Роль проектной деятельности в патриотическом воспитании |
Патриотизм детям | |||
Автор: Новикова Ольга Максимовна | |||
14.02.2016 20:54 | |||
Роль проектной деятельности в патриотическом воспитании Данный проект предназначен для того чтобы помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми 5 — 7 лет по патриотическому воспитанию. Реализовать главные принципы и подходы к построению образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОЗ. Приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Сформировать представления об особенностях родного города: исторических событиях, памятниках, достопримечательностях, предприятиях, местах отдыха, знакомых улицах.
«Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности в родной стороне — будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати – поле» Академик Дмитрий Лихачев. В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Современная молодежь изучает много всяких современных премудростей и совсем не знает своего исконно русского, самобытного, простого, не знает своих корней. У подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к истории России. Поэтому одним из центральных направлений в работе с детьми становится патриотическое воспитание. Обращение к отечественному наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов. Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, но и чрезвычайно сложная, особенно, когда она ставится применительно к детям дошкольного возраста. Однако эта сложность возникает именно тогда, когда делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству. Дошкольное детство — пора открытий. Задача взрослых — помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с помощью взрослого открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной. При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, которые из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить на базе, каких чувств эта любовь может сформироваться. Для патриотического воспитания в дошкольном возрасте важно воспитывать в ребенке человеческие качества, начиная с элементарного чувства привязанности. Воспитывать чувство привязанности нужно, начиная с привязанности к дому, семье, к детскому саду, к любимому уголку, игрушке, воспитательнице. Чтобы были у малыша вещи, которые он любит, о которых вспоминает. Получается, что работа над патриотическим воспитанием с дошкольником – это создание для ребенка теплой, уютной атмосферы. Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада. А в старшем возрасте – мир родного края, и, наконец, мир родной Отчизны – России. И прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания, как человеческого чувства. Поэтому ребенка еще в дошкольном возрасте нужно «научить» (если чувству можно научить) быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком деле. Проект является новой педагогической технологией, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении дошкольников. Этому и посвящен наш проект: «Так вот ты какой, Киселевск» Продолжительность проекта — один учебный год. На первом этапе проекта (поисково-аналитическом или подготовительном) была обозначена проблема: что мы знаем о нашем городе, что мы хотим узнать? Как и из каких источников, мы можем получить информацию о городе? В ходе показа стартовой презентации проекта каждый ребёнок увидел разнообразные эмоционально-привлекательные возможности собственного участия, в общем, для всех деле – сборе информации о родном городе. Для понимания предстоящей деятельности ребятам была предложена стартовая презентация проекта. Мозговой штурм «Что мы хотим узнать?» помог нам определить потребности и интересы детей. С помощью стратегии «Мозаика проблем» ребятам была дана возможность следить за своими успехами и достижениями во время всей деятельности. В начале проекта в группе была размещена картина (большой дом), на которой с одной стороны были обозначены проблемные и учебные вопросы, а с другой изображён вид нашего города. Картину разрезали на части в форме мозаики. Каждый вопрос – одна часть. После нахождения ответа на вопрос нужная часть переворачивалась, и в конце проекта была собрана целая картина нашего города. По решению детей и взрослых был объявлен конкурс на талисман города. Дети, родители, педагоги придумали образ «Уголек- хозяин города». Затем прошла презентация игрушки. На предварительной беседе, ребята получили звуковое письмо от Волшебного Уголька, в котором он описывал своё проживание под землёй. Он спрашивал: «Верно ли, что в Киселевске проживают шахтеры, которые помогут ему «подняться на-гора». А также верно ли утверждение, что «Киселевск — город труженик, город — шахтер?» Таким образом, был определён основополагающий вопрос: «Что мы знаем о нашем городе?» Было принято решение о