Проект «Мой Подольск» для детей подготовительной группы |
Патриотизм детям | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Земцова Анна Александровна | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14.04.2020 18:39 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект «Мой Подольск» для детей подготовительной группы «Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью» В.А. Сухомлинский Проект: среднесрочный, групповой, познавательный. Участники проекта: проект предусматривает активное участие родителей, детей старшей группы и воспитателей группы, старшего воспитателя. Пояснительная записка: Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. В Законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости уже в дошкольном возрасте формировать самосознание ребенка, как члена семьи, гражданина страны, города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Для этого необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть красоту окружающей жизни, желание больше узнать об особенностях родного края, его природе и истории. И мы серьёзно задумываемся, как воспитать у детей патриотические чувств, которые будут выражаться в соответствующих поступках и поведении. Актуальность проекта: Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине — накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Цель: Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа. Задачи:
Принципы реализации проекта: Принцип историзма – реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давно) и настоящее (в наши дни). Принцип гуманизации – видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать точку зрения ребенка, не игнорировать чувства и эмоции ребенка, ориентироваться на высшее общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству. Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной, познавательной сферы. Принцип интегративности – реализуется в тесном сотрудничестве с семьей, социумом. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности детской деятельности. Методы проекта: игровые: дидактические игры, подвижные игры; словесные: беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассказывание, развлечения, чтение и рассказывание стихов, считалок, сказок, загадок; разговор, беседа; рассматривание картинок. практические: создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности, наблюдения, расширяющие кругозор ребенка, создание альбома «Мой Подольск» с целью формирования знаний о родном городе, дидактические игры, подвижные игры. наглядные: организация выставок, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций. Метод трех вопросов:
Обеспечение проекта: Уголок по краеведению в группе, макеты, картины, альбомы, иллюстрации, дидактические игры (разработаны и созданы педагогом), карты, фотографии, методическая, краеведческая, художественная литература, наборы открыток. Предполагаемые результаты: Дети:имеют представления об истории родного города; могут рассказать о достопримечательностях своей малой родины; заботятся о природных и культурных ценностях города; уважают традиции города Воспитатели: разработаны конспекты занятий, практический материал по всем видам детской деятельности. Старший воспитатель: освоены инновационные технологии по патриотическому воспитанию дошкольников; разработаны анкеты для родителей; составлен перспективный план работы; оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта. Родители: повышен интерес к работе ДОУ, активно участвуют в конкурсах, выставках, осуществляют помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок. Риски: 1. Отсутствие методических материалов для воспитателей. 2. Низкая мотивация работы с детьми по данному проекту, недостаточный уровень развития творческих способностей, позволяющих реализовать проект. 3. Недостаток материальных средств на приобретение материалов и оборудования. 4. Непонимание со стороны родителей.
