ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
(из опыта работы)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 22» г. Усинска «Челядьöс сöвмöдан 22 №-а сад видзанiн» школаöдз велöдан Усинск карса муниципальнöй асшöрлуна учреждение
Авторы-составители:
- Алексеенко Людмила Дмитриевна воспитатель
- Середюк Ирина Анатольевна воспитатель
Усинск, 2020 г
От авторов:
«Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества»
Д. С. Лихачев.
Воспитание патриотических чувств – одно из направлений работы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 22» г. Усинска (далее – Детский сад) с детьми дошкольного возраста – особенно актуально в современных условиях, когда происходят многочисленные изменения в жизни общества. Для успешной реализации системы патриотического воспитания детей, развития их познавательного интереса и активности необходимо создание грамотной развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС). Большая роль в работе с детьми в нашем дошкольном учреждении отводится знакомству ребенка с родным краем, где он родился, проживает, формированию знаний о национальной культуре в понятных, интересных, увлекательных формах.
Скачать конспект
Изучив разнообразные методы работы, мы пришли к выводу, что одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой ор-ганизации стала проектная деятельность. Таким образом, создание РППС по патриотическому воспитанию мы осуществили через проект «Коми край мой северный».
Новизна опыта заключается в использовании метода проекта по воспитанию патриотических чувств детей в условиях группы Детского сада. Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных осо-бенностей.
В целях усовершенствования воспитательно-образовательной работы по патриотическому направлению, формирования национального самосознания и любви к Родине в нашей группе создан в доступном для детей месте центр «Коми край мой северный». Эстетичность обеспечивается за счет красивого оформления стендов, полок, самих демонстрационных материалов. Целесообразность расположения мебели и настенных материалов соответствует возрасту детей.
Система работы позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.
В предлагаемой методической разработке раскрывается системный подход к формированию основ патриотического воспитания детей дошкольного возраста с помощью реализации проектной деятельности. Данная система является обобщением опыта работы авторов.
Желаем успехов!
Паспорт проекта
«Коми край мой северный»
Тема: Создание центра «Коми край мой северный» как средство развития чувства патриотизма, любви к родному краю, к России у детей дошкольного возраста.
Вид проекта – творческо-информационный.
Продолжительность: долгосрочный (3 года).
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители (законные представители воспитанников) воспитанников.
Цель: обогащение знаний детей о природе, культуре, художественном творчестве, традициях народа Коми.
Задачи:
- Развивать любознательность.
- Формировать любовь к родному краю, заинтересованность.
- Воспитывать бережное отношение к природе родного края, желание сохранить и разумно использовать.
- Воспитывать уважение к Коми народу.
Роль родителей в реализации проекта:
- Помощь в сборе информации, иллюстраций.
- Сбор фотографий, литературы (сказок, стихов, пословиц, поговорок).
- Помощь в организации экскурсий на природу, в краеведческий музей, по памятным известным уголкам города.
- Помощь в построении снежных скульптур с национальным колоритом (Коми девочка, гуси, олененок).
- Подбор вещей с Коми орнаментом (пимы, рукавички, малицы и т.д.).
- Сбор рецептов коми блюд.
- Сбор экспонатов, поделок народного творчества.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
1). Определение основных направлений работы.
2). Систематизация материала по данному вопросу.
3). Подбор экспонатов для организации патриотического центра.
4). Изучение научной литературы по данному вопросу.
5). Привлечение родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
6). Подбор материала для проведения игровой деятельности детей.
- Определение основных направлений работы.
- Систематизация материала по данному вопросу.
- Подбор иллюстраций.
- Подбор художественной литературы (поговорок, сказок, пословиц).
- Привлечение родителей к подбору информации и всевозможным экскурсиям
- Подбор материалов и муляжей кукол у экспонатов народного творчества для демонстрации.
-
. Основной этап.
ОО «Физическое развитие»
|
1. Подвижные игры: «Медведюшка-батюшка», «Баба-Ема», «Невод», «Пышкай-воробей», «Стой олень», «Ловля оленей», «Белые медведи», «Совы и Куропатки», Медведи на льдинах.
|
ОО «Познавательное развитие»
Мир природы / краеведение
|
- Беседы: «Наш Коми край», «Мой город Усинск», «Памятные места города Усинска», «Ягоды Коми края», «Грибы, растущие в Коми крае», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы Коми края», «Растения болот», «Природа родного края», «Коми орнамент», «Народы населяющие Коми край», «Сбор листьев».
- Экскурсии: в осенний лес, по Молодёжной аллее, «Коми край моя любовь», в краеведческий музей, в этнографический музей МБДОУ «ДС ОВ № 7» г. Усинска.
|
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Музыка
|
- Подбор музыки и песен авторов, прослушивание песен: «Марьямоль» Л. Логиновой ансабль «Асья Кыа»
- Коми песня «Сьылан» KomiSondЛидия Логинова YouTube.com– просмотр и слушанье
- Стилизованный Коми – пермяцкий танец «Кадриль» YouTube.comот 27 сентября 2016 г. – присмотр
- «Белые ночи Усинска» Геннадий Хохлов
|
Изобразительное искусство
|
- Рисование и пластилинография «Украсим варежку».
- Пластилинография «Украсим шапку Коми узорами», «Лосенок», «Лебедь».
