Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой |
Патриотизм детям | |||
Автор: Захарова Людмила Валерьевна, Ступникова Екатерина Валерьевна, Данилова Наталья Викторовна | |||
24.11.2017 22:49 | |||
Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой Авторы:
Воспитатели МБДОУ детский сад № 152 г. Пензы «Виктория», Пензенская область Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из наиболее острых проблем современности. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.
Особую значимость это направление в работе образовательных учреждений приобрело сегодня. По мнению С.Е. Матушкина, патриотическое воспитание детей приобретает особую актуальность «в связи с расширением и углублением процессов интернационализации, межгосударственной, региональной и планетарной интеграции, глобализации, попытками поставить под вопрос роль и значение государственного суверенитета». Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Поэтому очень важно в этот период привить детям чувство любви к родному городу и привязанности к природным ценностям родного края, к Родине, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Одним из важных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста признана художественная литература. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека. И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского, «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей. У них формируется гуманные чувства, способность проявлять участие, доброту, различать несправедливость. Это основа, на которой развиваются патриотические чувства. Нами был разработан индивидуальный план занятий по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста, направленных на развитие патриотических чувств. План представлен в таблице. № п/п Тема раздела Тема занятия
Раздел «Знакомство с литературными жанрами» включает в себя 3 занятия: знакомство с жанрами «Сказка», «Стихотворение», «Басня». Цель данных занятий – знакомство с жанровыми особенностями произведений. На занятиях педагог учит детей определять жанр произведений; побуждает рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа; помогает детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения; учит детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста; помогает выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. В раздел «Знакомство с художественными произведениями о Родине» входят следующие занятия: «С чего начинается Родина», «Моя Родина – Россия», «Моя малая Родина». Основными задачами этих занятий является знакомство с родной страной, родным городом; развитие патриотических чувств у старших дошкольников. В старшем дошкольном возрасте у ребенка должны сложиться и первые представления о писателях родной страны. Поэтому, в свою работу мы включили раздел «Знакомство с детскими авторами художественной литературы». Раздел включает в себя три занятия: знакомство с творчеством К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.С. Пушкина. Знакомя детей с новым произведением уже известного им автора, педагог часто называет его имя, вспоминает о книгах, прочитанных ранее, в доступной форме кратко излагает биографию с использованием портрета, фотографий, выставки книг, иллюстраций. Результатом закрепления и обобщения знаний детей об авторах является проведение литературных викторин, игр. Приведем содержание занятия на тему: «Моя малая Родина», так как оно, на наш взгляд, самое показательное. Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Моя малая Родина» Интеграция: чтение художественной литературы, музыка, познание, коммуникация, социализация. Цель: познакомить детей с историей, символикой, достопримечательностями города Пензы. Задачи:
Предварительная работа: экскурсия по городу; рассматривание фотографий с видом города; разучивание стихотворений о Пензе. Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук), мультимедийная презентация «Мой город Пенза», фотографии с видами города, выставка книг с произведениями о Пензе; аудиозаписи песен. Ход занятия Звучит аудиозапись «Гимн Российской Федерации». Воспитатель: - Ребята, что мы сейчас прослушали? (ответы детей) - Россия – это страна, в которой мы живем, наша Родина. - В нашей стране есть много разных городов. - Как называется город, в котором живем мы с вами? (ответы детей) - Пенза – это наша малая Родина. О ней мы сегодня и поговорим. Воспитатель читает стихотворение. Малая Родина – Островок земли. Под окном смородина, Вишни расцвели. Яблоня кудрявая, А под ней скамья – Ласковая малая Родина моя! - Что вы знаете о Пензе? (ответы детей) - У нашего города тоже есть гимн. Послушаем его. Звучит аудиозапись «Гимн Пензенской области». - Понравился вам гимн Пензенской области? - Слова написаны пензенской поэтессой Ксенией Сурской, музыку написал министр культуры Пензенской области Виктор Огарёв. - Посмотрите на экран. Что на нем изображено? (флаг и герб России) - А рядом? Предположите. (флаг и герб Пензенской области) Герб Пензенской области представляет собой изображение на зеленом геральдическом щите трех золотых снопов, перевитых червлеными лентами, один подле другого. Щит увенчан золотой российской Императорской короной и окружен лентой ордена Ленина. Флаг Пензенской области представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из одной вертикальной зеленого (травяного) цвета и одной горизонтальной желтого (золотого) цвета полос. По центру желтой (золотой) полосы с небольшим смещением вверх и влево к древку флага располагается символическое изображение Спаса Нерукотворного. Воспитатель: - Ребята, а когда же образовался наш город? (ответы детей) - Город Пенза образовался в 1663 году. В мае 1663 года в Пензу по приказу царя прибыл архитектор Ю.Е. Контранский. Под его руководством было начато строительство города-крепости. - Скажите, на какой реке стоит город Пенза? (ответы детей) Воспитатель читает стихотворение. Здесь над сурской волной Вырос город родной, И людьми И делами красивый. Здесь мы все рождены, В середине страны, Возле самого сердца России. - В нашем городе очень много красивых мест. - Какие достопримечательности Пензы вам известны? (ответы детей) - Поиграем в игру «Собери достопримечательности». Дети делятся на группы. - На экране вы увидите достопримечательности нашего города: музеи, памятники, театры и другое. На ваших столах есть разрезанные картинки с изображением этих достопримечательностей. Вам нужно, глядя на экран, собрать картинку. Достопримечательности: Памятник «Первопоселенец», Пензенский зоопарк, ЦПКиО им. В.Г. Белинского, Монумент воинской и трудовой славы, Пензенский драматический театр, Монумент «Росток», Монумент «Глобус», часы «Кукушка», «Тарханы», Краеведческий музей, Пензенская областная филармония. Изображение достопримечательностей появляются на экране поочередно. Дети собирают картинки. Воспитатель проверяет работы детей, дает краткую характеристику каждой достопримечательности. Дети читают стихотворения. 1. Пенза, город мой родной, Очарован я тобой, Красотой лугов, полей, Рощ тенистых и аллей. 2. Большое количество наших земляков На протяжении веков На благо Родины работали, Чтоб ими мы всегда гордились! 3. Любимый город на Суре! Великолепен ты и дорог мне. Хоть много в мире городов и государств, Но сердце только Пензе я отдам! Звучит аудиозапись «А над Пензою такая неба синь». На экране идет показ красивых мест города. - Скажите, а кто делает наш город таким красивым? (ответы детей) - Какие профессии людей трудятся над красотой города? (ответы детей) - А мы с вами можем сделать город красивее? Как? (ответы детей) - Сейчас мы поиграем в игру «Да-нет». Для этого я прошу вас встать в круг (Дети встают в круг). - Я буду задавать вам вопросы. Если ваш ответ «да», то хлопайте в ладоши, если ваш ответ «нет», то топайте ногами. Договорились? Вопросы:
Воспитатель читает стихотворение. Как будто снег, листок бумаги белой, Подберу поярче я слова. Славься, Пенза — доля России целой, Как душа, ты вечно будь жива! С площадями, скверами, Сурою, Подставляй ветрам столетья грудь. Имеет возможность, грусть в чертах твоих открою, Только равнодушной ты не будь! Пусть мечтание твой образ окрыляет. Донесётся в ночь из тишины, Быстрый поезд имя повторяет: -Пенза, Пенза- Станция страны!.. - Итак, мы сегодня с вами поговорили о нашей малой Родине. - Как называется наша малая Родина? - Что вам больше всего понравилось на занятии? - Любите и берегите свой город!
|