Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе на тему: “Москва Златоглавая” |
Патриотизм детям | |||
Автор: Бегларян Наийла Егоровна | |||
24.11.2015 20:12 | |||
Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе на тему: “Москва Златоглавая” Подготовила: Воспитатель 1 категории Бегларян Н.Е. ГБОУ гимназия № 1552 (стр. 7) Цели занятия:
Материалы: иллюстрации “Москва сегодня”; материал “Москва Златоглавая”; запись песни О. Газманова “Москва”; иллюстрации “Москва деревянная”, “Москва Белокаменная”; стихи о Москве; пословицы и поговорки о Москве.
Словарь: активизировать словарный запас: “древоделы”, “лучина”, “столица”, “москвичи”, “Златоглавая” и т.д. Ход занятия Под мелодию песни О. Газманова “Москва, звонят колокола! ” дети вместе с воспитателем входят в групповое помещение. Воспитатель (обращается к детям, которые стоят около него): “Представьте, что у нас есть волшебный ковер-самолет, который поможет нам отправиться в далекое прошлое. Усаживайтесь поудобнее. Раз, два, три – полетели! ” Слава нашей стороне! Воспитатель: “Сегодня мы продолжим интересный разговор о Москве. Я расскажу вам много нового, увлекательного об этом старинном городе, но сначала хочу послушать вас. Что вы знаете о Москве? ” Дети: “ – Москва – столица нашей страны. – Москва – самый главный и самый большой город. – Москва – очень красивая. – А еще у нас самый гостеприимный город ”. Воспитатель предлагает детям вспомнить, в какой стране мы живем, на каком языке говорим. А также объяснить, что означает слово “столица”, назвать людей, живущих в Москве. Выслушав ответы детей и их рассуждения, воспитатель продолжает: “Трудно представить себе, что когда-то на месте этого огромного великого города “шумел” дремучий лес. Возникновение Москвы было примерно таким же, как и появление других городов. Давайте представим себе, как это происходило”. Воспитатель выслушивает рассуждения детей, задает вспомогательные вопросы: – Почему наши предки выбрали место на берегу Москвы-реки? – Чем понравились эти леса? – Что представляли собой их жилища? – Чем они питались, во что одевались и т.д.? Воспитатель наглядно (показывая различные иллюстрации, картинки, рисунки) ведет свой рассказ о создании города: “Вот таким и было маленькое поселение на берегу Москвы-реки. Проезжал однажды эти места князь Юрий Долгорукий и невольно залюбовался их дивной красотой. Действительно, красота Москвы-реки была неописуемой. Густые леса чередовались с полями; по берегам Москвы-реки раскинулись заливные луга; в лесах – много зверей и птиц; в реке – множество рыбы. Подумал Юрий Долгорукий, что это очень удобное место для защиты границ Руси: холмы и овраги реки врагам трудно преодолеть, а для жизни здесь есть все необходимое. И приказал князь построить здесь крепость-забор из толстых бревен, а на стене — несколько башен дозорных (т. е. караульных). И так стены Кремля сначала были деревянными. Князь и богатые люди жили в теремах, а простой народ – в избах. В Москве жили лучшие мастера – древоделы”. Воспитатель: “Ребята, а вы как считаете, кого называли древоделами на Руси? ” Дети: “Древодел – это человек, который делал что-либо из дерева”. Воспитатель: “Да, древоделы строили, укрепляли, обновляли стены и башни Кремля, возводили церкви, храмы, монастыри и т.д. ” Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображениями древней Москвы. По этим изображениям у детей должно складываться определенное представление о жизни, о быте, о занятиях древних москвичей. Воспитатель: “Оказывается, в древней Москве не было ни электричества, ни парового отопления. Печь топили по-черному, дом освещали деревянными палочками, т.е. лучинами. Поэтому и случались частые пожары. Жили в древней Москве очень просто. В домах – единственная лавочка, бревенчатый стол, за которым усаживалась вся многочисленная семья. Одевались также просто. Одежда была длинная, широкая, и чем больше одежды было на человеке, тем он считался богаче. Древние москвичи даже пищу употребляли самую обычную, простую. Они варили кашу из гречихи, овса, ячменя; в огородах росли морковь, репа, свекла, капуста, огурцы. Из коровьего молока делали творог, сметану, масло. Собирали ягоды и грибы. В реках ловили рыбу. Пили квас и мед ”. Воспитатель предлагает детям снова посмотреть иллюстрационный материал и ответить, какие же люди жили в древней Москве. Дети: “В древней Москве жили