться со сверстниками и взрослыми.

- имеют достаточный уровень знаний об окружающем (история поселка Зюзельский).

Для включения родителей в краеведческую деятельность поставила перед собой следующую задачу:

Повысить значимость и ответственность семьи в познавательном развитии детей и сделать родителей активными участниками образовательных отношений.

Для этого, в помощь родителям

  1. Предлагала маршруты выходного дня: «Музеи», «Что посетить с ребёнком в Новогодние каникулы», «Жемчужины поселка, города» (природные памятники)» и т. д.
  2. Советовала родителям, посетить те места, о которых я рассказывала детям, привлечь к изготовлению различных материалов для выставок, изготовление заметок, альбомов, закреплению правил безопасности на улице и дома и т.д.
  3. Рассматривая дома семейные фотографии, родители могут рассказать ребёнку об интересных случаях из жизни семьи, города.
  4. Совместно с родителями выпустили альбом «История поселка», проиллюстрированный семейными фотографиями.
  5. Организовала в детском саду встречу, где звучали рассказы родителей о своей работе, о предприятии, на котором они работают, о продукции, которую выпускают.
  6. Совместное проведение праздников, концертов – эффективное средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Например: "День пожилого человека", "Осенняя ярмарка", "Новогодний утренник", "День защитников Отечества", " Масленица" — фольклорный праздник, "Весёлая спартакиада", "День Победы", «День памяти и скорби»,"День поселка" В 2017 году поселку исполниться 115 лет. Приняли участие в концерте к юбилею 60- летию ДК «Горняк».
  7. В группе проводились выставки семейных плакатов: "Любимый уголок родного поселка", "Мой дом", "Наши улицы".
  8. Родители принимали активное участие в сопровождении детей во время экскурсий.

В итоге родители пришли к единому мнению о необходимости проведения целенаправленной работы по ознакомлению детей с малой Родиной.

В результате взаимодействия, родители:

  • стали активными участниками образовательно–воспитательного процесса
  • пополнили знания о своём поселке, о родном крае в котором они живут
  • стали чаще выбирать активный отдых с детьми на природе

- в семьях детей изменился микроклимат, стал более теплым, благоприятным.

Таким образом, исходя из полученных результатов, считаю, что работа по воспитанию у дошкольников любви к малой Родине в процессе краеведения — успешна. Данная работа имеет практическую значимость и может быть использована педагогами в воспитательно-образовательной работе.

«Моя малая родина…

У каждого человека она своя,
Но для всех является той,
Путеводной звездой
Которая, на протяжении всей жизни

Определяет очень многое,
Если не сказать все!»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год