Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогический проект «Чистополю посвящается»
Патриотизм детям
Автор: Ананьева Светлана Ильинична   
25.07.2015 07:16

Педагогический проект «Чистополю посвящается»Педагогический проект «Чистополю посвящается»

(Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» «Ласточка» Чистопольского муниципального района

Подготовили: воспитатель Ананьева Светлана Ильинична воспитатель Аникина Светлана Александровна

В методическое пособие включены: тематические занятия, беседы, дидактические игры по ознакомлению с родным городом, театрализованные праздники и развлечения, консультации для родителей, в основе которых лежит опыт работы МБДОУ «Детский сад №10» «Ласточка» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.

 

Скачать проект

Данные материалы по ознакомлению с родным городом старших дошкольников в условиях ДОУ окажет помощь педагогам детских садов в их многообразной и творческой работе.

РЕЦЕНЗИЯ

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Авторы педагогического проекта разработали собственную концепцию решения данной проблемы и выстроили весь собранный материал в соответствии со своей концепцией. Материалы по ознакомлению детей и их родителей с родным городом в ДОУ был собран в МБДОУ «Детский сад №10» «Ласточка», где немалое внимание обращено на ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры, проводятся интересные консультации для родителей, используются различные формы работы с детьми. Особая «изобретательность» проявляется в том, чтобы познакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

Цель проекта — осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Проект построен на принципах личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, принципа историзма, гуманизма, интегративности, дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимального учета его психологических особенностей, возможностей и интересов.

Задачи проекта:

  • создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края
  • осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона
  • развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям

культурным ценностям, природе.

Выполнение осуществляется через интеграцию задач в занятиях познавательного цикла, чтение художественной литературы, использование игровых технологий, занятия по изобразительной деятельности и т.д. Такая взаимосвязь всех видов деятельности позволяет воспитателю самостоятельно планировать и решать задачи патриотического воспитания дошкольников, как на занятиях, так и в свободное от них время без физической и психической перегрузки, что позволяет сохранять здоровье и эмоциональное благополучие детей. Педагогический проект может быть интересен воспитателям — практикам, работающим в ДОУ по ознакомлению дошкольников с родным городом, в том числе родителям воспитанников.

Преподаватель высшей квалификационной категории

ГАОУ СПО «Чистопольский педагогический колледж» Л.Г. Губанова

Содержание

  • Пояснительная записка
  • Актуальность темы
  • Паспорт проекта
  • План реализации проекта

I этап проекта

  • Перспективный план работы по проекту
  • Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы
  • Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей подготовительной группы

II этап

  • Реализация проекта

III этап проекта

Заключение

  • Список использованной литературы
  • Приложение 1
  • Приложение 2

Пояснительная записка

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

  • воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 – 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Актуальность темы. У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Чистополю – городу, который является Родиной моих воспитанников.

В данном проекте речь идет о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Концептуальные основы проекта.

«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Чистополь в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ — помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно — игровой

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели групп, родители воспитанников.

Образовательная область: знакомить детей с историей и культурой родного города, воспитывать чувство гордости за историческое прошлое и настоящее города.

Цель проекта:

осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края
  • Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона
  • Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям

культурным ценностям, природе;

  • Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать
  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта: дети 5-6 лет

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини — музей, подобран материал о городе Чистополь и Республике Татарстан, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка, в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Чистополь.

Прогнозируемый результат.

  1. Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
  2. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
  3. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
  4. Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
  5. Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Чистополь, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

План реализации проекта

  • Подобрать методическую и художественную литературу о родном городе.
  • Установить связь между сотрудниками детского сада для проведения мероприятий по данной проблеме.
  • Провести анкетирование родителей и воспитателей, с целью выявления знаний

и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,

  • Провести диагностирование детей, с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
  • Подобрать материалы и игрушки для сюжетно-ролевых игр и дидактических игр.
  • Довести до сведения родителей важность этой проблемы.
  • Разработать перспективный план мероприятий.

Время реализации проекта: 1 год.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап – подготовительный, включает в себя:

Цель исследования — экспериментально обосновать средства формирования у детей старшего дошкольного возраста, их родителей и педагогов знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях в ДОУ и семье.

