Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе «Прогулка в лес». "Охранять природу - значит охранять Родину" (М.Пришвин) У страны есть богатства немалые, Недр земных не учесть чудеса, Но важней очень многих, пожалуй, Для дыханья Земли – леса! В них здоровья и мудрости кладези, В них несказанная краса, В них источник естественной радости, Это – жизни основа — леса! Тема проекта: «Прогулка в лес». Тип проекта: практико - ориентированный, исследовательский. Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, родители. Вид проекта по времени: средний по продолжительности. Сроки проведения: декабрь2013г.- январь2014г. Актуальность: нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная и не любя природу своего края. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т.д. Для того чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой. Цель проекта: патриотическое воспитание через экологическое образование, т. е. развитие у детей осознанно-нравственного отношения к лесу, как к экосистеме. Задачи: · Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе. · Познакомить с правилами поведения в природе. · Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей и взрослых. · Учить анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы. · Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в лесу, наблюдательность, творческое воображение. Прогнозируемый результат: формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека. Конечный продукт: сюжетно-ролевая игра «Поход на лесную полянку». Этапы проекта. 1 этап - подготовительный. Постановка проблемы – что случится, если в лесу исчезнет один вид насекомых (растений или животных)? Почему это может произойти? Как это повлияет на нас? Как не допустить этого? · Чтение детской литературы , экологических сказок и просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые ?» ; · рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»; · отгадывание загадок о животных и растениях ; · разучивание стихов о жителях леса , о природе ; · прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы, слушание музыки «Полёт шмеля» , «Вальс бабочек» , «Полька» . 2 этап - организационно – практический. · Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический уголок); · проведение серии занятий с детьми по развитию представлений о лесе; · родительский всеобуч (просвещение родителей по вопросам природоохранительной деятельности человека через информационные стенды); · выставка литературы для детей на тему: «Наш лес»; · знакомство с Красной книгой Кировской области;
· составление семейного фотоальбома «Остановись, мгновение»;
· выставка детских рисунков «Любимое дикое животное»;
· создание альбома совместных работ (дети и родители) на тему: «Берегите природу»;
· создание альбома «Лекарственные растения» ;
· творческая мастерская по подготовке атрибутов для сюжетно-ролевой игры;
· игры: «Незнайкины правила», «Экологическая полиция», «Что нам нужно для похода?», «Правила поведения в лесу», «Хорошо – плохо», « Живая – неживая», «Кто - где живет», «Узнай, какой зверь», « С какого дерева лист», «Детки с ветки», «Назови травы», «Когда это бывает?» , «Посели животное», «Что было бы…», «Чей, чья, чьи?», «Учим классифицировать», «Я знаю 5 названий…» , «Мир и человек», «Значение растений», «Что такое природа» , «Экологические цепочки»;
· экскурсия в зимний лес;
· акция доброты «Птичья столовая» (изготовление родителями совместно с детьми кормушек , домика для птиц и размещение их на участке) ;
· опыты и наблюдения (см. картотеку опытов): посадка лука, изготовление и выращивание травянчика, посадка фасоли , пшеницы и гороха, наблюдение за ветками в вазе и др.;
· викторина «Мы – друзья леса»;
· творческое рассказывание «Прогулка в лес» (уточнить умение детей в рассказах отражать свое отношение к миру природы);
· просмотр иллюстраций на тему «В лесу», «Санитары леса», «Спички не игрушка» ;
· беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе ;
· сочинение загадок ,рассказов и сказок о лесе ;
· разучивание игровых действий сюжетно-ролевой игры, индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.
3этап-заключительный.
Представление для педагогов детского сада сюжетно-ролевой игры «Поход на лесную полянку».
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект был апробирован в рамках МКДОУ «Детский сад» № 175 в 2013– 2014 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Предложения по возможному распространению проекта:
Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, бережно относиться к ней.
|