«Сказка как средство патриотического воспитания» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Борзова Елена Валерьевна | |||
08.10.2020 16:14 | |||
«Сказка как средство патриотического воспитания» Чувство Родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребенок и что вызывает отклик в его душе. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому началу каждого ребенка. Сказок великое множество, но в гендерном отношении все сказки, мифы, легенды и притчи можно условно разделить на три группы:
Самые популярные сказки для формирования мужских черт характера — «Три поросенка» и «Колобок». В них показан важнейший для мужчины архетип борьбы. Причем, если в сказке «Три поросенка» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, то в «Колобке» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. На этих замысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим — осторожность и предусмотрительность, с третьим — хитрость, с четвертым — надежная команда.
Эти сказки содержат три важные для мальчика идеи: во-первых, адекватное восприятие реальности, во-вторых, представление о враге и безопасности, в-третьих, желание победить врага. Мужские сказки символически транслируют мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с противником. Крепкое убежище, объединение сил, удача, использование собственного преимущества и слабых сторон противника — вот слагаемые успеха. Всё, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Ранние знания о жизни "упаковываются" в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир, и в первую очередь мальчик выделяет модели поведения, помогающие достичь успеха. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет качать мускулы. Если он видит, что лидирующее положение занимает умный, он будет стремиться развивать свой интеллект. Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бесстрашие перед врагом. Наиболее популярные сказки для формирования женских черт характера — "Маша и медведь", "Хаврошечка", «Морозко". Во всех женских сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по-разному строит с ним отношения: либо вступает в борьбу, либо готовит себя к счастливому супружеству. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности. В каждой сказке имеется определенный набор символических уроков для героинь. Во-первых, на бессознательном уровне в женщине заложено желание найти достойного партнера, т.е. выбрать лучшее. А выбор лучшего тесно связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: этот человек — достойный, любящий и преданный, готовый всегда прийти на помощь. Принимай помощь с благодарностью, и все, что ты задумаешь, обязательно исполнится. Символизм второго урока — способность женщины создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищено, где ее сила приумножается. Конечно, могут возникнуть вопросы: зачем девочке нужно учиться выбирать лучшее? Зачем нужно учиться создавать вокруг себя комфортную среду? Ответ однозначен: чтобы принимать и дарить любовь. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре. Смешанные сказки, в которых действуют антропоморфные герои, имеют одинаковую концовку и обязательно завершается воссоединением героя и героини — свадьбой. Они повествуют о взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования положительных качеств личности и национальных черт характера.
|