«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ» (из опыта работы) |
Патриотизм детям | |||
Автор: Залишева Галина Сергеевна Леонтьева Елена Викторовна | |||
21.04.2020 11:17 | |||
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ» (из опыта работы)
Юго-Восточное управление МО и НСО ГБОУ СОШ с.Алексеевка Детский сад «Солнышко» с.Алексеевка м. р. Алексеевский Самарской области С 2016 года, педагогический коллектив Детского сада «Солнышко» с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области в подготовительной группе компенсирующей направленности «Сказка», начал работу по внедрению музейной педагогики в практическую деятельность с детьми и родителями. Свою работу мы начали с идеи создания «Музейного комплекса», включающего в себя цикл экспозиций по родному краю: «Край родной Алексеевский». Цель: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурным традициям родного края средствами музейной педагогики. Тематика экспозиций нашего мини-музея разнообразна: 1. «Таланты Алексеевского края».. Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных качеств дошкольников на основе ознакомления с творчеством писателей, поэтов, художников Алексеевского района (Р. Хижняк, В. Ждановой, Д. Фролова, Ф. Вострикова, В. Литвинова, Ю. Горлова). 2. «Великий русский писатель Л.Толстой в Самарском Заволжье». Цель: воспитывать чувство гордости и уважительного отношения к ценностям русской культуры, через знакомство с творчеством писателя Л. Н. Толстого в Самарском Заволжье. 3. «Народные умельцы» — Лозоплетение «Ажурная лоза». Цель: воспитывать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе ознакомления с народно — прикладным творчеством по изготовлению предметов из лозы в с. Алексеевка. 4. «Город мастеров». Цель: развитие интереса к русским традициям и промыслам через знакомство воспитанников и их родителей с народно-прикладным творчеством (чеканка, вышивка, вязание, валяние из шерсти, поделки из бумаги, бросового материала и т.д.) 4. Экспозиция «Их так мало осталось» Цель: развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, приобщение к целостно-смысловым основам патриотического воспитания: «Наш народ-защитник, наша Армия — армия освободительница, миролюбивая и гуманная»; воспитание гордости и уважения к участникам Великой Отечественной войны, к героическому подвигу нашего земляка А.Ф. Безбородовой. Формирование будущего гражданина должно начинаться с дошкольного возраста, последовательно и систематически: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному городу; расширение представлений о своей стране. Для свободного овладения знаниями о природе, культуре, истории родного края и его духовных основах в процессе патриотического воспитания в дошкольном возрасте отводится большая роль заповедникам, национальным природным паркам, заказникам и памятникам природы. На территории Алексеевского района таких памятников находится девять, что позволяет в полной мере реализовать задачи гражданско-патриотического воспитания. Однако изучение их детьми дошкольного возраста достаточно проблематично, т.к. не каждая семья знает об этих заповедных местах и их местонахождении. И не каждая семья имеет возможность посетить эти места и познакомить с ними своих детей. Воспитание будущих граждан родной страны направлено на обеспечение тесного взаимодействия с семьей каждого ребенка. Поэтому мы поставили перед собой цель, познакомить детей и родителей с красивейшими памятниками природы нашего родного края. Для этого в ДОУ была создана экспозиция «Заповедные места Алексеевского района» в мини-музее группы «Край родной Алексеевский» Цель: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе комплексного подхода в реализации средств музейной педагогики. Направления деятельности нашего мини-музея: Поисково-исследовательская деятельность. Это направление дает возможность воспитывать гражданско-патриотические чувства через освоение исследовательской деятельности: разработка темы на основе интересов детей, изучение, развитие умений анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать Экспозиционное (оформительское) направление. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что-то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. Экскурсионное направление. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения, метод проектов. В музейной педагогике активно используются нетрадиционные формы (технологиям): интегрированная ООД, основанная на межпредметных связях; ООД в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин; ООД, основанная на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж; ООД на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала: «День мудрости», «День мужества», «День любви», презентация; ООД с использованием фантазии: сказка, сюрприз. Результативность реализации музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:
С 2016 по 2019 год нами собран богатейший материал по теме внедрения средств музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ. На основе обобщения опыта работы коллектива детского сада «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка были разработаны и изданы методические рекомендации «Музейная педагогика в образовательном процессе ДОУ (теория и практика)» УДК 373. 24ББК74 100. Авторы составители: Леонтьева Е. В. учитель-логопед, Залишева Г. С., воспитатель, Тишакова В. А. воспитатель. Данные методические рекомендации представляют интерес для педагогических работников дошкольных учреждений, педагогов начальной школы и педагогов дополнительного образования детей. Особый интерес представляет практический аспект данных рекомендаций: алгоритм действий по созданию мини-музея в ДОУ; структура модели музейной педагогики и направления деятельности мини-музея; методические рекомендации по организации работы с воспитанниками. В приложении представлены методические разработки из опыта работы по внедрению средств музейной педагогики в образовательный процесс в ДОУ: методика и этапы работы по созданию мини-музея в ДОУ, положение о мини-музее, план работы по созданию мини-музея в ДОУ, дана тематика экспозиций мини-музея, основные направления, механизмы, средства и способы реализации поставленных задач. Работа является лауреатом и победителем на областном конкурсе методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов России», 2018г., победителем Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций, 2019г Литература.
Приложение Методические рекомендации «Музейная педагогика в образовательном процессе ДОУ (теория и практика)» УДК 373. 24ББК74 100. Авторы составители: Леонтьева Е. В., Залишева Г. С.. – Самара: ООО «Слово», 2018. -64с.
|