ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ОБЫЧАЯМ, ТРАДИЦИЯМ И ПРОМЫСЛАМ НАРОДОВ РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Гусева Валентина Ивановна, педагог дополнительного образования ГБОУ ЦППРиК «Ирида» высшей квалификационной категории, Россия, город Москва Раскрывается значение декоративно-прикладного творчества для эстетического и духовного воспитания подрастающего поколения и повышения интереса к народным промыслам, обычаям и традициям народов России. Показаны особенности изучения народного творчества в процессе занятий изобразительной деятельностью с детьми дошкольного и школьного возраста. Ключевые слова: декоративно-прикладное творчество, обычаи, промыслы, народные мотивы, традиции, формирование российской идентичности. A REVIVAL OF INTEREST IN CUSTOMS, TRADITIONS AND CRAFTS OF THE PEOPLES OF RUSSIA ON LESSONS VISUAL ACTIVITY Guseva Valentina Ivanovna, the teacher of additional education GBOU ЦППРиК «Irida» of the highest qualification category, Russia, the city of Moscow Reveals the importance of arts and crafts for aesthetic and spiritual education of the younger generation and increase of interest in folk crafts, customs and traditions of the peoples of Russia. Shows the features of the study of folk art in the course of visual activity with children of preschool and school age. Keywords: decorative and applied art, customs, crafts, folk traditions, formation of the Russian identity В настоящее время мы наблюдаем большой интерес к возрождению народных традиций, обычаев и промыслов. Русское народное творчество многообразно по своим видам, жанрам, формам и региональным особенностям.
В России проживает много наций и народностей, у каждого народа своя сложившаяся культура, обычаи, традиции, развиты промыслы. Можно отметить, что в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и секреты прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из лозы, бересты, бисера, инкрустация из соломки, кружевоплетение, вышивка, традиционная игрушка – это малый перечень русских народных ремесел, которые педагог может включать в свои занятия. Формирование российской идентичности является приоритетной целью современного образования. Следовательно, важной задачей становится воспитание в детях межнациональной толерантности, признания, принятия и понимания культуры других народов, вероисповедания, сохранение и передача истории развития различных народных промыслов. Дети должны знать истоки своей культуры. Народное искусство отражает менталитет, психологический склад, особенности национального характера, традиции, обычаи каждого народа. Произведения народного искусства как часть материальной и духовной культуры общества отражают представление человека об окружающем мире, обществе, природе. Они становится важным способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей и традиций. Изучение творческого наследия наших предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к историческому прошлому страны, что способствует социокультурному развитию личности ребёнка, способной понимать и ценить то, что создано трудом народа. В силу своей наглядно-образной специфики народное искусство очень доступно восприятию как дошкольникам, так и школьникам. В рамках занятий изобразительной деятельностью с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в ЦППРиК «Ирида», где занимается около 30% детей разных национальностей, изучается народное декоративно-прикладное творчество. С одной стороны, учитывается в процессе обучения этнокультурный фактор, с другой – создаются условия для познания культуры народов, проживающих в России, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам и конфессиям. Как заинтересовать детей, чтобы они захотели узнать про обычаи, традиции и промыслы народов России? Надо научить их тому, что умели наши предки: показать в какие игрушки играли дети, сделав их своими руками, какие украшения носили девушки, как расписывали посуду. Современные художественные материалы во многом облегчают процесс обучения. Сейчас имеется большой выбор художественных материалов, с которыми ребенок может увлеченно работать - это материалы для лепки, росписи по стеклу, дереву, ткани. В процессе лепки на занятиях используется восковой, флуоресцентный, мягкий пластилин, пластилин-глина, полимерная глина (Polimer Clay), масса Play-Doh, шариковый пластилин. Все эти материалы заменяют нам обычную глину. Для росписи декоративных