Конспект образовательной деятельности на тему: «Воспитание патриотизма, через творчество М.П. Мусоргского» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Степанова Лилия | |||
05.12.2014 00:45 | |||
Конспект образовательной деятельности на тему: «Воспитание патриотизма, через творчество М.П. Мусоргского» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 73 «Дельфин» городского округа Тольятти О.О. Художественно-эстетическое развитие Составил: Степанова Л.Г. музыкальный руководитель 2014г Программное содержание.
Оборудование и материалы:
«С куклой», «Жук»; сюита «Картинки с выставки» «Богатырские ворота»;
Ход образовательной деятельности. дети сидят на стульях. Ветер чуть слышно поёт, В шуме дубрав- Этой мелодией вечной своей - Вот такие прекрасные строчки написал про музыку Вадим Севернин. Именно ей посвятил всю свою жизнь Модест Петрович Мусоргский. Модест петрович проявлял и глубочайший интерес к жизни детей, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. Поэтому неслучайно появились пьесы, которые были собраны в Вокальный цикл «Детская». многие из которых вы уже слушали… В цикле восемь песен, их образы очень разные – и грустные, и веселые, но все они пронизаны искренней любовью к детям. В этих вокальных миниатюрах воплотились далекие воспоминания деревенского детства Мусоргского, а так же чуткие наблюдения жизни маленьких друзей композитора. Мусоргский не просто любил детей «со стороны». Он умел с ними общаться на их языке и понимать их, мыслить детскими образами. Прослушивание пьесы «С куклой» извокального цикла «Детская».. Во время звучания музыки укачиваю на руках куколку. Затем даю ее покачать одной из девочек. После того, как музыка прозвучит, задаю детям следующие вопросы: - Какой был характер музыки? Как вы это узнали? - О чем рассказывает музыка? - Что вы себе представили во время ее звучания? «Жук» — третья пьеса-сценка из цикла «Детская» — загадочная история с жуком, поразившая воображение ребенка. На построенный из лучинок домик сел жук, «огромный, черный, страшный», гудит и шевелит усами и, налетев, ударяет его в височек. Испугавшись, ребенок притаился, чуть дыша… Вдруг видит – жук беспомощно лежит на спинке, «только крылышки дрожат». «Что же это с жуком сталось? Меня ударил, а сам свалился!». В музыке с большим остроумием и эмоциональностью слышен взволнованный тон детской смены настроений: удар и падение жука сменяется страхом, тревогой. Повисший вопрос показывает безграничное удивление мальчика перед всем непонятным и загадочным миром. После прослушивания задаются вопросы: - А какое настроение передает эта музыка? Как вы это поняли? - Что вы слышали в этой музыке? - О чем она рассказывает? Мусоргский писал разнообразную музыку. Свою первую « «Подпрапорщик-польку»», посвященную товарищам по Юнкерской школе он написал в 13 лет. Конечно, под эту музыку хочется танцевать. Давайте и мы с вами немного потанцуем. Повторное звучание польки, под которую дети танцуют. Затем прошу ребят сесть на свои места и продолжаю рассказ. На протяжении всего рассказа о творчестве композитора, на мониторе меняются фотографии с изображением композитора и «Картинок с выстовки». - М.П. Мусорский — великий русский композитор. Его музыка говорит о том, что всегда и во все времена волновало людей: об извечной борьбе добра и зла, жизни и смерти, возвышенного, прекрасного и жестокого, бесчеловечного. Впечатления детства, проведенного в деревне, определили направление и характер его творчества. Няня рассказывала ему русские народные сказки, и он под их впечатлением импровизировал на фортепиано. Обучать его игре на фортепиано стала мать; затем, учась в Петропавловском немецком училище в Петербурге, он достиг выдающихся результатов. Окончив (1856) школу гвардейских подпрапорщиков, Модест поступил в лейб-гвардейский Преображенский полк. Громадное значение для его музыкального развития имело знакомство с Даргомыжским, Кюи, Балакиревым и музыкальным кружком «Могучая кучка»". В феврале—марте 1874 г. в Императорской академии художеств по инициативе Стасова была проведена выставка из около 400 работ художника Гартмана-друга Мусоргского. Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые напоминают увиденные произведения. Финальную пьесу сюиты «Богатырские ворота», Мусоргский создает в былинно-богатырском духе, с торжественными аккордами и перезвоном колоколов «Богатыри, герои – это люди, которыеживут по законам чести и совести. Это люди, которые жертвуют своими интересами, порой и жизнью, которые всегда готовы прийти на помощь другим, совершают подвиги. Подвиг – это когда чувство любви к Родине, семье, заглушает чувство страха и боли. Это мера добра и любви внутренней честности перед собой и людьми». Открыто и прямо воспевается композитором могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа! - Ребята, сейчас мы с вами прослушаем «Богатырские ворота» После прослушивания задаю детям вопросы: - Какой характер музыки? - Что хочется делать под эту музыку? - Какие движения можно исполнить под эту музыку? -Ребята, а как вы думаете, кто такие патриоты? Правильно ребята, патриотизм-это любовь к Родине! И я предлагаю вам выучить песню композитора Георгия Струве «У моей России длинные косички». После разучиванияпесни, подвожу вместе с ребятами итоги занятия: - О каком композиторе мы сегодня с вами говорили? - Какие произведения написал М.П. Мусоргский - Кто такие патриоты. Хвалю ребят, которые активно участвовали на занятии. Сообщаю, что наше занятие подошло к концу.
|