Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Патриотизм детям
Автор: Ларина Олеся Петровна   
20.11.2017 10:10

Статья «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников»Статья «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Детство – время развития всех сил человека. Приобретения знаний об окружающем мире, формирования нравственных навыков и привычек.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Наиболее благоприятным временем для воспитания чувства любви к Родине является детство.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство — это открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы детство стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Современные исследования, посвященные проблеме приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родной станицы (а через неё Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых.

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». Эти слова К.Д. Ушинский в полной мере относятся к воспитанию интереса и любви к родному городу и родной стране.

Воспитатель должен сам восторгаться своей страной, своим народом, своим городом, только тогда мы получим положительный результат на занятиях.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируются нравственно-патриотические чувства привязанности к своей семье, дому, чувство гордости за станицу, край, в котором родился и живешь и, конечно же за свою страну. Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо помнить свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий.

 

Беседуя с детьми разных возрастных групп (с 3-х до 7-ми лет), обращая внимания на каждый возраст детей, я сделала вывод, что дети имеют слабое представление о родной станице, стране, о связи времен и поколений, как жили люди, что их окружало, что они ценили.

Большое значение для проявления интереса и любви у детей к родному краю, к своему государству имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с обычаями своей семьи, детским садом, своей улицей, станицей, краем, а затем со страной, ее столицей.

Семья выступает как образец моделей поведения и оказывает большое влияние на развитие личности. Без тесного взаимодействия семьи и детского сада невозможно воспитать патриота своей Родины. Многим родителям просто не известно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своей родной земле, где родились. Отсутствие заинтересованности у родителей знакомить детей с жизнью родного края, страной, достопримечательностями, историей, героях подтолкнуло меня разработать программу «Мой край родной».

Целью моей работы является: «Формирование нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родной станице и краю».

Для достижения этой цели определила следующие задачи:

  • расширять представления о родной станице, крае, стране
  • знакомить детей с символикой государства
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому
  • формировать у детей интерес к культурному и историческому наследию, и стремлению к его сохранению и развитию
  • воспитывать у детей уважение к своей семье, обществу, государству
  • воспитывать гражданскую ответственность, основанную на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях.

Программа составлена на четыре возрастных группы (2 мл., дети 3-4 лет; средняя, дети 4-5 лет; старшая, дети 5-6 лет; подготовительная, дети 6-7 лет).

Занятия провожу два раза в месяц, время занятия соответствует возрасту детей.

Работу веду по тематическому плану. Стараюсь знакомить детей с родной станицей и краем, с историей возникновения, с достопримечательностями, зданиями, учреждениями, знаменитыми людьми, природой. Использую разнообразные методы и приемы патриотического воспитания.

Формирование нравственного поведения (поручения, воспитывающие ситуации, положительный пример взрослых); формирование нравственного сознания (объяснение, просьба, эстетическая беседа, примеры); методы стимулирования (поощрение, соревнование, одобрение, награждение):

В работе с детьми использую наиболее интересные формы работы: наблюдения за историей возникновения станицы, изготовила лепбук по этой теме «Станица Алексеевская, моя малая родина»

Наиболее важным и интересным были экскурсии для детей:

  • Районный краеведческий музей
  • В Храм Архангела Михаила
  • Мемориал погибшим в годы ВОВ
  • Озеро «Бабинское»
  • родник «Серебряный».

Провожу целевые прогулки:

  • «Профессии людей работающих в ДОУ»
  • школа искусств ст. Алексеевской
  • к Вечному огню «Возложение венка и цветов»
  • в районную детскую библиотеку
  • в районный Дом культуры.

Продуктивная деятельность.

1. Оформление тематических выставок:

  • «Алексеевская глазами детей»
  • «Моя родина»
  • «Будем помнить вечно»

2. Творческие конкурсы с участием родителей и детей:

  • «Мастерская Деда Мороза»
  • «Нам не нужна война»
  • «Красная книга глазами детей»
  • «Рождество Христово»
  • «Пасхальная радость».