Данное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 10 «Ласточка». В исследовании участвовало 27 детей, а также родители воспитанников и педагоги ДОУ.

Работа состояла из трех этапов.

На первом этапе было проведено анкетирование родителей и педагогов с целью выявления уровня знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей.

На втором этапе была проведена диагностика детей с целью изучения знаний и представлений об истории и культуре родного города (см. Приложение 1).

На третьем этапе проведен сравнительный анализ всей проведенной развивающей работы по формированию знаний и представлений об истории и культуре родного города у дошкольников.

Краткая характеристика методов

1) Анкетирование родителей.

Цель: выявить уровень знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей.

2) Анкетирование воспитателей.

Цель: выявить уровень подготовленности педагогов по патриотическому воспитанию детей

3) Диагностика детей.

Цель: выявить уровень сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.

Анализ результатов исследования

Чтобы выявить отношение педагогов к данной проблеме, ее решению на современном этапе, мы обратились к анкетированию воспитателей дошкольного образовательного учреждения. В анкетном опросе участвовало 12 педагогов дошкольного образовательного учреждения. По результатам анкетирования было выявлено, что все педагоги единогласны во мнении о том, что проблема патриотического воспитания является актуальной на сегодняшний день и необходимо начинать работу с детьми дошкольного возраста. Воспитатели считают, что необходимо увеличить запас знаний по истории и географии родного города. Педагоги затруднялись в выборе методик и технологий о родном городе. Педагоги склонны во мнении, что эта тема востребована в работе с семьей.

Затем мы обратились к проведению опроса родителей. В результате анкетирования было выявлено, что 80% семей воспитанников знакомы с термином «патриотическое воспитание», но затруднялись определить цель патриотического воспитания для детей дошкольного возраста, 65% родителей считают, что патриотическое воспитание возможно в детском саду и возлагают большие надежды на ДОУ. Большинство родителей, а это 62% единогласны во мнении, что следует знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами. На вопрос «Актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? 49 % ответили, что актуальна, а 51% — не актуальна. 58% родителей единогласны во мнении о том, что необходимы семейные традиции дома.

Анализ анкетирования родителей показал, что они затрудняются в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста, а это говорит о том, что работа педагогов ДОУ по данной проблеме актуальна.

Уровень знаний и представлений об истории и культуре родного города детей 5-6 лет оценивался по критериям:

Высокий уровень: знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Чистополь, может объяснить символику герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.

Средний уровень: знает название города, свой домашний адрес, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень: ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Проведенное исследование констатирует, что высокому уровню соответствуют ответы 10 детей, среднему уровню 15 детей, а низкому 2 ребенка. Данные результаты представлены в гистограмме на рисунке 1.

Рис 1. Результаты диагностики понимания детьми знаний и представлений

об истории и культуре родного города

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей имеется средний уровень знаний и представлений об истории и культуре родного города.

В соответствии с результатами диагностики детей и анкетированием родителей и педагогов был составлен примерный перспективный план педагогической работы по расширению знаний и представлений о родном городе, его истории, культуре и достопримечательностях.

Работа проводилась совместно с родителями и работниками детского сада.

Формы работы по проекту «Чистополю посвящается»

Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе:

  • Работа с книгой «Чистополь и чистопольцы: из прошлого и настоящего»;
  • Рассматривание репродукций картин местных художников с изображением города;
  • Работа по ознакомлению детей с основными профессиями жителей города.

Поисково-собирательная работа:

  • Знакомство с историей города на основе материалов музея уездного города и книги «Чистополь и чистопольцы: из прошлого и настоящего».

Разработка экскурсионно- туристических маршрутов по городу:

  • «Красота нашего города»
  • «Чистополь спортивный».
  • «Наш город для детей».

