Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах воспитания маленького гражданина |
Патриотизм детям | |||
Автор: Черничко Наталья Юрьевна | |||
17.10.2020 16:06 | |||
Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах воспитания маленького гражданина Черничко Наталья Юрьевна, воспитатель МБДОУ г. Иркутска д/с № 75 Время неумолимо течёт. Одна эпоха сменяет другую. Меняются правители и политические системы. Но одно остаётся неизменным – стремле-ние человека к свету, добру, истине, любви, красоте. К сожалению, был период в истории нашей страны, когда патриотическому воспитанию детей, молодёжи не уделяли должного внимания; период смуты, разрухи, потери многих ценностей человеческой души. Поэтому в наше время эта проблема стоит очень остро, особенно актуальным является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Не только подростков, школьников. Дошкольный возраст — это период становления личности, он имеет огромный потенциал для формирования высоких нравственных чувств, к которым, в частности, относится и патриотизм.
Что же такое патриотизм, что включает в себя это понятие? Всем нам известно, что это — любовь к Родине. Но патриотизм заключается не только в любви. Это ведь ещё преданность своей стране, гордость за неё и за своих со-граждан, желание и умение ценить и беречь богатства нашей Родины (культурные, природные), это ответственность за развитие своего государства. И все эти качества нужно начинать формировать уже в дошкольном возрасте. Конечно, патриотическое воспитание дошкольников гораздо примитивнее, нежели более взрослых детей. Но именно в этом возрасте формируется личность ребёнка, поэтому в раннем детстве необходимо уделять большое внимание нравственному развитию. Применительно к дошкольному возрасту патриотизм можно определить как потребность ребёнка принимать участие во всех делах на благо окружающего мира (и людей, и животных), наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства. Ребёнок должен осознавать себя неотъемлемой частью окружающего мира. Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования любви к Отечеству, гордости за его культуру, обычаи, т.е. определенного отношения к своей стране. В наше время этот момент в формировании личностных качеств детей как никогда актуален и особенно труден, так как в современных молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую, к сожалению, вызывают лишь некое недоумение. А ведь только в семье дети получают первые уроки гражданственности. Воспитание патриотических чувств у ребёнка начинается с его отношения к семье – родителям, бабушке и дедушке, братьям и сёстрам. Чувство Ро-дины начинается с семьи, с того, что видит перед собой малыш, что вызывает отклик в его душе. И многие впечатления, им еще не осознанные, но пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота. Именно поэтому семья – первейший воспитатель маленького человека. Невольно приходят на ум слова из знаменитого стихотворения Михаила Львовича Матусовского «С чего начинается Родина?»: «…А может, она начинается С той песни, что пела нам мать…» Да, для маленького ребёнка Родина – это его семья, именно там закладываются основы патриотического воспитания. Огромное значение имеет пример взрослых близких людей. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотизм, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но на сегодняшний день родители не создают для этого никаких условий. И дело тут даже не в отсутствии времени для бесед со своими детьми, а скорее всего в желании оградить своих чад от трудных задач, духовных усилий. Детский сад может выступить надёжным соратником, помощником в деле патриотического воспитания маленьких граждан. Как же научить детей любить свою Родину такой, какая она есть? Любить и беречь можно только то, что ты непосредственно чувствуешь, то, что ты знаешь и понимаешь. Что же можем сделать мы, родители и педагоги, чтобы развить в детях чувство Родины? Что заинтересует их своей красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история – то, чем мы, несомненно, можем гордиться. Мы хотим пробудить в детях чувство гордости за людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма. Эту великую миссию нужно начинать с малого. Ведь у детей перед гла-зами всегда пример родителей: папа – сильный, смелый, мудрый; мама — образец доброты и справедливости. К сожалению, иногда преданность своему дому не мешает быть безразличным к судьбе страны, или даже быть предателем. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Знают ли они своих знаменитых предков? Кем они были? Какова их судьба и заслуга перед Отечеством? На примерах из жизни своих дедушек и бабушек (скорее уже прадедушек и прабабушек), участников Великой Отечественной войны, необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно, чтобы ребёнок усвоил очень важный момент — мы одержали победу в этой страшной войне потому, что любим свою Отчизну, бережём её. Нужно чтить своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, за мирное небо над головой. Их имена сохранились в названиях городов, улиц, площадей, им воздвигнуты памятники. Мы, педагоги, в свою очередь стараемся так организовать свою работу с родителями, чтобы этот нелёгкий труд по патриотическому воспитанию был интересен не только ребёнку, но и всей его семье. С удовольствием семьи воспитанников включаются в процессы создания герба семьи и генеалогического древа, создают потрясающие поделки на выставки, организованные к праздникам, касающимся семьи, Родины – День защитника Отечества, Международный женский день 8 марта, День Победы, День семьи, День матери и т.д. День Победы – это вообще праздник особенный, праздник самый патриотичный. Неизменно готовим к этому празднику концерты, приглашаем ветеранов, проводим флешмобы, шествие пусть маленького, но Бессмертного полка. Обязательно – «Стена памяти» с фотографиями героев, которые есть почти в каждой семье. Нужно донести до детей мысль о том, что война – это великая трагедия, нужно помнить об этом, дабы не допустить трагедии вновь. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что работа по воспитанию патриотических чувств будет более эффективна, если осуществлять её в тесной связи с родителями. Родители, другие члены семьи являются не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка. Родители не должны забывать о том, что их любовь к ребенку – залог его психического здоровья. Все, что укрепляет эту любовь, играет решающую роль в формировании детской личности. Только высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание граждан будут определять будущее нашей прекрасной Родины. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. Михалков Творческая семейная работа на выставку поделок к Дню Победы
|