поделок дети используют простые гуашевые и акварельные краски, краски с наполнителями из блёсток и перламутра, фосфоресцирующие, акриловые краски, которые помогают быстро раскрасить творческий продукт. В создании орнаментов русского костюма и предметов быта дети используют пайетки, блёстки, краски на клеевой основе. Включение в программу по изобразительной деятельности тематического блока «Декоративно-прикладное творчество» направлено на: - формирование духовно – нравственной позиции воспитанников; - приобщение детей к изучению истории, культуры, традиций и обычаев народов России; - воспитание у них уважительного отношения к культурному наследию прошлого; - формирование межличностных отношений в детском коллективе; - создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого обучающегося; - развитие познавательной активности обучающихся. Содержание занятий включает такие темы как: Возникновение и развитие культуры русского и других народов России. Деревянное и каменное зодчество России; Изобразительное искусство России; Народные промыслы России и народов Поволжья; Декоративно-прикладное искусство России и других народов. Образ русского костюма. Определены следующие направления: · традиционные художественные промыслы; · русский национальный костюм; · русская вышивка и ее особенности; · цветочно-растительный, зооморфный орнамент. Несомненно, лучшему усвоению знаний по культурному наследию народов России способствуют такие формы работы как: - беседа, рассказ; - заочные экскурсии по памятным и историческим местам, - игры – путешествия, - фестивали, конкурсы, выставки, - просмотры видеофильмов, слайдов, презентаций, сайтов. С народной культурой дети знакомятся благодаря таким формам, как игры, сказки, загадки, пословицы, поговорки. Мир народного творчества очень яркий и выразительный, чем и завораживает ребёнка. Еще в нём привлекает и то, что в процессе изучения ребёнок становится непосредственно активным участником в создании творческих продуктов на занятии. Дети с большим интересом рассматривают фото, иллюстрации картин, изделия народных промыслов. Знания, полученные в ходе показа презентаций, изделий народных промыслов, бесед, помогают детям не только справляться с заданием на практических занятиях, но и дают целостное представление об изучаемом материале, а главное – воспитывают настоящих граждан России, верующих в светлое будущее, почитающих традиции и обычаи своего народа. В процессе занятий, происходит, знакомство детей с историей, бытом и традициями русского народа. Они узнают об играх, в которые играли раньше их ровесники, традициях проведения праздников, сезонных обрядов, особенностях украшения национальной одежды, росписи посуды и игрушек, архитектурных особенностях жилища. При изучении темы «Возникновение и развитие русской культуры» внимание детей обращается на то, что основной составной частью духовной культуры России являются народные обряды, объединяющие элементы устно-поэтического творчества и декоративно-прикладного искусства. В зависимости от возраста дети знакомятся с традициями и обрядами, связанными с сельскохозяйственными работами. Знакомясь с «Деревянным и каменным зодчеством» на территории России, дети узнают об особенностях архитектуры крестьянского жилья, единстве конструкции и декора в традиционном жилище, с основными элементами и ее символикой. Дети проводят сравнительный анализ деревянных построек; выявляют конструкцию, символику, смысловое значение частей христианского храма. Изучая «Внутренний мир русской избы» дети углубляют свои представления об устройстве внутреннего пространства крестьянской избы, о ее жизненно важных центрах: печном пространстве, красном угле, круге предметов быта, труда. Особый интерес у детей вызывает изучение темы «Русское народное декоративно-прикладное искусство». Дети овладевают современным декоративно-прикладным искусством, техникой и технологией изготовления изделий по мотивам народного декоративно-прикладного искусства. Они могут не только прикоснуться к народной поделке (подуть в свистульку, поиграть с Богородским мишкой, «проскакать» на Филимоновом или Дымковском коне), но и попробовать самим сделать игрушку и получить от выполненного огромное удовольствие. Проведение бесед о народных умельцах помогает детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать ими своих близких, родных, друзей. На практических занятиях по лепке дети осваивают технологию