Дети входят в зал и встают врассыпную. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на осеннюю природу за окном и предлагает спеть про осень песню «Модница осень» - муз. Гольцовой. Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Мы сегодня поговорим про осень. Осень бывает разная, говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна - осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а другая - грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут в России поздней осенью. Первую, золотую, любят за ясные дни, за красоту лесов, писаных золотой и багряной краской. Днём ещё тепло и солнце посылает на землю прощально-нежные лучи. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь в дали красуется, там, на дне долин,
Кисти ярко - красные вянущих рябин...» (А. Толстой) Предлагается детям рассмотреть картину И. Левитана «Золотая осень». Музыкальный руководитель: Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. (Н. Рыленков).
Какая это картина по настроению? (ответы детей). Стоит ясная, тихая, солнечная осень. Лес оделся в золотой наряд. Тихо падают на землю жёлтые и красные листья; лето прошло, скоро начнутся холодные осенние дожди. Послушайте, как звучит в этой картине стихотворение русского поэта А.С. Пушкина.
Ребёнок: Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
Музыкальный руководитель: Когда наступает осень, становится немного грустно. Художник И. Левитан передал в своей картине то настроение, которое мы с вами сейчас почувствовали в стихотворении, а композитор П.И. Чайковский написал про осень музыку. Давайте послушаем её и постараемся понять, какое настроение было у композитора, когда он писал пьесу Октябрь. Осенняя песня» из альбома « Времена года». (слушают «Октябрь» - муз. Чайковского).
Высказывания детей: грустное, задумчивое, мягкое, лиричное…
Ребёнок: Ласточки пропали, А вчера зарёй Всё грачи летали, Да как сеть мелькали Вон над той горой. С вечера всё спится, На дворе темно. Лист сухой вылится, Ночью ветер злится Да стучит в окно ... (А. Фет)
Музыкальный руководитель: Да, осенью нам грустно ещё и от того, что улетают от нас птицы. Давайте споём нашу любимую песню «Журавушка». (песня «Журавушка» - муз. Зарицкой).
Музыкальный руководитель: Уходит золотая осень, уносит с собой свои волшебные краски, на смену ей спешит её сестра - поздняя осень.
Ребёнок: Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой во след не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши. (Н. Некрасов)
Музыкальный руководитель: Посмотрите, пожалуйста, какой картине подходит по настроению это стихотворение?
Это картина «Тройка». А теперь мы послушаем пьесу П.И. Чайковского «Ноябрь. На тройке».
(Слушают «Ноябрь» из альбома Чайковского «Времена года»).
Музыкальный руководитель: Что вы услышали, какая пьеса по характеру? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Какая осень вам понравилась больше - в пьесе «Осенняя песня» или «На тройке», и почему? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Сейчас вы станете настоящими художниками и нарисуете то осеннее настроение, которое вам больше понравилось цветными пятнами, линиями, но сначала мы ещё раз прослушаем музыку П.И.Чайковского.
(Повторно звучат пьесы в записи. Дети рисуют, затем обмениваются впечатлениями, объясняют, почему использовали именно такие краски).
|