«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Кошкина Светлана Владимировна | |||
02.10.2020 21:48 | |||
«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Изучив разнообразные методы работы, я пришла к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой призвана организация проектной деятельности. Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «от простого к сложному».
Проект «Моя семья» ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Работа в условиях реализации ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста. Этап выбора темы После летних каникул, дети, вернувшись в детский сад, стали рассказывать о том, как, где и с кем они провели свой отдых. Кто то говорил о семейных путешествиях, кто то о встречах в семейном кругу. Было понятно, что отдых, проведённый с близкими и родными, был для детей бесценным. Таким образом и обозначилась тема проекта — «Моя семья». Данный проект будет способствовать укреплению семьи, тема же позволит удовлетворить потребности детей — поделиться впечатлениями, личным опытом от общения со своими родными и близкими. Именно семья может создать для ребёнка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою уверенность в себе, научить правильно и бережно относиться к окружающим Целью проекта стало расширение представлений детей о семье, родословной, семейных традициях. Реализация проекта проходила через все образовательные области. В рамках реализации проекта проводилась следующая работа. С детьми мы разучивали песни, стихи, проводили игры-драматизации, театрализованные игры конструировали, лепили, рисовали. Родители приняли активное участие в проекте. Им было предложено творческое задание, вместе с детьми оформить книжки-малышки, на страницах которых будут фотографии членов семьи, стихотворения или рассказы о них. Родители по-разному откликнулись к выполнению этого творческого задания, но в основном совместная работа родителей и детей, привела к полнейшему удовлетворения с обеих сторон. Составление генеалогического древа стало одним из самых интересных заданий. Хоть оно и не ново, но наши родители делали это впервые, многие в поисках родословной обратились к своим родственникам. Родители вместе с детьми отыскали старые фотографии, вспомнили прабабушек и прадедушек. Это очень сплотило семьи наших воспитанников. Все получили огромное удовольствие и выразили нам свою благодарность. Результатом реализации данных мини-проектов явилось проведение совместного развлечения с родителями «Это мой ребёнок!» Родители выполняли разные конкурсные задания, особое впечатление произвёл конкурс под названием «Закончи фразу». Родители, принявшие участие в проекте «Моя семья» были награждены грамотами и дипломами. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа. В регионе с таким суровым климатом, каким является Сибирь, без теплой одежды и обуви никак нельзя. Как говорится, без шубы и валенок и зима без конца! В валенках не страшны самые лютые морозы. Эта уникальная — без начала, без конца, без шва, без рубца — обувь была в почёте на Руси у всякого чина и сословия, даже у коронованных особ. Нам стало интересно узнать, как обычный клок шерсти превращается в валенок? Т. о. возник проект «Ай, да валенки!» Реализация проекта «Русские валенки» была направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближает детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребёнку свои знания. Проанализировав уровень знаний детей о ремёслах русского народа, я пришла к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать данный педагогический проект, который знакомит детей с историей одного из самых распространённых промыслов — катания валенок. Цель проекта стало приобщение детей к ценностям семейных и национальных традиций русского народа. В рамках проекта мы проводили познавательные беседы, рассматривали иллюстрации, разучивали стихотворения и частушки. Лепили валенки из солёного теста и расписывали их. Больше всего детям понравилось делать открытки в виде валенок. Каждый проявил свою фантазию и воображение. Многие родители с удовольствием откликнулись на предложение пополнить книжный уголок в группе самодельными книжками по теме проекта. Все родители творчески подошли к выполнению задания, и теперь наша группа может похвастаться оригинальными книгами из бархатной бумаги, фетра и даже войлока. На этом работа в проекте не закончилась. В преддверии нового года мы провели мастер — класс по изготовлению ёлочной игрушки в виде валенка. Работа кипела, и, чтобы разрядить немного обстановку, мы провели музыкальную паузу. Родители исполнили частушку о валенках. Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, формируем чувство причастности к наследию прошлого, в т. ч. благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ней соприкоснуться. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка. Следующий проект, о котором я бы хотела рассказать называется «Рождественские святки» Целью проекта является приобщение детей к русской традиционной культуре, ознакомление их с обрядом колядования на Руси. На протяжении всего проекта наши воспитанники вместе с родителями мастерили атрибуты Святочных гуляний — звезду на шесте, раскрашивали маски ряженых, знакомились с народным костюмом. Дети участвовали в подборе различных шумовых инструментов: погремушек, трещоток, деревянных ложек, бубнов. Следующим этапом было проведение Святочных гуляний. Вместе с нами, педагогами, ребята одевались в костюмы ряженых, а затем с удовольствием заходили в группы нашего ДОУ, приветствуя воспитателей и детей традиционными песнями- колядками. Из работы с детьми хотелось бы выделить мини — проекты «Пряничное украшение» и «Рождественский ангел» Итогом проекта стало проведение красочного мастер-класса «Рождественские пряники» для родителей и гостей нашего ДОУ, подготовленного воспитанниками группы. Этот праздник напомнил о том, как на Руси наши предки встречали и праздновали «Рождество Христово» и следующие за ним Святки. Совместная работа родителей и детей по данным проектам привела к полнейшему удовлетворению с обеих сторон. Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьёй, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнёрам и вовлечение их в жизнь детского сада. Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания, приобретают навыки педагогического сотрудничества с детьми и воспитателями, получают опыт, который позволяет им проникнуться детскими заботами, чтобы в игре стать «равным» ребенку. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой родине, к России.
|