Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с родным городом»
Патриотизм детям
Автор: Генералова Светлана Геннадиевна   
28.10.2018 11:12

Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с родным городом»Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с родным городом»

Известно, что дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство — каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек.

 

Любой край, где бы человек не жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Скопин имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, появились новые здания, новый памятник, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой

Основная цель знакомства детей с родным городом заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее

Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:

  • развивать у детей эмоционально — ценностное отношение к своей малой родине;
  • формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому Скопина, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.);
  • познакомить детей с культурным наследием города;
  • предоставить возможность дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города,
  • просвещать молодых родителей через детей, показывать личный пример своим детям, приобщая их посильно беречь и приумножать богатство родного города.

Наглядного материала для детей дошкольного возраста по ознакомлению с нашим городом недостаточно. Для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, необходимо изготовить ряд пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала. Соблюдать требования к культуре показа и к оформлению наглядности.

С этой целью в детском саду созданы краеведческие центры.

Работая в центрах, дошкольники могут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по городу Скопину.

Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края, России.

В качестве задач определено следующее:

  • научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
  • пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
  • формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
  • пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия своего народа.

Формы работы в направлении краеведения должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:

  • приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
  • создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
  • практические действия с предметами;
  • музыкально-театрализованная деятельность;
  • самостоятельная элементарно-поисковая деятельность.

Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.

Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.

Младший дошкольный возраст (3-5лет).

  • Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.
  • Художественная литература: стихи о родном крае.
  • Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш Скопин во все времена года”.
  • Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
  • Совместные работы из бросового и природного материала.
  • Куклы в русских костюмах.

Старший возраст (6-7лет).

  • Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш славный город Скопин”, “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня).
  • Художественная литература (стихи, рассказы).
  • Флаг, гербы и другая символика города, Рязанской области, России.
  • Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т.д.

Строя свою работу с детьми, мы исходим из того, что она должна быть включена в педагогический процесс, во все виды детской деятельности. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное, «сувенирное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционный подход к процессу воспитания.

Мы начали с создания в детском саду комнаты быта, интерьер комнаты составляют подлинные предметы, появившиеся в результате поездок сотрудников ДОУ и родителей наших воспитанников по району. Предметы русского быта: прялка, люлька, вальки, кухонная утварь – используются как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с историей нашего города, с русским фольклором, на занятиях по изобразительной деятельности, а также в различных играх. Лапти – шоптовики, берестовики. Эти названия дети слышали не раз. Но другое дело померить их, пройтись в них – никогда не перепутаешь, почему зайчиха в сказках ходит в лыковых лаптях, а медведь — в шоптовиках.

В своей работе мы использовали не только экскурсии в краеведческий музей, но и специальные занятия на базе музея. Широко практиковались активные формы познания в процессе какой-либо деятельности, свободный обмен мнениями, ролевые и творческие заданиями.

С целью закрепления знаний, полученных в процессе экскурсии в краеведческий музей, в старшей группе ДОУ силами педагогов и родителей создан мини-музей «Наш славный город Скопин». Здесь собраны экспонаты, рассказывающие о прошлом и настоящем нашего города, его достопримечательностях. Имеется материал о людях, прославивших наш город. Значительное место отводится экспозиции, рассказывающей о знаменитом скопинском гончарном промысле.

Одним из показателей любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту, чему не мало примеров в истории нашей страны. Мы познакомили ребят с понятием защитник Отечества и конкретизировали его с помощью рассказов о конкретных людях, вставших на защиту Родины. Педагоги самостоятельно подбирали материал, используя краеведческую информацию материалов местного музея, произведений о памятных событиях истории и ее героев. В нашем детском саду стало традицией проведение торжественного утренника, посвященного Дню Победы, и экскурсии к Вечному огню с возложением цветов к памятнику павшим в ВОВ, к памятнику маршалу С.С. Бирюзову, месту расстрела скопинских жителей. Но прежде, чем отправиться на такую экскурсию, необходима подготовительная работа: дать детям представление о войне, какой долгой и жестокой она была, о героизме и подвигах наших солдат.

Очень нравятся детям экскурсии на фабрику скопинской керамики, где они познают «тайну рождения Скопинского чуда». Дошкольники с любовью относятся к изделиям народных умельцев, рассматривают их. Играют с ними, а потом с большим интересом осваивают приемы их изготовления. Почти на каждом занятии убеждали наших воспитанников в том, что Скопин может гордиться своими достойными художественными традициями и промыслом, талантливыми руками русских мастеров. Недаром Скопин выбран центром проведения международного конкурса гончарного искусства. Детям рассказывалось, что в этом году в Скопине проходил 5 Международный фестиваль гончарного искусства, а на гончарной площади открыт памятник гончару.

В нашем детском саду дети, а порой и взрослые, впервые узнают, как проводились праздники в Скопине, как они назывались. Ведь в них со всей полнотой отражается русский национальный характер. Это и удаль, и размах, и искренность, подчинение ритму природы. Народные праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Знакомство с ними обогащает детскую душу. Традиционно проводятся праздники Святки», «Масленица», «Троица», «Пасха» и др.

Чтобы слова «я люблю свой край» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже в дошкольном детстве.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год