достойные люди, которые любили свой город”. Воспитатель: “Конечно, ребята, вы правы! Действительно в древней Москве жили достойные люди, которые любили свой город, защищали его от врагов и застраивали его, ведь население постоянно увеличивалось. И после очередного пожара, когда Москва сгорела дотла, ее жители приняли единственное правильное решение: Москве – быть! Но строить здания теперь нужно было не из дерева. Может вы, ребята, догадаетесь, из чего же нужно было строить, отстраивать Москву? ” Дети: “Наверное, из камня, так как он не горит”. Воспитатель: “Правильно. И начали возить из соседних городов белый камень и отстраивать Москву заново. Это был очень долгий и тяжелый труд. И длился он больше ста лет. Отцы строили, потом их сменяли сыновья, а заканчивали это огромное дело уже внуки. Была Москва деревянная, а стала каменной. Да не просто каменной, а белокаменной, потому что этим камнем был известняк, а он белого цвета. ” Вместе с воспитателем дети рассматривают иллюстрацию по древней Москве “Кремль белокаменный”. Воспитатель: “Но не только огонь приносил беды москвичам. Как и у всей Руси, у Москвы были враги, и дольше всех терзали и грабили, мучили русских людей монголы-татары, которые еще и в плен их увозили. Казалось все – нет больше сил у москвичей, не смогут они подняться. Погибнет Русь! Не будет больше Москвы! Но Москва снова и снова вставала из пепла, возрождалась. Выстояла великая Русь! Выстояла Москва, и стала только краше и сильнее прежней. Только теперь научились москвичи делать кирпичи. И стал Кремль Московский, построенный русскими мастерами из красного кирпича, могучим и непобедимым. Таким он и сохранился до сегодняшних дней”. Далее проводится физкультминутка Воспитатель: “ Вот так – от деревянной до кирпичной менялась наша столица. Дозорные стрельцы несли свою службу. Вместе со стенами поднялись и новые каменные башни. Теперь мы с вами знаем, как нелегко жилось москвичам, как защищали они свой город и много-много раз восстанавливали, поднимали его из пепла, не жаля своих сил и даже жизней. Почему они делали, как вы думаете? ” После рассуждений детей воспитатель продолжает: “ Они любили свою землю, свой город, людей, с которыми жили и это придавало им сил создавать город, который и сегодня необыкновенно красив. Красота и величавость Москвы воспета в стихах”. Дети читают стихи 1-ый ребенок: Город чудный, город древний, (Ф. Глинка) 2-ой ребенок: Люблю Москву, люблю Москву (Е. Яхницкая) Воспитатель: “ Ребята, Москву называют Златоглавой. А вы знаете, почему ее так называют? Еще в древней Москве в центре Кремля разместилась Соборная площадь, а вокруг нее храмы. О каких храмах вы знаете и можете рассказать? ” После возможных ответов детей воспитатель продолжает свой рассказ: “Во всех храмах обязательно были звонницы, на которых устанавливались колокола разных размеров. Несколько раз в день разливался колокольный звон по всей Москве, созывая людей в церкви и соборы. Колокольный звон – историческая достопримечательность Москвы и России”. Далее звучит аудиозапись колокольного звона. Воспитатель: “Великолепным храмам, церквам, монастырям уже много лет. Ребята, только посмотрите на их купола. На что они похожи? ” Дети: “Они похожи на луковицу”. Воспитатель: “Вы правы, они похожи на луковицу по форме, покрыты золотом и стоят словно “сверкающие на солнце головы”. Вот и принято называть нашу столицу – Москва Златоглавая. Об этом и в песне поется ”. Воспитатель вместе с детьми исполняют песню О. Газманова “Москва”: Через войны, пожары, века Воспитатель: “ О Москве златоглавой сложены пословицы и поговорки. К примеру: ”
Воспитатель: “ Вот так из маленького поселения превратилась Москва за долгие годы в прекрасный город – столицу России. Город строили, украшали, защищали многие поколения русских людей”. Умный, сильный наш народ Воспитатель: “Ребята, нам пора возвращаться на волшебном ковре-самолете в современную Москву. Скажите, а где мы с вами побывали? ” Дети: “Мы побывали в древней Москве”. Воспитатель: “А что вы узнали о древней Москве, о людях, которые создали нашу столицу? ” Дети: “Тяжело строилась Москва, но она всегда “поднималась” и снова строилась народом, который очень любил свою землю”. Воспитатель: “Да, ребята. Москва заботливо создавалась веками трудом и талантом русского человека. И за это мы все выражаем огромную благодарность нашим предкам”.
|