Организация работы по нравственно — патриотическому воспитанию в системе ДОУ |
Патриотизм детям | |||
Автор: Мухаметжанова Ольга Владимировна | |||
03.05.2016 14:26 | |||
Организация работы по нравственно — патриотическому воспитанию в системе ДОУ Мухаметжанова Ольга Владимировна МБДОУ «Крепыш» воспитатель г. Ноябрьск, ЯНАО Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство и, по сей день не утратила своей значимости. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В настоящее время актуальная проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа обсуждается на самых разных уровнях и находит отражение в ряде нормативных документов:
Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. N 273-ФЗ; Так, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 04. 10. 2000 №751, система образования призвана обеспечить:
Среди задач Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утв. указом Президента РФ от 01. 06. 2012 №761, — есть и такая: формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение. «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», утв. распоряжением Правительства РФ от 29. 05. 2015 г. N 996-р выделяет среди прочих следующие приоритеты государственной политики в области воспитания:
В современных условиях пробуждение интереса детей к историческому и культурному наследию России, гражданское и патриотическое воспитание относятся к задачам дошкольного образования. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, утв. Приказом Минобрнауки России от 17. 10. 2013 №1155, одна из образовательных областей «Познавательное развитие», в частности, предполагает формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Между тем, патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям и к малой родине, и гордость за свой народ. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Целью патриотического воспитания в ДОУ является воспитание гуманной духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Можно без преувеличения утверждать, что гражданское и патриотическое воспитание является одним из сложных направлений в дошкольном образовании по ряду причин, в числе которых:
На сегодняшний день ни одна из программ дошкольного образования не даёт возможности в полном объёме решить задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал. Становится очевидной потребность в создании новых моделей организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, поиске инновационных подходов и технологий. Педагогические условия:
Остановимся на средствах реализации задач НПВ в ДОУ; к ним относят:
Система работы по гражданскому и патриотическому воспитанию в ДОУ строится последовательно, начиная с младшего возраста с поэтапным усложнением в соответствии с опытом детей, с учетом принципа развивающего обучения. Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек — гражданин. И здесь нельзя не вспомнить слова Л.Н. Толстого, который утверждал, что «Любовь к Родине — не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры» Содержание патриотического воспитание в детском саду. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть насыщенной, интересной, чтобы запомнилась надолго, стала системой радостных детских воспоминаний. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад. Происходит это тогда, когда воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают их лучшие черты и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий и т.д. С этой целью воспитатель организует экскурсии по детскому саду, знакомит дошкольников с сотрудниками. Дети также должны знать на какой улице находится их детский сад, как и почему она так называется, что находится рядом с детским садом. Знание обогащает чувства детей, дает им уверенность и смысл. Чувства и отношения становятся крепкими, если дети вкладывают свой труд в детский сад (участвуют в озеленении участка, в оформлении помещения к праздникам). Двор, улица, на которой живет ребенок, также могут способствовать укреплению дружбы и чувство собственности (мой двор, моя улица). Здесь первостепенное значение у родителей, формирующих у детей такие чувства. Вместе с тем, здесь также встает вопрос о необходимости сообщения детям информации об их улице: ее названии, что на ней расположено, какой ходит транспорт, как связана эта улица с территорией, на которой находится детский сад (можно пройти пешком или надо ехать). Хорошо, если родители или воспитатели сделают фотографии детей на улице, или сделают видеосъемку прогулки, а затем в группе посмотрят фильм и расскажут об этой улице. Следующий этап — воспитание любви и дружеского отношения к своему родному городу. Эта часть работы требует больше опираться на когнитивную сферу, на воображение ребенка и его память. Для ребенка город конкретизируется улицей, то, что он осознает прежде всего себя жителем своей улицы. Чтобы дети «почувствовали» свой город, им необходимо о нем рассказывать и показывать его. Вместе с родителями дети ездят по городу. Иногда экскурсию нужно организовать также детскому саду. Дети старшего дошкольного возраста могут и должны знать название своего города, его главные улицы, достопримечательности, музей, театры и проч. Подробнее о работе в этом направлении раскроем ниже. Воспитание отношения к своей стране основывается на когнитивном компоненте: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциональными и побуждать ребенка к активной деятельности. Название страны закрепляем с детьми в играх ( «Кто больше назовет стран», «Из какой страны гости», «Чья это сказка», «Из какой страны эта игрушка»), в упражнениях типа «Из разных названий стран определи нашу страну», «Поищем нашу страну на карте, глобусе», «Как написать адрес на конверте» и другие. Дети должны знать название столицы нашей Родины, ее достопримечательности. Рассмотрение иллюстраций, слайдов, видеофильмов, художественные произведения, рассказы взрослых, фотографии, экскурсии, рисование, игры-путешествия — все это помогает решать поставленную задачу. Детей знакомят с символикой страны, рассказывают, что у каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. Рассказывают где и когда они могут их увидеть. