Обобщение опыта работы «Система работы по реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации». |
Патриотизм детям | |||
Автор: Арбекова Нина Павловна | |||
12.12.2017 05:23 | |||
Обобщение опыта работы «Система работы по реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации» Автор: Арбекова Нина Павловна, Старший воспитатель МАДОУ детский сад «Буратино» п. Пруды Актуальность темы над которой я работала в течении нескольких лет заключается в том, реализация регионального компонента — это неотъемлемая составляющая патриотического, гражданского, нравственного воспитания подрастающего поколения. Важность его подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной Правительством РФ. Ориентированная на разные возрастные группы программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях. Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма именно у подрастающего поколения. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» в статье 3, пунктах 3,4 сказано, что государственная политика основывается на принципах гражданственности, патриотизма, защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов РФ. В «НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (до 2025 г) признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, говорится о привлечении в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять образовательный процесс, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность. В ФГОС ДО утверждаются принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства и учет этнокультурной ситуации развития ребенка. Региональное составляющее – прошлое и настоящее края, историко-культурные и природные особенности, обычаи, трудовые достижения, культура межэтнических отношений. Это — то самое наследство, которое мы должны беречь, развивать и распространять среди потомков. Считая данный вопрос наиболее актуальным было принято решение организовать работу в данном направлении. Хочется отметить противоречия, которые до сих пор являются не решенными в данной области:
Профессиональную позицию старшего воспитателя по отношению к педагогам при работе определяет Индивидуально ориентированный подход в организации методической работы, а именно: Принцип "зоны ближайшего развития" (обоснован Л.С. Выготским для обучения детей). В качестве "зоны ближайшего профессионального развития" выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом "зона ближайшего профессионального развития" для каждого педагога сугубо индивидуальна. Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы предполагает, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп. Принцип стимулирования творческого роста педагогов на основе разработанной системы моральных и материальных стимулов требует создания условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др. Принцип непрерывности и преемственности предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, профессиональной готовности к внедрению ФГОС. Основная цель моей педагогической деятельности в данной области: Создание эффективной системы работы по реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации. Основными задачами являются:
Данная тема реализовалась в рамках долгосрочного проекта «Моя малая Родина – поселок Пруды», рассчитанного сроком на 3 года и включающего в себя следующие этапы работы: 1. Организационный (май 2015 г. — сентябрь 2015 г.)
2. Реализационный (октябрь 2015 г. – май 2018 г.)
3. Оптимизационный (май 2018 г. – август 2018 г.)
На организационном этапе осуществлялся анализ условий реализации регионального компонента. Исходя из результатов данного анализа, были определены «слабые стороны», а именно:
Исходя из полученных результатов была разработана система работы в следующих основных направлениях: 1 направление: Разработка плана методического сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в данной области. Была организована работа творческой группы по внедрению регионального компонента:
В рамках методического сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности была организована работа клуба «Педагогическое мастерство». При работе с педагогами были организованы круглые столы:
В рамках данного клуба была организована работа постоянно действующего семинара-практикума «Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента»: На семинарах-практикумах педагогов знакомила с опытом применения ИКТ, проектной деятельности с детьми и родителями по региональному компоненту других ДОО; организовывала практические занятия по созданию ЭОР. Так же был проведен мастер-класс по созданию и применению ЭОР в образовательной деятельности, я на примере собственно разработанного ЭОР который называется «Твой выбор» продемонстрировала этапы создания ЭОР и с педагогами провела данную интерактивную игру. Наиболее эффективными формами работы являются: Наставничество является наиболее благоприятная форма работы с педагогами, которая направлена на осмысление собственного педагогического опыта и его творческую переработку. Индивидуальное консультирование. Уже в традицию вошло организация:
2 направление работы: Организация деятельности по обогащению РППС ДОО по нравственно-патриотическому воспитанию. По данному направлению было организовано и проведено 2 мероприятия:
Задачами конкурса являются:
Благодаря данному смотру-конкурсу в группах МАДОУ центры краеведения и патриотического воспитания обогатились разнообразным материалом, который соответствует возрасту детей и требованиям программы: государственная символика, достопримечательности нашего поселка, района, области, страны, оформлены альбомы о народных праздниках, макеты поселка, иллюстрации, дидактические игры, карты, фотографии, буклеты, наборы открыток, краеведческая и художественная литература, папки-передвижки, рисунки и поделки детей краеведческой тематики и т.д.
Наш музей постоянный, но он «динамичный», «трансформируемый». Составлен на год график ответственных педагогов и тематика экспозиций, т.е. в определенный срок у мини-музея есть ответственный педагог, который оформляет в рамках музея экспозицию, по своей тематике, следит за порядком и чистотой музея. Так начиная с сентября 2017 г. были организованы экспозиции по следующей тематике: «Домашняя утварь», «Мастерская Кукол», «Самовары». Наш мини – музей занимает небольшое пространство и не отвечает строгим требованием настоящего музея. В его экспозиции много сделано руками воспитателей, родителей и детей. 3 направление работы: Организация взаимодействия с родителями. Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним. В нашем детском саду реализуются как традиционные формы сотрудничества с семьей, так и современные, такие как: организация проектной деятельности совместно с родителями: проекты: «Герб нашего поселка», «Моя семья», «Моя родословная», «Герб моей семьи», «Летопись воинской славы». Родители совместно с детьми готовят материал по проектам и презентуют его воспитанникам группы. На групповых мероприятиях педагоги активно используют ИКТ: интерактивные игры, викторины, презентации, видеоролики. Родители охотно поддержали идею создания традиции «Аллея выпускников». Ежегодно родители совместно с детьми высаживают саженцы растений по периметру ДОО. Родители совместно с детьми принимают участие в районных, межрегиональных, федеральных конкурсах: в 2017 г. 7 семей приняли участие в Межрегиональном проекте «Александра Невского» через соц. сеть «В контакте» и др. конкурсах. 4 направление работы: Организация взаимодействия с социальными партнерами. В рамках данного направления стало ежегодным совместное планирование деятельности с нашими ближайшими партнерами: сельской библиотекой, школой, Домом культуры. Продумывалось планирование совместных мероприятий: со школой: ознакомительные экскурсии в школу, беседы с учителем начальных классов, проведение акций, открытые занятия и уроки; с библиотекой: тематические встречи, викторины, выставки рисунков в библиотеке, в 2016 -2017 г. совместный проект «Хлеб всему голова» (подготовительная к школе группа); с ДК – планировалась совместная организация концертов «9 мая», «День поселка» и др. Так же налажены связи с учреждениями поселка: фермой, пекарней, кительной, базой отдыха «Чистые пруды». Введено новое направление – ознакомление дошкольников с интересными людьми поселка: народными умельцами, старейший житель поселка, очевидцы войны, фермерами и др. По результатам всей проведенной работы можно отметить, что в организации образовательной деятельности с воспитанниками по региональному компоненту произошли значительные изменения, повысилась эффективность проводимой работы. Педагоги активно применяют новые формы, методы, современные технологии в работе с детьми.
|