Педагогическое сопровождение образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников |
Патриотизм детям | |||
Автор: Козлова Татьяна Алексеевна | |||
12.02.2019 12:51 | |||
Педагогическое сопровождение образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников Никто не учит маленького человека: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Для малыша, все начинается с родного дома и родителей, мамы-хранительницы семейного очага и отца-защитника рода своего. Именно в семье ребенок должен получить представления о доме как общечеловеческой ценности, научится понимать, что иметь дом – большое благо. Нам необходимо приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Мы живем в многонациональном государстве и поэтому каждому малышу должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Подвести детей к осознанию того, что плохих народов не бывает, встречаются плохие люди. О человеке судят не цвету его кожи и волос, а по делам и поступкам.
Патриотическое воспитание имеют огромное значение для развития личности ребенка. Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно — исторической педагогики развития. В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача объединения усилий педагогов и педагога-психолога для оказания поддержки и помощи ребенку в развитии, обучении, воспитании, социализации. Под психолого — педагогическим сопровождением понимается последовательность организационных форм деятельности педагога-психолога, обеспечивающих развитие личности ребенка и координацию усилий всех участников образовательных отношений. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования) (согласно п.2. 3 ФГОС). Цель психолого-педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Задача психолого-педагогического сопровождения:
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одно из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Основная цель образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Компоненты патриотического воспитания: 1. Содержательный (представления ребенка об окружающем мире):
2. Эмоционально-побудительный (Эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру):
3. Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности):
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого-педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. В ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Положительно зарекомендовали себя “Дни открытых дверей”, Родительские клубы и собрания, круглые столы, занятия-тренинги, психологические гостиные, спортивные и фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформление интерьера ДОУ, в благоустройстве территории детского сада. Мы советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, посещения музея. В ДОУ применяются различные формы организации консультативной работы с родителями: выступления на родительских собраниях, проведение тематических семинаров и круглых столов, индивидуальное консультирование, оформление информационных стендов, проведение совместных детско-родительских мероприятий. Таким образом, социально-психологическое консультирование родителей может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. Встреча психолога ДОУ с родителями дошкольника происходит по инициативе семьи или по инициативе педагогов, администрации или психолога ДОУ.
|