Педагогический проект «Чистополю посвящается» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Ананьева Светлана Ильинична | |||
25.07.2015 07:16 | |||
Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» «Ласточка» Чистопольского муниципального района Подготовили: воспитатель Ананьева Светлана Ильинична воспитатель Аникина Светлана Александровна В методическое пособие включены: тематические занятия, беседы, дидактические игры по ознакомлению с родным городом, театрализованные праздники и развлечения, консультации для родителей, в основе которых лежит опыт работы МБДОУ «Детский сад №10» «Ласточка» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
Данные материалы по ознакомлению с родным городом старших дошкольников в условиях ДОУ окажет помощь педагогам детских садов в их многообразной и творческой работе. РЕЦЕНЗИЯ Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Авторы педагогического проекта разработали собственную концепцию решения данной проблемы и выстроили весь собранный материал в соответствии со своей концепцией. Материалы по ознакомлению детей и их родителей с родным городом в ДОУ был собран в МБДОУ «Детский сад №10» «Ласточка», где немалое внимание обращено на ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры, проводятся интересные консультации для родителей, используются различные формы работы с детьми. Особая «изобретательность» проявляется в том, чтобы познакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Цель проекта — осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Проект построен на принципах личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, принципа историзма, гуманизма, интегративности, дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимального учета его психологических особенностей, возможностей и интересов. Задачи проекта:
культурным ценностям, природе. Выполнение осуществляется через интеграцию задач в занятиях познавательного цикла, чтение художественной литературы, использование игровых технологий, занятия по изобразительной деятельности и т.д. Такая взаимосвязь всех видов деятельности позволяет воспитателю самостоятельно планировать и решать задачи патриотического воспитания дошкольников, как на занятиях, так и в свободное от них время без физической и психической перегрузки, что позволяет сохранять здоровье и эмоциональное благополучие детей. Педагогический проект может быть интересен воспитателям — практикам, работающим в ДОУ по ознакомлению дошкольников с родным городом, в том числе родителям воспитанников. Преподаватель высшей квалификационной категории ГАОУ СПО «Чистопольский педагогический колледж» Л.Г. Губанова Содержание
I этап проекта
II этап
III этап проекта Заключение
Пояснительная записка В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны. Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 – 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Актуальность темы. У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Чистополю – городу, который является Родиной моих воспитанников. В данном проекте речь идет о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Проблема. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом. Концептуальные основы проекта. «Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Чистополь в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ — помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений. Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников. Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта. Паспорт проекта Вид проекта: познавательно — игровой Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели групп, родители воспитанников. Образовательная область: знакомить детей с историей и культурой родного города, воспитывать чувство гордости за историческое прошлое и настоящее города. Цель проекта: осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Задачи проекта:
культурным ценностям, природе;
Участники проекта: дети 5-6 лет Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей. Принципы При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы: Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини — музей, подобран материал о городе Чистополь и Республике Татарстан, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края. Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка, в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др. Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Чистополь. Прогнозируемый результат.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение. План реализации проекта
и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
Время реализации проекта: 1 год. Реализация проекта осуществляется в 3 этапа. I этап – подготовительный, включает в себя: Цель исследования — экспериментально обосновать средства формирования у детей старшего дошкольного возраста, их родителей и педагогов знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях в ДОУ и семье. Данное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 10 «Ласточка». В исследовании участвовало 27 детей, а также родители воспитанников и педагоги ДОУ. Работа состояла из трех этапов. На первом этапе было проведено анкетирование родителей и педагогов с целью выявления уровня знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей. На втором этапе была проведена диагностика детей с целью изучения знаний и представлений об истории и культуре родного города (см. Приложение 1). На третьем этапе проведен сравнительный анализ всей проведенной развивающей работы по формированию знаний и представлений об истории и культуре родного города у дошкольников. Краткая характеристика методов 1) Анкетирование родителей. Цель: выявить уровень знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей. 2) Анкетирование воспитателей. Цель: выявить уровень подготовленности педагогов по патриотическому воспитанию детей 3) Диагностика детей. Цель: выявить уровень сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города. Анализ результатов исследования Чтобы выявить отношение педагогов к данной проблеме, ее решению на современном этапе, мы обратились к анкетированию воспитателей дошкольного образовательного учреждения. В анкетном опросе участвовало 12 педагогов дошкольного образовательного учреждения. По результатам анкетирования было выявлено, что все педагоги единогласны во мнении о том, что проблема патриотического воспитания является актуальной на сегодняшний день и необходимо начинать работу с детьми дошкольного возраста. Воспитатели считают, что необходимо увеличить запас знаний по истории и географии родного города. Педагоги затруднялись в выборе методик и технологий о родном городе. Педагоги склонны во мнении, что эта тема востребована в работе с семьей. Затем мы обратились к проведению опроса родителей. В результате анкетирования было выявлено, что 80% семей воспитанников знакомы с термином «патриотическое воспитание», но затруднялись определить цель патриотического воспитания для детей дошкольного возраста, 65% родителей считают, что патриотическое воспитание возможно в детском саду и возлагают большие надежды на ДОУ. Большинство родителей, а это 62% единогласны во мнении, что следует знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами. На вопрос «Актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? 49 % ответили, что актуальна, а 51% — не актуальна. 58% родителей единогласны во мнении о том, что необходимы семейные традиции дома. Анализ анкетирования родителей показал, что они затрудняются в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста, а это говорит о том, что работа педагогов ДОУ по данной проблеме актуальна. Уровень знаний и представлений об истории и культуре родного города детей 5-6 лет оценивался по критериям: Высокий уровень: знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Чистополь, может объяснить символику герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение. Средний уровень: знает название города, свой домашний адрес, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами. Низкий уровень: ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины. Проведенное исследование констатирует, что высокому уровню соответствуют ответы 10 детей, среднему уровню 15 детей, а низкому 2 ребенка. Данные результаты представлены в гистограмме на рисунке 1. Рис 1. Результаты диагностики понимания детьми знаний и представлений об истории и культуре родного города Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей имеется средний уровень знаний и представлений об истории и культуре родного города. В соответствии с результатами диагностики детей и анкетированием родителей и педагогов был составлен примерный перспективный план педагогической работы по расширению знаний и представлений о родном городе, его истории, культуре и достопримечательностях. Работа проводилась совместно с родителями и работниками детского сада. Формы работы по проекту «Чистополю посвящается» Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе:
Поисково-собирательная работа:
Разработка экскурсионно- туристических маршрутов по городу:
Целевые прогулки по микрорайону Мельничной площади и городу:
Экскурсии:
Беседы «Чистополь – частичка России»:
Занятия:
Дидактические игры:
Встречи с интересными людьми:
Викторины:
Праздники:
Познавательно-исследовательская деятельность:
Чтение художественной литературы:
Стихи земляков-чистопольцев и местных авторов:
Оформление альбомов:
Самостоятельная художественная деятельность детей:
Сюжетно-ролевые игры:
Конкурсы, выставки:
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы
|