Целевые прогулки по микрорайону Мельничной площади и городу:

  • К СОШ № 5
  • По близлежащим улицам микрорайона.
  • Знакомство с новым военкоматом.
  • Главная достопримечательность микрорайона – Мельницы.
  • На стройку нового детского сада

Экскурсии:

  • В скарятинский сад
  • «В гости к художникам А. Зиновьеву и А. Дернову».
  • Экскурсия в музей уездного города.
  • Экскурсия в пожарную часть № 67 города Чистополя
  • Экскурсии на Аллею героев города
  • Экскурсия в школу искусств.
  • Экскурсия в библиотеку.

Беседы «Чистополь – частичка России»:

  • «Чем славится Чистополь?».
  • «Наши родители – труженики».
  • «Улицы, по которым мы ходим».
  • «Прогулка по городу вместе с художником А. Зиновьевым»
  • «Поэтическое творчество о нашем городе».
  • «Город будущего: Чистополь — 2020».

Занятия:

  • Познавательное занятие «Путешествие по городу».
  • Познавательное занятие «Микрорайон, в котором мы живем»»
  • Интегрированное занятие «Люблю березку русскую».
  • Физкультурное занятие «На зарядку, становись!»

Дидактические игры:

  • «Сложи буквы «Чистополь».
  • «Завяжи узелок – расскажи про городок».
  • «Загадки и ребусы о городе»
  • «Ассоциации – город».
  • «Что где находится» (схемы, карты).

Встречи с интересными людьми:

  • Встреча с тренерами ДЮСШ по спортивной гимнастике, УШУ и выпускниками спортивных школ нашего детского сада.
  • Встреча с художниками города (А. Зиновьев, А. Дернов).
  • Встреча с участниками боевых действий в Афганистане, Чечне, Дагестане, тружениками тыла и ветеранами Великой Отечественной войны.

Викторины:

  • «Знатоки родного города».
  • «Что мы знаем о родном городе?».
  • «Чистополь, город на Каме».

Праздники:

  • Праздник города.
  • Поэтические странички o Чистополе.
  • Праздник «Нам весело живется» (День рождения детского сада)
  • Театрализованный праздник по страницам книги «Чистополь и чистопольцы: из прошлого и настоящего»

Познавательно-исследовательская деятельность:

  • Наблюдения за уменьшением продолжительности дня в городе.
  • Наблюдение за изменениями в жизни животных и птиц нашего города, за солнцем на небе.
  • Опыты с водой.

Чтение художественной литературы:

  • В. Степанов «Что мы Родиной зовем»
  • П. Воронько «Лучше нет родного края»,
  • А. Прокофьев «Родина»,
  • С. Баруздин «Страна, где мы живём»,
  • Виноградова Н.Ф. «Моя страна Россия»,

Стихи земляков-чистопольцев и местных авторов:

  • В. Боков «Зеленый городок»,
  • М.Петровых «Чистополь»,
  • А. Гесс «Родному городу»,
  • Л. Бешенцева «Не хочу я ехать на Багамы», «Городок на Каме»,
  • Н. Афонина «Есть город на Каме»,
  • С. Решетнев «Любимому городу»

Оформление альбомов:

  • «Мы живем в городе Чистополе».
  • «Наш любимый детский сад».
  • «Наши выпускники».

Самостоятельная художественная деятельность детей:

  • Рисование «Наш любимый город».
  • Изготовление подарков своими руками (тестопластика) ко Дню рождения города Чистополя.
  • Изготовление коллажа «Мой город».
  • Рисование «Праздничный город».
  • Конструирование «Город будущего».
  • Аппликация «Если в городе весна, чем порадует нас она».

Сюжетно-ролевые игры:

  • «На стройках города».
  • «Мы – пожарные!».
  • «Машина времени» (путешествие в прошлое и будущее).
  • «Мы едем на автобусе по городу».
  • «Украсим праздничный торт».
  • «Мы — спортсмены».
  • «Я иду в детский сад» (маршрут движения из дома в детский сад с использованием макетов объектов нашего Микрорайона).

Конкурсы, выставки:

  • Конкурс «Семейные умельцы» (поделки).
  • Выставка «Моя семья» (семейные традиции и обычаи семьи).
  • Выставка детских работ «Юные художники о нашем городе».
  • Выставка «Родители – труженики нашего города» (семейные династии — фотографии).

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом

детей старшей группы

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год