Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей малой Родины. |
Патриотизм детям | |||
Автор: Ковтун Ирина Викторовна | |||
26.07.2015 10:36 | |||
Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей малой Родины. Сообщение на педагогическом совете. Педагог по развитию речи: Ковтун Ирина Викторовна Нравственно- патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к маме, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие они играют роль в становлении патриота. В нравственно- патриотическом воспитании огромное значение играет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «Любовь к Отечеству», «Трудовой подвиг». Важно подвести детей к пониманию того, что мы победили в Великой Отечественной войне, потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь счастье людей. Их имена увековечены в названии улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот, что важно для воспитания нравственно- патриотических чувств. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем страной ее столицей и символами. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и тд. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности, края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои обычаи и традиции. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Родной город… Надо показывать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести к пониманию того, что их город- частица Родины, потому, что во всех местах, больших и маленьких есть много общего:
- есть общие национальные и общественные праздники и т.д. Важно приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям других народов. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение. Это нравственные ценности: доброта, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто- нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа» Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. К концу дошкольного периода ребенок должен знать, как называется наша страна, что ее населяют народы разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; Каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д. Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, праздники. Основной формой нравственно- патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают самые разнообразные методы и приемы, о которых более конкретно мы побеседуем в ходе просмотра видеоматериала. Важно отметить, что, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, необходимо как можно чаще использовать игровые приемы, которые важны, как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес у детей вызывают игры «поездки и путешествия». Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными продуктивными видами деятельности. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, развлечений, а также мероприятий с участием родителей. В итоге основные направления работы по формированию нравственных чувств, которые станут основой патриотизма и можно представить целостной системой, которая преследует цель:
|