создании тематического журнала «Киселевск глазами детей» и оправить его Волшебному Угольку. Второй этап (практический) был насыщен разными видами совместной и самостоятельной деятельности детей. В беседах, играх, викторинах дети получали знания об истории нашего города. Ответы на поставленные вопросы ребята нашли и после просмотра слайд – шоу «Киселевск – город тружеников и энтузиастов» и презентации «Киселевск – шахтерский городок». Для поощрения самопознания, развития умения учиться и сотрудничать в группе применялись индивидуальные и групповые методы работы. В ходе проекта каждый ребёнок заполнял карту самооценки своей деятельности: зажигал в каждом окошке домика желтый, зеленый или красный огонёк На протяжении всего основного этапа проекта ребята играли в краеведческие игры, слушали песни о Киселевске, о шахтерах, гимн Кемеровской области, учили стихотворения сибирских поэтов, участвовали в конкурсе чтецов. Большой интерес у детей вызвало проведение интервью-опроса взрослых. Взрослые отвечали на интересующие детей вопросы: Где вы работаете? Как называется эта улица? Кому поставлен этот памятник? и т. д. Так дети научились находить нужную информацию из ближайшего окружения. Умения и навыки ребят, полученные во время проекта, были легко перенесены и воплощены во все виды художественно-творческой деятельности. Продуктами проектной деятельности стали: настольная игра-путешествие «Прогулка Уголька по нашему городу», конструирование в технике папье-маше (мякиш) «Угольный разрез». На третьем этапе (презентационном) была проведена викторина «Наш дом Киселёвск». Организована выставка рисунков «Мой родной город». Оформлена книга «На них и держится наш дом», в которой дети рассказывали о своих дедах и отцах шахтерах. К юбилею Кемеровской области был изготовлен фотоальбом «Киселевск – вчера, сегодня и завтра». Для решения проблемных вопросов исследовательский поиск проходил в различных направлениях. Беседы «Горючий камень»; «Михайло Волков – первооткрыватель», «Киселёвск мой город родной»; «Что такое уголь», развлечение «Приключение Уголька», викторина «Первопроходцы Сибири», расширили знания и представления детей об исторических событиях Кузбасса. Чтобы найти ответы на вопросы: «Почему улицы нашего города носят такие имена? Все ли жилые дома на улицах нашего города одинаковые?», ребята предложили отправиться на пешеходную экскурсию «Красный камень – это наш микрорайон». В дидактических краеведческих играх дети учились находить различия и сходство архитектурных сооружений, сравнивать характерные особенности старого и современного города, закреплять правила поведения на улице, правила дорожного движения, учились точно называть свой домашний адрес. Узнать, чем наш город отличается от других городов России, какие в нашем городе есть предприятия, здания и сооружения, что построено в городе для удобной комфортной жизни людей ребятам помогла фото-экскурсия «Наш дом Киселёвск». Ответы на вопросы ребята искали в форме: интервью-опрос сотрудников детского сада; встреча с ветеранами разреза имени В. Вахрушева; исследования с помощью родителей «Мой детский сад», «Дом, в котором я живу», «Улицы нашего города», «Предприятия и учреждения нашего города», «Что создано в нашем городе для комфортной жизни людей?» Пребывание в разных ролях: корреспондентов, туристов, посетителей, архитекторов, способствовало систематизации знаний и представлений о нашем городе. Родители с большим воодушевлением и энтузиазмом принимали участие во всех проведенных исследованиях. Совместное открытие знаний, поиск ответов на вопросы наполнили детско-родительские отношения новыми впечатлениями, эмоциями, желанием открывать новое в уже знакомом и незнакомом. Дети с родителями побывали в краеведческом музее, детской библиотеке, концертном зале «Россия», на пожарной станции МЧС, на предприятиях СУЭК и разрезе им. Вахрушева. Узнали, кто работает в супермаркетах, детской поликлинике, в отделениях почтовой связи, в школах, какая профессия самая главная в нашем городе. Краеведческие игры и исследования, помогли детям сделать вывод: утверждение, что «Киселевск – город труженик, город шахтер» — верное». Дети, педагоги и родители результаты проекта объединили в тематический журнал «Кузбасс глазами детей» и в книгу «Я расту в шахтерской семье». Активные формы взаимодействия: совместные размышления, поиск, наблюдения, самостоятельная и коллективная деятельность сблизили детей друг с другом, с взрослыми, научили мыслить системно и получать знания самостоятельно. Ведь… «то, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно…" (Выготский Л.А.) Литература
Авторы статьи «Роль проектной деятельности в патриотическом воспитании»
Киселевского городского округа
Киселевского городского округа
Киселевского городского округа
|