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на красоте, богатстве, на ее особенностях. Дети должны получить представление о том, какие животные живут в наших лесах, какие растут деревья. Главная цель этих занятий — пробудить в детских сердцах любовь к родной стране с ее богатой и разнообразной природой. Для ее реализации необходимо использовать наблюдение, экскурсии, несложные опыты, труд на участках, беседы по картинам, чтение и инсценировку произведений художественной литературы, прогулки по «экологической тропе», отдых «на веселой поляне» с проведением интересных игр. Дошкольники с удовольствием приобщаются к природоохранной деятельности. Средством патриотического воспитания является искусство: музыка, художественные произведения, изобразительное искусств, народное декоративно-прикладное искусство. Необходимо, чтобы произведения искусства, которые используются в работе с детьми, были высокохудожественными. Важным направлением работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. Прежде всего необходимо вспомнить тех людей, которые прославили нашу страну — художников, композиторов, писателей, изобретателей, ученых, философов, врачей (выбор зависит от воспитателя). Необходимо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» русского народа (творческие способности, умелость, напевность, гостеприимство, доброжелательность, отзывчивость, умение защищать свою Родину). Воспитатель старается познакомить дошкольников с людьми, которым присущи какие-то определенные качества или умения, привлечь детей к их деятельности. В народе говорят: хороший пример — лучше, чем сто слов. Воплощая этот мудрый педагогический прием в жизни, необходимо организовывать для дошкольников встречи с интересными людьми, представителями различных профессий. В ходе таких встреч дети видят, что обычные люди, которые их окружают, пишут хорошие стихи, выпекают вкусный хлеб, управляют сложными механизмами, борются за награды в спортивных соревнованиях и т.п. Большое значение для воспитания сознательного гражданина является привитие уважительного отношения к героям войны, ветеранам, в память о тех, кто погиб, защищая отечество; уважение к воинам – защитникам Родины. Дети с искренней благодарностью идут вместе с родителями и воспитателями к обелиску Славы, возлагают цветы. Очень большое влияние оказывают беседы, встречи с ветеранами, экскурсии, использование песен, стихов, наглядного материала. Хорошо когда после каждого мероприятия малыши берут в руки карандаши и краски и воспроизводят свои впечатления в изобразительной деятельности. Целесообразно предложить детям расспросить и рассказать об интересной работе родителей, а затем провести конкурс на лучший рассказ. Для укрепления памяти рода большое значение имеет воспитание (и у взрослых, и у детей) уважения к захоронениям предков. Отношения, складывающиеся между субъектами воспитательной системы Важным условием успешной педагогической деятельности в воспитании гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста является взаимодействие с родителями воспитанников. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению семейных связей. По словам А. С. Макаренко, именно в семье и под руководством родителей растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через душу и мысль педагогов должно приходить к детям. Воспитатели нашего ДОУ придерживаются этих рекомендаций в ходе работы с дошкольниками и взаимодействия с их родителями. В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания гражданственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. В основе взаимодействия с родителями в нашем ДОУ лежит структурно – функциональная модель, которая состоит из трех блоков: I – информационно – аналитический блок. Обзор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их личностно – ориентированное общение на основе общего дела. Он включает: а) изучение литературы (психолого-педагогической, научно-популярной, нормативно-правовой); б) изучение уровня готовности педагогов к взаимодействию с семьей и детьми; в) изучение уровня готовности родителей, их отношение к данной проблеме; г) изучение предметно – развивающей среды групп, дошкольного учреждения. в) определение методов работы, планирование работы, сроков выполнения; в) подготовка необходимых материалов г) внесение изменений в рабочие программы воспитателей. II – практический блок. Решение конкретных задач, связанных с патриотическим воспитанием детей. III – контрольно – оценочный. Анализ эффективности мероприятий: повторное анкетирование, участие родителей в мероприятиях детского сада, конкурсах патриотического направления. а) анализ анкет; б) сбор отзывов; в) анализ работы педагогов; г) презентация проектов. Остановимся более детально на втором, практическом, блоке, который предполагает активные формы взаимодействия с родителями и детьми Формы сотрудничества с родителями:
в ДОУ могут реализовываться следующие активные формы взаимодействия с детьми и родителями:
В решении поиска эффективных методов взаимодействия между субъектами воспитательного процесса в ДОУ целесообразно использовать проектный метод. Этот метод позволит сочетать интересы всех субъектов, организовать поэтапно и последовательно процесс воспитания и обучения детей: от выявления их опыта — к совместному планированию и реализации намеченного. Таким образом, родитель – имеет возможность активно участвовать в процессе патриотического воспитания своего ребенка и группы в целом, а деятельность ребенка организована в соответствии с его интересами, желаниями и потребностями. Организация деятельности педагога
Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма в ДОУ, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, а его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины: трудолюбивый, милосердный, активный, самостоятельный, эмоционально-отзывчивый, любящий близких, свою Родину, свой народ, почитающий его традиции и культуру Список литературы
|