3. Участие детей в районным мероприятиях, таких как: детский фольклорный фестиваль православной культуры «Крещенские забавы»; «Пасхальная радость»; смотр-конкурс декоративно-прикладного творчества «Сталинградский сувенир»;

4. Изготовление подарков:

  • поделки «Рождество»
  • открытки «С днем Победы»
  • открытки «Мамочке в день матери»
  • поделка «8 марта»
  • поделка «23 февраля»
  • открытки «Всем работникам детсада».

Важно привлечь детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа. Праздники, конкурсы, игры, развлечения стали хорошей традицией.

«Крещенские посиделки» совместно с воскресной школой «Лампадочка» С детьми мы участвуем в развлечениях, вспоминаем народные игры, песни, пляски, проводим чаепитие за самоваром.

«Рождество Христово». Знакомим детей с праздником Рождества Христова, учим песни, стихи. Готовим рождественские подарки.

«Колядки». С детьми разучиваем рождественские колядки, вместе с родителями изготавливаем костюмы для детей.

«Масленица». Этот праздник с веселыми шутками, играми, со скоморохами, со стихами, песнями, закличками, с угощением блинами.

«Пасха». С детьми готовим выступление на районном фестивале православной культуры «Пасхальная радость». Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о любви и доброте.

«День Победы». Каждый год проводим мероприятия совместно с краеведческим музеем, посвященные победе народа в Великой Отечественной войне. Детям рассказываем о событиях этого времени, о фронтовых и трудовых подвигах, о единстве народа в тяжелое время. Что благодаря любви к родине, подвигам наших солдат и помощи тыла была одержана Великая Победа. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за мир и счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей. В их честь воздвигнуты памятники.

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей невозможно без тесной связи с семьей. Работая в тесном контакте с родителями вижу положительные результаты. У родителей формируется чувство ответственности, интерес, желание продолжать работу в данном направлении не только в детском саду, но и дома.

Чтобы повысить педагогическую компетентность родителей по нравственно-патриотическому воспитанию, я размещаю материалы в родительский уголок (информационные папки, консультации, памятки):

  • «Патриотическое воспитание в детском саду и дома»
  • «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
  • «Моя малая родина
  • «Рождество Христово»
  • «Великая Пасха»
  • «Традиция и подготовка к празднованию Пасхи»
  • «Как рассказать ребенку о Пасхе»
  • «Пасхальные традиции Светлой Пасхи»
  • «Как рассказать ребенку о Дне Победы?»
  • «День Победы 70 лет 1941 – 1945»
  • «Наш родной край»
  • «О воспитании любви к родному городу и природе»
  • «Как познакомить детей с праздником Пасхи».

Провожу совместную деятельность детей и родителей (изготовления книги «Моя семья», «Никто не забыт, ничто не забыто»), провожу творческие конкурсы, развлечения.

На экскурсиях взрослых и детей знакомлю с историей Алексеевского района. Дети воспринимают экскурсии очень естественно, с интересом, задают вопросы. Не остаются равнодушными и взрослые. Возникает много дополнительных вопросов. Родители участвуют в сборе краеведческого материала.

Мною ведется проектная деятельность:

  • «Экология родного края»
  • «Пасхальный звон».

Веду работу в тесном контакте с музыкальным руководителем.

С детьми принимаем участие в различных городских и областных выставках. Результаты радую детей и родителей.

Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагогов, родителей и детей, тем положительней результат.

Любовь к родной станице, стране, знания своих предков и современников соединяет нас, вдохновляет на новые свершения, укрепляет веру в прекрасное будущее родной страны. Дети открывают для себя законы нравственности, относятся с любовью к малой Родине и большому Отечеству, семье, ближнему, взрослому и сверстнику.

Прошло время, малыши повзрослели, учатся в школе, но не погас тот огонек, который был зажжен на занятиях. Как радостно встретить родителей с детьми гуляющих по станице, встретить в музее, на выставках, в ДК, услышать добрые слова и пожелания.

Таким образом, я убедилась, что необходимо нравственно-патриотическое воспитание ребенка начинать как можно раньше. Для маленького человека так важно понять истинные ценности мира в котором он живет, тогда этот мир становиться добрым интересным и любимым.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год