изготовления глиняной игрушки по мотивам Дымковской. Выполняют на Дымковской или Филимоновой игрушке роспись или орнамент по народным мотивам с опорой на стилизацию образа русского народного костюма, выполняют тематические аппликации и коллажи. В процессе знакомства с русским национальным костюмом дети узнают о видах традиционного русского народного костюма: 1) с поневой, 2) с сарафаном, 3) с юбкой, 4) с рубахой 5) с головным убором. У детей складывается представление о делении костюма на праздничный, повседневный, по сезонам и половозрастному признаку; о функциональном и смысловом значении украшений; о роли головного убора в женском костюме, о его форме, декоре, образном строе. Рассматривая праздничный костюмный комплекс, обращаем внимание на многослойность, обилие разнообразных украшений, выполняющих защитную функцию. Чтобы детям был понятен смысл и функции орнамента, проводится путешествие в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история рушника, подзора, платка, рубахи и т.д.). Большой интерес вызывают его обереговая функция, расположение орнаментальных узоров, их сюжеты, которые побуждают детей к самостоятельному изображению и творчеству. Большую роль в приобщении детей к народному декоративно-прикладному искусству, играет самостоятельная исследовательская работа по выбранной тематике. Дети подбирают материал иногда совместно с родителями и затем реализуют задуманное на практике. По возможности, на некоторых занятиях детям демонстрируются наглядные пособия существующих промыслов, они рассматривают образцы изделий, погружаются в особый самобытный мир путём его восприятия и действенного познания. Конечно, многие предметы (как печь, люлька, лавка) сейчас приходится стилизовать. Практическая художественно-творческая деятельность ребёнка и его восприятие произведений народного декоративно-прикладного искусства предполагают развитие и получение не только специальных знаний, умений и навыков, но и способности понимать, ради чего создавались произведения народного искусства, какие общечеловеческие идеи-чувства они выражают. Ожидаемые результаты занятий всегда положительные. - дети готовы к активной познавательной и к коллективной творческой деятельности. -растёт заинтересованность и активное участие родителей по развитию творческих способностей их детей; - у детей воспитываются такие качества, как отзывчивость, доброта, стремление к сопереживанию за близкого человека, вера в лучшее будущее, помощь слабому; - дети 6-7 лет, самостоятельно ориентируются в традициях народной культуры, узнают народные обряды, обычаи, календарные праздники, символы и их значение; - знакомятся с элементами народной культуры в жизни (благословение, крещение, поминание, обереги, талисманы и другое); - приобретают знания и навыки в изобразительном, декоративном и прикладном творчестве, фольклоре, а также смогут их применять в быту. В основу занятий положена коллективная творческая деятельность детей, педагога, родителей. Общими усилиями всех участников достигаются высокие результаты в процессе развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Практические занятия органично дополняют и другие формы работы: в объединении очень хорошо налажена работа с родителями. Проводятся совместные «презентации» по отдельным темам, приглашаются родители - умельцы, которые демонстрируют процесс изготовления изделий, делятся с детьми секретами мастерства. Дети затем с интересом пробуют свои силы в создание образцов изделий декоративно-прикладного искусства. Результатом обучения является активное участие в выставках по декоративно прикладному творчеству и городских и международных конкурсах рисунка. Художественно-творческие работы детей являются участниками и призерами городских, всероссийских и международных выставок-фестивалей. Активная выставочная деятельность приобщает детей к декоративно-прикладному искусству народов, населяющих территорию России, воспитывает в них чувство любви и уважения к народным истокам, побуждает интерес к традициям, к художественной культуре народов своей малой Родины. Возрастающий интерес к русской народной истории побуждает к познанию таких основных понятий как самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, многообразие культур, культура межнационального общения. Литература: Матвеева, Н. В. Народное декоративно-прикладное искусство / Н. В. Матвеева, Л. С. Щукина // М. : Молодой ученый.— 2011. — №3. Т.2. — С. 130-133.
|