«Ознакомление детей с природой родного края — как средство нравственно-патриотического воспитания» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Боева Наталья Владимировна | |||
15.07.2018 11:30 | |||
«Ознакомление детей с природой родного края — как средство нравственно-патриотического воспитания» Ф.И. О. педагога: Боева Наталья Владимировна Должность: воспитатель МКДОУ «Золотухинский детский сад комбинированного вида, второй категории» Возраст детей: старший дошкольный «Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов.
Много есть на свете всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна Родина» К.Ушинский Любовь к Родине неотделима от любви к своему родному краю, к тем местам, где проходят детские и юношеские годы, а часто и вся жизнь! Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою родину. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям. В этот период происходит формирование духовно — нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления. Образы восприятия ребенка очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Поэтому – то все, что усвоено в этот период, — знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой Родине. Дошкольникам доступно чувство любви к родному краю, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Воспитание любви к Отечеству начинается с малого, с того, что доступно пониманию детей – с любви к своей семье, к своему дому, к своему поселку. Проведенная диагностика позволила получить оперативные данные о сформированности представлений у дошкольников о своей семье, крае, природе, культуре родного края. На основе диагностического анализа и индивидуальной работы с детьми выявлена проблема: дети имеют поверхностные знания о географическом, природно–экологическом своеобразии родного края. Цель работы: формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой родиной. Для реализации своей цели использую на практике разнообразные формы и методы работы:
Я хочу познакомить с одной из форм работы по формированию представлений у дошкольников о природе, культуре, богатстве родного края – это создание на базе детского сада мини-музея «Край соловьиный». Экспонатами в нашем музее являются гербарии лекарственных трав, альбом «Деревья нашего края», коллекция коры деревьев, природных ископаемых игры «Четвертый лишний» на знание флоры и фауны нашей области, мини экспозиции лесного уголка, луга, водоема с их обитателями, красная книга нашего края. В ходе работы мини-музея дети заучивали стихи о природе, собирали гербарий, снимали экологическую сказку «Там, на неведомых дорожках», знакомились с произведениями курских писателей, с альбомом о историко-культурном центре «Курская Коренная пустынь», о историко-мемориальном музее «Командного пункта Центрального фронта». Велась разработка различных видов экскурсий, конспектов НОД, презентаций, и итогом работы было проведение викторины «Край наш Курский». Эта работа дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, разнообразить развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями, но и эмоциональную окраску ведь в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Вывод: Данная форма работы эффективна, особенно для детей старшего возраста, и способствует ознакомлению с природой родного края и нравственно — патриотическому воспитанию.
|