- Рисование северных Оленей карандашами и красками, «Буровик - белый гриб».
- Аппликация «Мухомор», «Осенний пейзаж из сухих листьев»
- Лепка «Ваза для рябины»
- Нетрадиционное рисование ватными палочками «Куропатка»
- Ручной труд «Медведь в берлоге», «Коми девочка»
- Рисование акриловыми красками «Девочка украшена элементами Коми орнамента», «Коми рыба».
- Коллективная работа «Чум».
|
Художественная литература
|
- Стихи: П. Образцова «В краю родном», А. Журавлева «Что такое заполярье?»;
- Сказки: «Пера-богатырь», «Яг-морт», «Охотник и Чукля», «Лиса и Заяц».
- Коми пословицы и поговорки.
- Отгадывание Коми загадок.
|
ОО «Речевое развитие»
Развитие речи
|
- Беседы о грибах, ягодах, животных, птицах, рыбах, заповедниках Коми края.
- Рассматривание коми национальной одежды.
- Активация словаря: разучивание стихов Коми поэтов.
|
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Познание предметного и социального мира
|
- Оформление альбомов: «Мой город Усинск», «Достопримечательности моего города», «Животный мир моей Республики», «Растительный мир моей Республики», «Коми народное творчество».
- Просмотр презентаций: «Наш Коми край», «Фольклор Коми народа», «Герои Коми сказок», «Заповедники и заповедные места Республики Коми», «Посуда с дерева и бересты», «Знакомство с Коми орнаментом».
- Наглядная информация: «Коми национальные блюда», «Традиции, культура, обычаи».
- Квест игра «Наш Коми край».
|
Работа с родителями
|
- Привлечение родителей для сбора материала в Коми уголок.
- Знакомство родителей с национальной кухней Коми народа (фото-выставка).
- Выставка фотографий для родителей «Наша экскурсия в краеведческий музей.
- Совместное изготовление поделок с Коми орнаментом.
- Анкеты для родителей «На, сколько вы компетентны в вопросах экологии».
- Посадка саженцев на территории детского сада.
- Памятка для родителей «Правила поведения в лесу».
- Поэтическая страничка: «Знакомство родителей со сказками и стихами молодых авторов Коми народа».
- Информация в уголок для родителей «Печоро-Илычский заповедник – охраняемая территория Республики Коми.
- Совместные постройки снежных фигур с элементами Коми орнамента.
- Наглядная информация: «Коми сказочные герои, сказки народа Коми».
|
3. Заключительный этап.
1). Функционирование патриотического центра «Коми край мой северный»;
2). Посещение патриотического центра «Коми край мой северный» детьми, педагогами, родителями.
Продукты проекта:
Для детей:
- Произведения детского творчества (коллажи, рисунки, поделки, аппликации).
- Подготовка и проведение экскурсий.
- Рассказы о Республике Коми.
- Музей экспонатов.
Для педагогов:
- Тематический проект по теме «Создание центра «Коми край мой северный» как средство развития чувства патриотизма, любви к родному краю, к России у детей дошкольного возраста».
- Презентация проекта.
- Рекомендации по реализации проекта.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
- Формирование у детей представления о многообразии природы Коми края.
- Освоение знаний о северной природе.
- Развитие познавательной активности и творческих способностей.
Для педагогов:
- Повышение уровня компетентности в освоении современных образовательных технологий.
- Распространение педагогического опыта.
- Систематизирование и повышение качества работы с детьми по формированию патриотических чувств к родному краю.
Для родителей:
- Установление партнёрских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
- Поиск оптимальных форм организации деятельности детей и взрослых.
- Приобретение родительских знаний и практических навыков при взаи-модействии с ребёнком.
- Появление у интереса к новому сотрудничеству с ДОУ.
Патриотический центр «Коми край мой северный» позволяет интегрировать разные виды детской деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Патриотический центр «Коми край мой северный» в Детском саду актуален и эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие и коммуникативные навыки.
Благодаря патриотическому центру «Коми край мой северный» дети 5-6 лет знают животных, птиц Коми края, называют характерные особенности времен года на севере. Проявляют интерес к населяющим национальностям Коми края, рассказывают стихи Коми писателей, с удовольствием заучивают стихи коми поэтов. Называют столицу Коми края — Сыктывкар, город в котором живут – Усинск. У детей появился интерес к собранному материалу о Коми крае, желание рассматривать, беседовать, рисовать, вырезать. Детям нравится играть в Коми игры.
Список литературы:
- А.Н. Рассыхаев/Как научить дошкольников??? «Учебная литература». 2000г.
- Книжка-раскраска «Золотое лукошко. Детские игры и игрушки народа коми» /Сыктывкар 2017
- Книжка-раскраска «Золотое лукошко. Коми национальный костюм» / Сыктывкар 2017
- Родник: Методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и бытом народа Коми / Е. И. Понтилеева: Коми республик ин-т развития и подготовки кадров Сыктывкар 1998г.
- Савенков А. Маленький исследователь знания — Самара: издательство «Учебная литература», 2011 г.
- Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании и дошкольном воспитании. — 2006г — №4 — С. 10.
- Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем 1, 2, 3 часть/
Методические рекомендации в трех частях Л.Д. Вавилова О.И. Рочева/ Коми республиканский университет усовершенствования учителей. Сыктывкар 1990г
|