Литература
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе Задание 1. «Родной город» Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов) Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки. Методы: Беседа, игра, запись ответов детей. Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение. Оценка результатов. Высокий уровень (З балла) Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь. Средний уровень (2 балла) Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Низкий уровень (1 балл) Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2. «Символика родного города» Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе родного города. Материалы: Герб и флаг города Подольска Методы: беседа Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага города. Оценка результатов. Высокий уровень (3 балла). Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику герба. Проявляет интерес. Средний уровень (2 балла) Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении. Низкий уровень (1 балл) Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых в флаге . Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3. «История народной культуры и традиций» Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях народа ханты и манси. Предварительная работа: Беседы, занятия Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Оценка результатов: Высокий уровень: (3 балла) Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение. Средний уровень (2 балла) Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить. Низкий уровень: (1 балл) Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края» Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего края; о историко-географическом расположении родного города. Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Пахры» Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки? Оценка результатов: Высокий уровень: (3 балла) Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе. Средний уровень: (2 балла) Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу. Низкий уровень: (1 балл) Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе. Задание 5. «Личностное отношение к родному городу» Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить. Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы: - Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе? - Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города? Оценка результатов: Высокий уровень (3 балла) Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой. Средний уровень (2 балла) Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами. Низкий уровень (1 балл) Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Уровни сформированности знаний о родном городе Высокий уровень (13-15 баллов) Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Когалым, может объяснить символику герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение. Средний уровень (8-12 баллов) Знает название города, свой домашний адрес; флаг, герб города затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами. Низкий уровень (5-7 баллов) Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города . Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Конспект итоговой НОД " Мой город" в подготовительной группе. Цель: Закрепление представлений детей о городе. Задачи: образовательные: - активизировать словарь по теме «Мой родной город»; -обобщать и закреплять представления детей о родном городе (его прошлом, настоящем) через выполнение заданий; развивающие: - развивать диалогическую и монологическую формы речи; воспитательные: - воспитывать любовь и уважение к своему городу; - обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому малой родины; - воспитывать активность, инициативность, культуру речевого общения. Материал: физическая карта России; фотоматериалы (памятники, улицы города); Предварительная работа:
Используемые технологии
Вводная часть. Воспитатель: Доброе утро, ребята. Как настроение? Отличное! Просто замечательно! Ребята представьте, что у вас в руках находится цветок добра: «Протяните руки вперед, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную доброту. Она согревает вас, ваше сердце. Посмотрите, цветок добра очень красивый. Понюхайте его. Как он хорошо пахнет, прижмите его к сердцу. У вас появляются новые силы, силы здоровья, радости. Я желаю вам, чтобы вы целый день чувствовали, как вам помог волшебный цветок добра». - Ребята, мы с вами живём в стране, у которой удивительное красивое имя. Какое? (Россия). Наша Родина – Россия! Какая она наша Родина? (ответы детей) Как велика моя земля - Ребята, вы наверняка слышали такие слова «малая Родина». Что они означают? (ответы детей) В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, его маленькая Родина – город, улица, дом, где он родился. Предлагаю вам послушать стихотворение Славный город на реке, На красавице Пахре. Самый лучший и родной, И любимый всей душой. Как хорош, ты мой Подольск! Я восторг не скрою. Здесь хочу с семьёй я жить, И расти с тобою. Процветай, живи мой город, Пусть порою нелегко. Город мой не сломит холод Никогда и ни за что. Пусть тобой гордятся люди, Мой Подольск, мой милый дом! В семьях пусть достаток будет, Песни пусть поют о нём. В моём городе чудесном Все родные, все свои… Говорю я о Подольске, О большой к нему любви! - А вы любите свой город? (да). - А хотите создать альбом о нашем городе? Для этого я предлагаю вам стать юными краеведами. Кто такие краеведы? (Краеведы –это люди , которые изучают историю родного края.) - Как вы думаете, с чего мы начнём наш альбом?