Публикация (из опыта работы) «Воспитываем дошкольников патриотами своей страны» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Крушельницкая Татьяна Николаевна | |||
26.01.2019 00:38 | |||
Публикация (из опыта работы) «Воспитываем дошкольников патриотами своей страны» Автор: Крушельницкая Татьяна Николаевна старший воспитатель — МАДОУ «Золушка» город Когалым, ХМАО-Югра Для современной образовательной системы проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно важна. Будущее-это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным, дому, Родине. Необходимо помочь ребенку осознать многообразные связи, существующие между нами и нашими предками. Поскольку мышление и сознание начинает формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых – наставников, родителей, педагогов. Проблема формирования патриотических чувств детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Педагогам-дошкольникам необходимо серьезно задуматься над тем, как возродить утраченную в последние годы актуальность в работе по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении – уважительном отношении к старшему поколению, героям войны и труда. В этой связи особую значимость приобретает период дошкольного детства. В это время закладываются основы восприятия окружающего мира, как фундамент становления личности и в результате систематической, целенаправленной, воспитательной работы у ребенка формируются элементы гражданственности и патриотизма. Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к своей семье, к родному городу, родной природе. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается «дефицит нравственности» во взаимоотношениях между людьми. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Для малыша Родина – это его семья, это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «трудолюбие», «доброта», «честность». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям — отцу, матери. В семье ребенок учится вежливости, доброжелательности, правильному отношению друг к другу. Уважение к людям, благородные поступки – это не природный дар, а результат целенаправленного воспитания и обучения. Поэтому главную роль в формировании личности ребенка играют взрослые. С ребятами старшего дошкольного возраста педагоги проводят экскурсии, прогулки по ближайшим улицам нашего города и ранней весной, и заснеженной зимой. Реализуются проекты: «Город мой родной», «Я живу на севере», «Город, в котором я живу». В рамках проектов решаются следующие задачи:
Для реализации проектов использовались разнообразные формы работы с детьми: НОД, экскурсии, целевые прогулки в природу, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, мероприятия по приобщению к культурным традициям народа и т.д. В ходе бесед с детьми о родном городе, о любимых местах у дошкольников формировалось убеждение о том, что родной город прекрасен в любое время года и каждый раз интересен по-новому. Ведь когда дети идут на экскурсию к какому-то определенному объекту – они знакомятся со всем окружающим миром. Дети повторяют названия улиц, по которым проходят, обращают внимание на красоту родной природы архитектуру города. Наблюдая за трудом взрослых, каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Для закрепления этих знаний с детьми проводились игры «Расскажи про свой город», «Собери дом», «Узнай, что за место», которые способствовали расширению кругозора, возможности больше узнать о достопримечательностях города, о профессиях людей, которые живут и работают в нашем городе. Чем больше знаний получали дети на прогулке, экскурсиях, наблюдениях, тем легче им было на занятии по развитию речи составить описательный, творческий рассказ о знакомых местах. На занятиях дети получали знания о событиях, происходящих в стране. Поскольку главная цель сообщения этих знаний – формирование определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, Для понимания детьми сложного материала педагоги на занятиях старались продумать форму, структуру занятий для повышения познавательной активности и эмоциональной нагрузки дошкольников. Дети рассматривали картины, фотографии о родном городе, его достопримечательностях, как в НОД так и в самостоятельной деятельности. Для ознакомления детей с родным городом проводились беседы «Город для маленьких пешеходов», «Соблюдаем правила дорожного движения» в ходе, которых детям была предложена идея стать пешеходами и пойти на познавательную прогулку по городу (микрорайону), в котором находится детский сад. Дошкольники знакомились с улицей, а также с правилами культурного поведения в городе и простейшими правилами дорожного движения. Прививались элементарные практические навыки безопасного поведения на городских улицах, формировались знания о сохранение жизни и здоровья себе и окружающим. В дальнейшем организовывались игры: «Как поступить на дороге», «Какой знак важен», «Поможем Незнайке выучить правила дорожного движения». Важно, было понять, как усвоили дети правила безопасности на улице, и правила дорожного движения. Для того чтобы, игра получилась живой и интересной использовались методические приемы, такие как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, проблемные ситуации, обращения к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и так далее. Формирование патриотических чувств проходило эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с музейно-выставочным залом, где дети узнавали историю своего города, жизнь и быт коренных жителей хантов. Посетив музейно-выставочные залы нашего города дети более детально рассматривали жизнь и быт коренных жителей, и пополняли словарь (малица, кисы, чум, нарды). Важным условием патриотического воспитания, воспитания любви к родному краю является воспитание любви к природе. Для закрепления умений правильно вести себя в природе (любоваться красотой, беречь, охранять и защищать ее, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред) в подготовительных группах проводились серии занятий «Северный край». «Что я видел в лесу» «Назови ягоды нашего края» с целью формирования знаний детей о том, что все в природе взаимосвязано, воспитания бережного отношение ко всему живому на Земле. С детьми проводились тематические беседы «Охрана природы в нашей стране», «Красная книга». Итогом проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию стала совместная работа родителей и детей по составлению творческих рассказов, рисование рисунков о родном городе, создание мини-музея «Город Когалым -мой город», оформление альбома рассказов «Мой город». Эмоциональная атмосфера играет большую роль в воспитании чувств детей. Многое зависит от того, как взрослый прочитает рассказ, стихи, какими словами, с какой интонацией расскажет о городе, в котором они живут. Искренность чувств взрослого непременно передается и его воспитанникам. И просто в один воскресный день уделите время своему ребенку, погуляйте с ним, пройдитесь по своей улице и расскажите, что вы знаете, вспомните, что рассказывали вам ваши родители. Самыми счастливыми минутами считаются минуты, проведенные в общении со своим ребенком. Ведь каждый из нас хочет, чтобы наши дети были умными, добрыми, любознательными, научились любить и уважать свою семью, свой родной край, свою Родину. Литература:
|