Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

К вопросу о патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Патриотизм детям
Автор: Диятова Солоны Солумовна   
18.06.2014 12:48

К вопросу о патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаПроблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины и др.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит воспитание нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.[1]
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Современное понимание патриотизма, или любви к Родине характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.
В современной дошкольной педагогической науке эта проблема нашла отражение в исследованиях М.И.Богомоловой, К.Ю.Белой, Н.Ф.Виноградовой А.Д. Жарикова, Р.И.Жуковской,  Е.Казаевой, С.А.Козловой, Л.А. Кондрыкинской, Л.В.Кокуевой, О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, М.Ю. Новицкой и дрПод патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истории своего народа, природе родного края, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Патриотическое воспитание ‑ процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. [1]
Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы . [3]
В процессе патриотического воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, рациональное отношение к природе, стремление оберегать и защищать окружающий вокруг мир. [2]
Задачи патриотического воспитания:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. [1]
Ознакомление детей дошкольного возраста с родной природой является первым шагом в пути к познанию родного края, воспитания любви к Родине. Понятие Родины для ребенка ассоциируется с конкретными представлениями о том, что дорого и близко – любовь к родителям, дому, природе и всему что окружает его. Все мероприятия должны проводиться систематически.  Это позволит детям запомнить и усвоить  основные закономерности природы.  Основной формой ознакомления детей подготовительной к школе группы с природой является организованная непосредственно образовательная деятельность, в ходе проведения которой, используются разнообразные методы и приемы.
Для того чтобы определить эффективность мероприятий направленных на ознакомление с природой своего края в патриотическом воспитании было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ «ЦРР - Детский сад №62 Лесная сказка» г. Бийска в старшей группе.
Для обследования  детей использовалась диагностика экологических знаний Сакавичене О. В.  В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы была проведена индивидуальная беседа с каждым ребенком. Беседа предполагала выявление знаний о природе края и степени сознательного отношения к ней, что свидетельствует об уровне сформированности патриотического воспитания. Рассматривались такие критерии сформированности экологических знаний:
1) знания о стране;
2) символика;
3) знания о природе;
4) личностный компонент;
Анализ результатов исследования показал, что  в экспериментальной группе  большинство детей имеют средний уровень сформированности патриотизма – 73%. 10% имеют высокий уровень и 17% низкий уровень. В контрольной группе  12% - высокий уровень, 76% - средний и 12% - низкий уровни патриотического воспитания на основе сформированности экологических представлений о своем крае.
В ходе формирующего эксперимента были разработаны конспекты непосредственно образовательной деятельности.
В контрольном этапе была проведена диагностика. Анализ результатов исследования показал, что в экспериментальной группе большинство детей имеют средний уровень сформированности патриотизма – 79%. 10% имеют высокий уровень и 11% низкий уровень. В контрольной группе 12% - высокий уровень, 76% - средний и 12% - низкий уровни патриотического воспитания на основе сформированности экологических представлений о своем крае.
Таким образом, реализация работы по ознакомлению детей с природой своего края способствуют патриотическому воспитанию. Отношение детей к объектам природы становится более осознанным, что является показателем проявления патриотизма.
1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников учебное пособие [Текст]/ Н.В. Алешина – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
2. Жариков, А.Д. Растите детей патриотами [Текст] / А.Д. Жариков. - М.: Просвещение,1980. – 192 с.
3. Казакова, С.Т. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. - Ростов-на-Дону, 2009. - 214 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год