Проект по патриотическому воспитанию «Звезда – незыблемая связь времён» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Шамаева Надежда Викторовна | |||
30.01.2019 03:15 | |||
Проект по патриотическому воспитанию «Звезда – незыблемая связь времён» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красулинский детский сад» Автор: Шамаева Надежда Викторовна воспитатель высшей категории. Проект «Звезда – незыблемая связь времён» направлен на формирование у старших дошкольников гражданской позиции, основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного села, его культурным ценностям, связанным с историей Великой Отечественной войны, сохранение преемственности поколений. Пояснительная записка Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувства собственного достоинства,
уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Приведём ключевые цитаты из выступления Президента России: "Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Говоря о патриотизме, это "не просто красивые слова", а "уважение к своей истории и традициям, к духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это — ответственность Отечество укреплялось и развивалось в борьбе с врагами. Необходимо осуществлять работу по воспитанию у детей любви к Родине. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться. Использование проектной деятельности как средства воспитания патриотизма наиболее эффективно в работе со старшими дошкольниками при условии, что активными участниками педагогического процесса будут не только педагоги ДОУ, но и родители детей, поэтому необходимо сотрудничество с родителями и отказ от традиционной роли педагога в пользу партнерской. С этой целью в детском саду был разработан и реализован информационно-практико ориентированный творческий проект «Звезда – незыблемая связь времён». В проект вошли 5 наиболее значимых направлений:
Эмблемой проекта является пятиконечная Красная Звезда, лучи которой обозначают направления проекта. Данный проект реализуется во взаимодействии со взрослыми, социумом. Особая роль отводится родителям: их задача воспитывать уважение к историческому прошлому села, к односельчанам, историческим памятникам. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, долгосрочный. Сроки реализации проекта: сентябрь 2014 года — май 2016 года. Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, музыкальный руководитель, родители. Цели проекта: ▪ Формирование у старших дошкольников гражданской позиции, основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного села, «Незыблемая связь времён» Есть такая улица-в честь героя названа… История села Есть памятник в нашем селе Моя семья в истории Победы Героиземляки его культурным ценностям, связанным с историей Великой Отечественной войны, сохранение преемственности поколений; ▪ Формирование интереса к продуктивной, творческой, познавательноисследовательской деятельности. Задачи проекта:
▪ Экскурсии; ▪ беседы; ▪ организация организованной образовательной деятельности; ▪ выставки; ▪ составление рассказов; ▪ физкультурный досуг; ▪ консультации для родителей. Предполагаемый результат проекта:
План работы над проектом: Реализация проекта включала 3 этапа: 1. Подготовительный этап (разработка проекта) сентябрь—октябрь Цель: самосовершенствование по теме, оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы. На данном этапе были обозначены и реализованы основные направления работы: ▪ анкетирование родителей с целью выявления уровня гражданскопатриотического воспитания в семье; ▪ Беседы о Великой Отечественной войне с показом иллюстраций, рисунков с фрагментами сражений, эпизодами, связанными с празднованием Победы ▪ Рассмотрение иллюстраций, рисунков, где имеется изображение Красной Звезды. Объяснить, что Красная пятиконечная звезда возникла в качестве воинской эмблемы, как знак отличия Красной Армии. ▪ Обсуждение изображения, символизирующего проект. Рассказать, что означает для проекта каждый луч. Выбор темы направления (луча) для изучения. ▪ Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы. 2 этап основной (реализации проекта в образовательной практике) (январь— май) Содержание этапа включает пять направлений (лучей): «История села», «Есть такая улица, в честь героя названа…», «Герои- земляки» (январь-март) и «Есть памятник в нашем селе…», «Моя семья в истории Победы» (апрель-май) В направлении «История села» были проведены беседы с воспитанниками о том, как появилось наше село, организован конкурс детского рисунка «МыКрасуляне!». Огромный интерес дети проявили при посещении музея школы, где представлены экспонаты быта прошлых лет. В направлении «Есть такая улица, в честь героя названа…» воспитателями были проведены беседы о нашем селе, его достопримечательностях, организован конкурс детского рисунка «Моя улица». Музыкально-спортивный праздник «Буду в армии служить, буду Родину любить» способствовал формированию патриотических чувств и представлений о героизме. В направлении «Герои-земляки» дети проявили большой интерес к фотографиям наград (медалей, орденов), которыми награждали героев. Формированию у детей любви к Родине, уважения к жизни и деятельности земляков, внесших значительный вклад в развитие производства, культуры села способствовала также художественная деятельность. Дети рисовали сельхозтехнику, делали аппликации «Медаль Героя», конструировали машины, трактора, самолеты, корабли. В направлении «Есть памятник в нашем селе…» внимание детей привлекла выставка детской художественной литературы о войне «Расскажи мне о войне». Они с пониманием и сочувствием отнеслись к чтению рассказов А. Митяева «Письмо с фронта», «Землянка», К. Паустовского «Похождения жуканосорога». Знания, полученные в ходе бесед о защитниках Родины в годы войны «Эта ужасная война», «День Победы — главный праздник», впечатления о прочитанных книгах, личных наблюдениях дети отражали в рисунках: «Войне мы скажем нет!», «Солдаты», самостоятельной игровой деятельности (сюжетные игры «Моряки», «Пограничники»). Дети с трепетным чувством слушали песни «Священная война», «Катюша», «День победы», «Журавли», «Синий платочек». В направлении «Моя семья в истории победы» проведена огромная работа с родителями. Детям и самим интересно рассказать что-нибудь про войну - достаточно дать им задание поинтересоваться у мам и пап про их бабушек и дедушек. Дети вместе с родителями составили и записали небольшие рассказы об истории своей семьи в годы войны, о родственниках — участниках Великой Отечественной войны. Невероятно торжественная атмосфера царила на конкурсе чтеца «Стихи, опаленные войной», посвященного Дню Победы. Дети и родители приняли активное участие в оформлении альбома «Связь поколений» с использованием фотографий военных лет. Для реализации проекта педагогами детского сада накоплен богатый нагляднодидактический материал, который позволяет глубже закрепить в представлении детей образы героев — защитников нашего Отечества, воспитать желание сопереживать им, быть похожими на них, кроме того, поможет развить и обогатить словарный запас детей, научить их правильно излагать свои мысли и впечатления. Во всех возрастных группах оформлены уголки воинской славы, где представлены макеты с изображением эпизодов военных событий, подобрана художественная литература о войне, доступная по содержанию и способная затронуть детские чувства; оформлены альбомы «Города-герои», «Дети-герои войны», «Медали и ордена ВОВ»; представлены воинские награды. После проведенной работы мы проводили и спортивные эстафеты, и викторины. Предлагали ребятам отразить свои впечатления в рисунках, аппликациях, творческих рассказах. Активно привлекались родители к организации выставки стенгазет, макетов, поделок о войне. 3аключительный этап- май. Целью заключительного этапа будет подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив. Творческий проект «Звезда – незыблемая связь времён» позволил систематизировать знания детей об историческом прошлом Родины, целостное восприятие событий, связанных с ВОВ. Реализация проекта обеспечила развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных навыков дошкольников, создала предпосылки поисковой деятельности, а главное способствовала формированию гражданско патриотической позиции воспитанников детского сада. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста возможно с полном объёме в том случае, если организация работы с дошкольниками будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимосвязь всех компонентов, актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах работы, взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель».
|