Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины и др. Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит воспитание нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.[1] Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Современное понимание патриотизма, или любви к Родине характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п. В современной дошкольной педагогической науке эта проблема нашла отражение в исследованиях М.И.Богомоловой, К.Ю.Белой, Н.Ф.Виноградовой А.Д. Жарикова, Р.И.Жуковской, Е.Казаевой, С.А.Козловой, Л.А. Кондрыкинской, Л.В.Кокуевой, О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, М.Ю. Новицкой и дрПод патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истории своего народа, природе родного края, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Патриотическое воспитание ‑ процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. [1] Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы . [3] В процессе патриотического воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, рациональное отношение к природе, стремление оберегать и защищать окружающий вокруг мир. [2] Задачи патриотического воспитания: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; - формирование бережного отношения к природе и всему живому; - воспитание уважения к труду; - развитие интереса к русским традициям и промыслам; - формирование элементарных знаний о правах человека; - расширение представлений о городах России; - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. [1] Ознакомление детей дошкольного возраста с родной природой является первым шагом в пути к познанию родного края, воспитания любви к Родине. Понятие Родины для ребенка ассоциируется с конкретными представлениями о том, что дорого и близко – любовь к родителям, дому, природе и всему что окружает его. Все мероприятия должны проводиться систематически. Это позволит детям запомнить и усвоить основные закономерности природы. Основной формой ознакомления детей подготовительной к школе группы с природой является организованная непосредственно образовательная деятельность, в ходе проведения которой, используются разнообразные методы и приемы. Для того чтобы определить эффективность мероприятий направленных на ознакомление с природой своего края в патриотическом воспитании было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ «ЦРР - Детский сад №62 Лесная сказка» г. Бийска в старшей группе. Для обследования детей использовалась диагностика экологических знаний Сакавичене О. В. В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы была проведена индивидуальная беседа с каждым ребенком. Беседа предполагала выявление знаний о природе края и степени сознательного отношения к ней, что свидетельствует об уровне сформированности патриотического воспитания. Рассматривались такие критерии сформированности экологических знаний: 1) знания о стране; 2) символика; 3) знания о природе; 4) личностный компонент; Анализ результатов исследования показал, что в экспериментальной группе большинство детей имеют средний уровень сформированности патриотизма – 73%. 10% имеют высокий уровень и 17% низкий уровень. В контрольной группе 12% - высокий уровень, 76% - средний и 12% - низкий уровни патриотического воспитания на основе сформированности экологических представлений о своем крае. В ходе формирующего эксперимента были разработаны конспекты непосредственно образовательной деятельности. В контрольном этапе была проведена диагностика. Анализ результатов исследования показал, что в экспериментальной группе большинство детей имеют средний уровень сформированности патриотизма – 79%. 10% имеют высокий уровень и 11% низкий уровень. В контрольной группе 12% - высокий уровень, 76% - средний и 12% - низкий уровни патриотического воспитания на основе сформированности экологических представлений о своем крае. Таким образом, реализация работы по ознакомлению детей с природой своего края способствуют патриотическому воспитанию. Отношение детей к объектам природы становится более осознанным, что является показателем проявления патриотизма. 1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников учебное пособие [Текст]/ Н.В. Алешина – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с. 2. Жариков, А.Д. Растите детей патриотами [Текст] / А.Д. Жариков. - М.: Просвещение,1980. – 192 с. 3. Казакова, С.Т. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. - Ростов-на-Дону, 2009. - 214 с.
|