Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Методы патриотического воспитания дошкольников»
Патриотизм детям
Автор: Ситнянская Лариса Альбертовна   
22.09.2021 20:17

«Методы патриотического воспитания дошкольников»«Методы патриотического воспитания дошкольников»

статью подготовил: старший воспитатель Ситнянская Л.А.

Методы воспитания — это общественно обусловленные пути и способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений.

В педагогике существует много подходов к классификации методов воспитания. Мы выбрали классификацию методов, в основу которой положен деятельностный подход к процессу воспитания.

 

Скачать конспект

Выбор методов патриотического воспитания зависит:

  • от цели воспитания;
  • ведущего типа деятельности;
  • содержания и закономерностей воспитания;
  • конкретных задач и условий их решения;
  • возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности, мотивации поведения;
  • условиями, определяющими успешное применение методов воспитания, выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности.

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию. Методы воспитания используются в единстве, во взаимосвязи и в зависимости от ситуации одни методы переходят в другие.

Общие методы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей, применяемые воспитателями в работе с дошкольниками в современном детском саду. Все методы подразделяются на три группы.

Первая группа — методы формирования сознания личности. Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах поведения, о труде взрослых. С помощью этой группы методов у детей формируется система понятий, взгляды, убеждения.

Главным инструментом здесь является слово. С помощью словесного воздействия на ребенка стимулируется его внутренняя сфера, и он сам постепенно учится высказывать свое мнение о том или ином поступке и т.п. Данная группа методов способствует также развитию самоанализа, а в конечном итоге приводит к самовоспитанию.

В дошкольных образовательных учреждениях особое место отводится рассказу.

Рассказ — небольшое по объему связное изложение событий (в повествовательной или описательной форме), содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок. С помощью рассказа воспитанники получают знания о нравственных поступках, о правилах поведения в обществе, учатся отличать хорошее от плохого. В процессе рассказа воспитатель учит детей определенному отношению к героям повествования, раскрывает детям понятие положительного поступка, показывает, каким героям и их качествам можно подражать. Рассказ дает возможность с новых позиций рассматривать свое личное поведение и поведение сверстников.

Для детей младшей группы для рассказа подбираются в основном сказочные герои, и при этом их должно быть не больше двух-трех, так как большее количество героев в рассказе дети воспринимают с трудом. Для детей средней и старшей групп рекомендуются более сложные рассказы. Дети этих возрастных групп уже способны частично анализировать рассказ и делать некоторые выводы.

Разъяснение как метод патриотического воспитания постоянно используется в работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с тем, что дети имеют небольшой жизненный опыт и не всегда знают, как и в какой ситуации надо поступать. Дошкольники осваивают опыт нравственного поведения, общения со сверстниками и взрослыми и поэтому естественно нуждаются в разъяснении правил поведения, определенных требований, в частности необходимости выполнения режимных моментов.

Самое главное при использовании метода разъяснения — не превращать его в нотацию.

Беседа — это метод, связанный с диалогом. Диалог может вестись с одним воспитанником, с несколькими или фронтально, с небольшой группой детей. Лучше всего беседу проводить с подгруппами (5-8 человек), так как в этом случае все дети могут принимать участие в диалоге.

Беседа — это привлечение самих воспитанников к формированию у них определенных суждений, оценок. По своему содержанию беседа может затрагивать явления общественной жизни.

Метод примера — метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Данный метод построен на склонности детей к подражанию. Особую роль в воспитании детей играет пример самого воспитателя. Дети любят говорить о нем постоянно и, причем, только самое хорошее, а еще больше повторять вслед за воспитателем. Воспитатель — пример для ребенка во всех случаях жизни.

Вторая группа — методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе разнообразной деятельности. Деятельность в природной и социальной среде — непременное условие развития и воспитания личности.

Наиболее часто используется метод приучения, который направлен на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые формы поведения. Приучать ребенка правильно вести себя нужно с момента прихода его в младшую группу детского сада. При этом следует соблюдать определенные педагогические условия.

Для выполнения необходимых действий с помощью приучения требуется определенное время и неоднократное повторение.

Метод приучения органически связан с таким методом, как упражнение. Система упражнений необходима для формирования привычек правильного поведения. Упражнение как метод патриотического воспитания предполагает осознанный подход ребенка к выполнению педагогически оправданных действий. Упражнения связаны с организацией жизни детей, с их разнообразной деятельностью. Именно в деятельности с помощью упражнений дети учатся поступать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами. С помощью метода упражнений ребенок в специально созданных педагогических ситуациях овладевает опытом общественного поведения.

При воспитании детей нельзя обойтись и без такого метода, как метод создания воспитывающих ситуаций. Воспитывающие ситуации специально создаются педагогами, когда необходимо поставить ребенка перед фактом выбора поступка. Правильно подобранные воспитывающие ситуации могут быть одним из необходимых и мощных стимулов развития и воспитания ребенка.

Третья группа — методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения ребенка. Среди указанных методов в дошкольном образовательном учреждении наиболее употребительны методы: поощрение и наказание.

Поощрение — стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности. При поощрении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение, своим поведением ребенок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения со стороны воспитателя. Особенно необходимы одобрение, похвала при проведении учебного занятия. Однако следует постоянно следить за тем, как дети реагируют на поощрение, — ждут подарков, начинают зазнаваться и т.д. При использовании данного метода воспитателю важно знать индивидуальные особенности детей.

Наказание принято считать дополнительным методом воспитания. Наказание — это торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния. Данный метод направлен на корректирование поведения ребенка. Он должен вызывать у ребенка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать свое поведение. Главное — он не должен вызывать у ребенка страдания, отрицательных эмоций.

Необходимо сказать о том, что в дошкольном возрасте одним из ведущих методов воспитания является игровой метод, так как основной вид деятельности детей — это игра.

В основу воспитательного процесса берутся не отдельные методы, а их система. Эта система методов постоянно изменяется, варьируется в зависимости от возраста детей, уровня их развития и воспитанности. Методы воспитания используются в единстве, во взаимосвязи. Невозможно, например, использовать метод поощрения, не применяя метод убеждения (разъяснение, беседы).

В педагогической науке совместно с понятием «методы воспитания» употребляются такие понятия, как «прием» и «средства» воспитания.

Прием — это частное проявление того или другого метода воспитания. Он «носит» по отношению к методу подчиненный характер.

В работе с детьми необходимо использовать такие приемы как рисование генеалогического древа, составление семейных альбомов с записью рассказов детей о родственниках, их участии в жизни страны, проведение игр, праздничных гуляний, обрядов и др.

Также неразрывно с методами патриотического воспитания связаны средства. Под средствами патриотического воспитания следует понимать все, что может использоваться в воспитательном процессе: предметы, технические средства, разнообразные виды деятельности, национальная одежда, средства информации, игрушки, наглядные пособия и др.

Выбор методов патриотического воспитания всегда причинно обусловлен, он зависит от целей и задач воспитания, содержания воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей, условий организации воспитания и уровня педагогической квалификации педагога дошкольного образовательного учреждения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год