(ответы детей) Правильно, с обложки, а на обложке должно быть (название) Как мы назовем наш альбом? (предложения детей) - У меня есть конверт, а в нем буквы. Давайте попробуем составить название нашего города (составляем) - Ребята, у нашего города необычное название – Подольск. А как вы думаете, почему он так называется? Давайте я вам расскажу… Есть несколько версий о происхождении названия города Подольск. Известно, что у славянских народов слово «подол» означало «низкое место под горой». А село Подол, с которого начался город, возникло именно в таком месте – на берегу реки Пахра, на склоне холма. Также ходит легенда, о том, что когда-то мимо села проезжала Екатерина II и в реке намочила подол платья. Так село стали называть «Подолом». Было ли это на самом деле или нет, точно никто сказать не может. Однако именно Екатерина II переименовала село в город Подольск. Игра «Город какой?» Замечательно, а сейчас предлагаю немного поиграть, игра называется «Город какой?». Мы с вами встаём в круг, по очереди будем передавать друг другу мяч и называть признаки, какими можно описать наш город. (Город – славный, чудный, красивый, великолепный, уникальный, неповторимый, полный разнообразных красок, молодой, уютный, любимый, родной, светлый, ухоженный) Словесная игра "Какой мой город?" 1. В нашем городе есть много памятников героям, значит наш город какой? (героический) 2. Наш город украшают к празднику шарами, флагами, значит наш город какой? (праздничный) 3. В нашем городе много деревьев и кустарников, значит наш город летом какой? (зеленый) 4. В нашем городе весной высаживают много цветов (цветущий) 5. Наш город принимает много гостей из других городов (гостеприимный) 6. В нашем городе много людей занимаются спортом (спортивный) 7. Все мы любим наш город (любимый) 8. Сейчас осень, значит наш город (осенний) 9. Когда наступает ночь, город становится (ночной) 10. Когда идет дождь, то город какой? (дождливый) 11. Зимой, когда идет снег, то город какой? (заснеженный) Игра «Что есть в нашем городе» Воспитатель называет (музей, торговый центр, аквапарк, колесо обозрения, площадь, парк и др.), если это есть в городе, то дети хлопают, если нет – топают. Физкультминутка Ребята, а вы в парке катались на каруселях? А хотите сейчас покататься? (Дети выполняют движения по тексту) Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели А потом, кругом, кругом Всё бегом, бегом, бегом Тише, тише не спешите Карусель остановите Раз и два, раз и два Вот и кончилась игра. Игра «Собери целую открытку» Предлагаю вам по одному подойти к столу, и взять каждому бумажку с цифрой. А теперь найти того, у кого такая же цифра и взять конверт с соответствующей цифрой. В конверте находится пазл, собрав который вы получите картинку с изображением достопримечательности. У кого получилась целая открытка? Расскажите, что у вас получилось. Кратко расскажите, что вы знаете о достопримечательности, изображенной на открытке. Дети парами рассказывают о своей достопримечательности. Пальчиковая гимнастика Люблю по городу шагать, люблю смотреть, люблю считать Площадь – раз, фонтан – два, 3 – по парку я гуляю, всякий уголок в нем знаю. 4 – детская площадка, здесь качели и лошадка 5 – новый магазин, много ярких в нем витрин. Очень любим мы наш город, он красив и вечно молод. Игра «Что было бы, если бы..?». Ребята, давайте с вами пофантазируем, каким бы был наш город, если бы, он находился на северном полюсе? В Африке? Нам нужно разделиться на две команды, одна придумывает и рассказывает о том, как бы выглядел наш город, если бы находился на северном полюсе, другая – если в Африке. (Если город будет на северном полюсе, то будет – холодным, ледяным, белым. По городу будут гулять моржи и пингвины. А если в Африке - будет очень жарко. И по городу будут гулять крокодилы, обезьяны, жирафы и будут расти баобаб и кокосы). Игра – фантазия «Город будущего» Давайте представим, каким будет наш город через много лет. Что я сделаю для родного города, когда стану взрослым (рассказы детей о городе будущего; я хотел бы, я мечтаю, я построил бы….). - Я верю, что ваши мечты сбудутся, вы всегда будете любить и помнить «милый сердцу уголок», для которого вы мечтаете сделать столько хорошего и прекрасного. Я предлагаю вам по очереди подойти к доске и создать город своей мечты (дети подходят к плакату и украшают его разными насаждениями из цветов, деревьев, зданий). Заключительная часть -Что больше всего понравилось и запомнилось? -Что нового узнали? -Молодцы (вручение медалей юного краеведа). А теперь каждый возьмите шарик (заранее приготовлены воспитателем) и нарисуйте смайлик: если вам понравилось наше занятие – улыбающийся, не понравилось – грустный. Литература 1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М. : ТЦ «Сфера», 1999. 2. . Познакомьте ребенка с родным городом: консультация для воспитателей [Эл.ресурс]. – Режим доступа: http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac117.htm 3. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, 2006, №6.
|