Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ» (из опыта работы)
Патриотизм детям
Автор: Залишева Галина Сергеевна Леонтьева Елена Викторовна   
21.04.2020 11:17

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ» (из опыта работы)«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ» (из опыта работы)

  • Залишева Галина Сергеевна воспитатель
  • Леонтьева Елена Викторовна учитель-логопед, старший воспитатель

Юго-Восточное управление МО и НСО ГБОУ СОШ с.Алексеевка Детский сад «Солнышко» с.Алексеевка м. р. Алексеевский Самарской области

С 2016 года, педагогический коллектив Детского сада «Солнышко» с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области в подготовительной группе компенсирующей направленности «Сказка», начал работу по внедрению музейной педагогики в практическую деятельность с детьми и родителями. Свою работу мы начали с идеи создания «Музейного комплекса», включающего в себя цикл экспозиций по родному краю: «Край родной Алексеевский».

Цель: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурным традициям родного края средствами музейной педагогики.

Тематика экспозиций нашего мини-музея разнообразна: 1. «Таланты Алексеевского края».. Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных качеств дошкольников на основе ознакомления с творчеством писателей, поэтов, художников Алексеевского района (Р. Хижняк, В. Ждановой, Д. Фролова, Ф. Вострикова, В. Литвинова, Ю. Горлова).

2. «Великий русский писатель Л.Толстой в Самарском Заволжье».

Цель: воспитывать чувство гордости и уважительного отношения к ценностям русской культуры, через знакомство с творчеством писателя Л. Н. Толстого в Самарском Заволжье.

3. «Народные умельцы» — Лозоплетение «Ажурная лоза».

Цель: воспитывать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе ознакомления с народно — прикладным творчеством по изготовлению предметов из лозы в с. Алексеевка.

4. «Город мастеров».

Цель: развитие интереса к русским традициям и промыслам через знакомство воспитанников и их родителей с народно-прикладным творчеством (чеканка, вышивка, вязание, валяние из шерсти, поделки из бумаги, бросового материала и т.д.)

4. Экспозиция «Их так мало осталось»

Цель: развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, приобщение к целостно-смысловым основам патриотического воспитания: «Наш народ-защитник, наша Армия — армия освободительница, миролюбивая и гуманная»; воспитание гордости и уважения к участникам Великой Отечественной войны, к героическому подвигу нашего земляка А.Ф. Безбородовой.

Формирование будущего гражданина должно начинаться с дошкольного возраста, последовательно и систематически: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному городу; расширение представлений о своей стране. Для свободного овладения знаниями о природе, культуре, истории родного края и его духовных основах в процессе патриотического воспитания в дошкольном возрасте отводится большая роль заповедникам, национальным природным паркам, заказникам и памятникам природы. На территории Алексеевского района таких памятников находится девять, что позволяет в полной мере реализовать задачи гражданско-патриотического воспитания.

Однако изучение их детьми дошкольного возраста достаточно проблематично, т.к. не каждая семья знает об этих заповедных местах и их местонахождении. И не каждая семья имеет возможность посетить эти места и познакомить с ними своих детей. Воспитание будущих граждан родной страны направлено на обеспечение тесного взаимодействия с семьей каждого ребенка. Поэтому мы поставили перед собой цель, познакомить детей и родителей с красивейшими памятниками природы нашего родного края. Для этого в ДОУ была создана экспозиция «Заповедные места Алексеевского района» в мини-музее группы «Край родной Алексеевский»

Цель: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе комплексного подхода в реализации средств музейной педагогики.

Направления деятельности нашего мини-музея:

Поисково-исследовательская деятельность. Это направление дает возможность воспитывать гражданско-патриотические чувства через освоение исследовательской деятельности: разработка темы на основе интересов детей, изучение, развитие умений анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать

Экспозиционное (оформительское) направление. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что-то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.

Экскурсионное направление. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения, метод проектов.

В музейной педагогике активно используются нетрадиционные формы (технологиям): интегрированная ООД, основанная на межпредметных связях; ООД в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин; ООД, основанная на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж; ООД на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала: «День мудрости», «День мужества», «День любви», презентация; ООД с использованием фантазии: сказка, сюрприз.

Результативность реализации музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:

  • у детей закладываются основы гражданско-патриотического воспитания, формируется ценностное отношение к истории и культурному наследию родного края;
  • развиваются чувства ответственности и гордости за свою малую родину, за страну;
  • формируются предпосылки качеств интеллигентного человека, на основе приобщения к культуре и к одной из важных форм — музею;
  • закладываются предпосылки духовно-нравственной основы ребенка, его успешной социализации в обществе;
  • развиваются художественно-эстетические чувства, активизируется познавательный интерес к «настоящему» музею.
  • Содержание и экспонаты:
  1. Стенд с фотографиями и названиями заповедных мест Алексеевского района:
  2. Статьи с анализом экологической ситуации в Алексеевском районе и с описанием памятников природы регионального значения в Алексеевском районе. 3.Материал в папках – скоросшивателях по каждому из 9 особо охраняемых природных территорий: статус памятника природы, название его, местонахождение, год создания, объекты охраны, занесенные в Красную Книгу Самарской области. По каждому памятнику регионального значения, предоставлены положения, утвержденные постановлением правительства Самарской области.
  3. Макеты, гербарии растений, собранных по заповедным местам Алексеевского сделанные детьми и родителями. по заповедным местам, в ходе создания и изучения экспозиций; мини-газеты с иллюстрациями деревьев, растений занесенных в Красную книгу Самарской области, которые встречаются на данной особо охраняемой природной территории. 5. Стенды с рисунками детей и их родителей по теме «Заповедные места».
  4. Картины местного художника, члена Союза Художников России Горлова Ю. — «Восхищаюсь тобой – край мой родной», подаренная детям при личной встрече, во время посещения мини-музея группы.

С 2016 по 2019 год нами собран богатейший материал по теме внедрения средств музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ. На основе обобщения опыта работы коллектива детского сада «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка были разработаны и изданы методические рекомендации «Музейная педагогика в образовательном процессе ДОУ (теория и практика)» УДК 373. 24ББК74 100. Авторы составители: Леонтьева Е. В. учитель-логопед, Залишева Г. С., воспитатель, Тишакова В. А. воспитатель. Данные методические рекомендации представляют интерес для педагогических работников дошкольных учреждений, педагогов начальной школы и педагогов дополнительного образования детей. Особый интерес представляет практический аспект данных рекомендаций: алгоритм действий по созданию мини-музея в ДОУ; структура модели музейной педагогики и направления деятельности мини-музея; методические рекомендации по организации работы с воспитанниками.

В приложении представлены методические разработки из опыта работы по внедрению средств музейной педагогики в образовательный процесс в ДОУ: методика и этапы работы по созданию мини-музея в ДОУ, положение о мини-музее, план работы по созданию мини-музея в ДОУ, дана тематика экспозиций мини-музея, основные направления, механизмы, средства и способы реализации поставленных задач. Работа является лауреатом и победителем на областном конкурсе методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов России», 2018г., победителем Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций, 2019г

Литература.

  1. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http: //www. portal-slovo. ru.
  2. Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс] // режим доступа: http: //ap2004. alledu. ru/document/380/839.
  3. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 о государственной программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 — 2020 годы"

Приложение

Методические рекомендации «Музейная педагогика в образовательном процессе ДОУ (теория и практика)» УДК 373. 24ББК74 100.

Авторы составители: Леонтьева Е. В., Залишева Г. С.. – Самара: ООО «Слово», 2018. -64с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год