Программное содержание:I.1. познакомить детей с особенностями деревянного зодчества Тюмени: с устройством тюменской избы, украшением построек резьбой, с элементами резьбы; 2. обогатить словарь детей словами: плотник, сруб, наличники, ставни, розетка, зодчий; активизировать: кирпичный, каменный, бетонный, деревянный; 3.развивать внимание, зрительную память; II.воспитывать устойчивый интерес к архитектурным особенностям деревянного зодчества родного края, учить видеть прекрасное в обыденном. Индивидуальная работа: учить Свету К.,Олесю Т. отвечать на вопросы полным предложением. Предшествующая работа: рассматривание фотоальбомов «Старая Тюмень».
Материал для воспитателя: фотоматериалы с элементами резьбы, мяч, модель тюменской избы, четырехскатной крыши. Ход занятия. Внести модель избы, прочитать стихотворения: Над рекою голубою, Деревушка в два ряда... Позабытая судьбою Деревянная изба...
Здесь, когда-то - люди жили, В завтра правили дела, В счастье верили, любили - Память речка унесла! В завитушках, узорах, кудряшках Расписные стоят терема. Отражением солнца в стекляшках, Подмигнули друг другу дома. -Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое нашего города. Скажите, ребята, а в каком городе мы живем? - В Тюмени. -Верно, мы с вами живем в большом красивом городе-Тюмени. А в своем путешествии мы посмотрим, какие же раньше были дома? И еще мы познакомимся с деревянным зодчеством Тюмени…… -Послушайте, какое необычное, незнакомое вам слово – зодчий….. Вот именно так называли в старину строителей - зодчий. -А как вы думаете, из каких материалов в старину строили дома? -ответы детей Игра с мячом: как будет называться дом из дерева?(деревянный), из кирпича?(кирпичный ),из камня?(каменный) ,из бетона?(бетонный). -А как вы думаете, ребята, а каких домов в нашем городе больше? -ответы детей -А в старину? -Ребята в старину строились дома деревянные, потому что вокруг города были леса и дерево было самым доступным материалом. Деревянные дома строят мастера - плотники. Дом, построенный из деревянных бревен, называли – изба. В народе говорили, что избу не строили, а «рубили», делали «сруб». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу. Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома - «сруб». Между бревнами укладывали мох для утепления. Крыши у домов делали двух разных видов: двускатные (похожие на шалаши) и четырехскатные (как пирамиды) - демонстрация образцов. Окна домов тюменцы делали небольшого размера, чтобы тепло из дома не уходило. Крыльцо всегда строили с навесом, чтобы было на нем чисто да сухо в любое время года. А вот навесы по форме могли быть разные: - односкатные – с одним резным столбиком - двускатные или полукруглые с двумя резными столбиками и небольшими перилами. тюменские зодчие старались украсить свои жилища – избы. Украшали ажурной резьбой. Окна украшали резными наличниками. (все слова воспитатель сопровождает показом) Узоры резьбы были разнообразными: «розетка», «солнце», гроздья ягод, и много разных других….. Очень часто к наличникам окон крепили ставни, с их помощью окна закрывали. Ставни летним днем спасали избу от зноя, зимой в ненастную погоду сохраняли тепло в избе. Ограждали хозяев избы от уличного шума и недобрых людей. Ставни также украшали резными узорами. В элементах узора мастера использовали солярные знаки(показ),знаки воды и небосвода(показ),знаки засеянного поля. -А теперь давайте вспомним,о чем мы с вами говорили и посмотрим все это «вживую»….. Рассматривание зданий :Дом Буркова, Дом Машарова, Дом Поповых, Усадьба-музей Колокольниковых, Дом Бровцына. В группе предложить детям поиграть в игру «Окна Тюмени»-лото на закрепление названия элементов резьбы. В приемной оформить фотовыставку «Путешествие в прошлое нашего города»
Конспект занятия по лепке «Украшение оконного наличника». Программное содержание: I.1.продолжать знакомить детей с деревянной архитектурой родного города, познакомить с объемно- накладной резьбой, ее мотивами(яблоко, груша, цветок, розетка, листья, виноградная лоза, сибирская шишка); 2.учить выполнять узор налепом, строя композицию, на картонной основе;II.продолжать воспитывать интерес к истории родного края. Индивидуальная работа: учить Иру О.,Наташу С. пользоваться стекой. Предварительная работа: экскурсия к памятникам деревянного зодчества, рассматривание элементов резьбы. Материал для воспитателя: видеоматериал-презентация « Самые красивые окна Тюмени»,фотоальбом с элементами резьбы, выставка фото с экскурсии «Путешествие в прошлое»,вариативные образцы, заготовка картонная –наличник, салфетка, доска для лепки, стека, пластилин коричневый. Материал для детей: заготовки картонные - наличник , пластилин светло и темно коричневый, стека, доска для лепки, салфетка. Ход занятия. Внести модель деревянной избы-обратить внимание на окна. -Как вы думаете, ребята, зачем в доме окна? Нужны ли они? -ответы детей - Окна – это глаза дома, через которые проникает солнечный свет и тепло. Для проникновения большего объема света делали сразу несколько окон. Оформление окон не редко отображало характер хозяина, его вкусы и интересы. -Ребята, вспомните, мы с вами недавно были на экскурсии, чем же украшали окна? -ставнями, наличниками…… -Кружево наличников, голубые ставенки. В деревеньку русскую забреду я странником. У плетня скамеечка притулилась ласково. Привечай, хозяюшка, хлебушком, да сказкою. Про цветочек аленький, царство тридевятое Расскажи мне, бабушка, за чаёчком с мятою. Расскажи про чудище, да напой старинную Длинную мелодию, русскую, былинную.
Припев: "Жили-были" - при'сказка, сказка - впереди, А восторг не высказать, замерло в груди. Сказочка-присказочка, как ты хороша Деревеньки маленькой русская душа!
2.За окном румянится зорюшка-вечерница. Мне сегодня, бабушка, в сказки больше верится. В ивушки плакучие вдоль-над речкой плавною. В домик твой приветливый с голубыми ставнями. В палисад с черёмухой, да лесной смородиной. В деревеньку русскую в самом сердце Родины. Кружево наличников, голубые ставенки. В деревеньке сказочной вечеряю странником. -Как вы думаете, о чем стихотворение? -ответы детей -Это стихотворение о деревне, о доме, о гостеприимном доме, о доме у которого есть много окон –глаз, и они тоже украшены наличниками и ставнями….. -Ребята, а кто вспомнит кто же занимался резьбой, кто украшал окна? -плотники -Правильно, это были плотники, еще можно сказать –резных дел мастера. -Скажите, а вы бы хотели побыть в роли плотников? -ответы детей Показ и рассматривание фотоальбома с мотивами объемно накладной резьбы -Сегодня я предлагаю вам украсить наличники объемно накладной резьбой. Рассматривание вариативных образцов. -Какие элементы я использовала в своих работах? -Все правильно, это груша, цветок, листья….. -Посмотрите как я это сделала,сначала я кусок пластелина превратила в пласт, затем аккуратно вырезала стекой нужные мне элементы и располагала их на заготовке…… Выполнение работ. По окончании работы устраивается выставка с посвящением детей в резных дел мастера, и присвоением знака «мастер».
|