Муниципальное образовательное дошкольное учреждение города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 15»
Выполнила: воспитатель старшей группы Грибанова О.Л. Магадан 2013г.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическая культура». Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательная. Программное содержание: познакомить детей с новой сказкой народов Севера, помочь детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать героям, закрепить умение делать поделку из бумаги способом оригами, воспитывать доброжелательное и бережное отношение к живым организмам; воспитывать любознательность, интерес к природе, воспитывать интерес к национальной культуре других народов, дружеские взаимоотношения.
Задачи ОО «Познание»: познакомить с названиями диких животных Севера (лось, медведь, белка, заяц, лиса, песец, волк), развивать интерес к слову в литературном произведении; закрепить умение делать поделку из бумаги способом оригами. Задачи ОО «Коммуникация»: упражнять в употреблении существительных во множественном числе (лоси, медведи, белки, зайцы, лисы, песцы, волки). Задачи ОО «Физическая культура»: развивать быстроту, ловкость движений, внимание. Словарная работа: Лосёнок, медведь, лиса, волк, песец, белка, тайга, тундра Материалы и оборудование: Мультимедийная презентация «Дикие животные Севера», текст чукотской сказки «Медведь и Лосёнок», квадратный лист цветной бумаги. Предварительная работа: чтение художественной литературы – рассказ о диких животных Севера, рассматривание иллюстраций, беседы. Д/и: «У кого кто? », «Назови одним словом», «Четвертый лишний».
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В гости к детям приходит Бабушка - Тэнэт. Бабушка Тэнэт - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Бабушка Тэнэт. Бабушка Тэнэт - Мои друзья, вы любите путешествовать? Дети - Да. Сегодня мы с вами отправимся в сказочную тайгу. Хотите? Дети - Да. Но сначала давайте вспомним, кто в ней живёт, а для этого вам надо отгадать загадки. Внимание загадки!
Он и сильный, он и быстрый, У него рога ветвисты, Среди тундровых болот Он лишайник ягель рвёт. /Северный олень/ Осторожный, чуткий, смелый, Зимой ходит в шубе белой, Шубкою гордится – Младший брат лисицы. /Песец/
Зимой беленький, А летом серенький. Никого не обижает, А всех сам боится. /Заяц/ Серовато, зубовато – По тундре рыщет, Оленей ищет. /Волк/ Бабушка Тэнэт - О ком были загадки? Дети - О животных Севера . Бабушка Тэнэт – Правильно. А каких ещё животных Севера вы знаете? Дети -Белка, медведь, росомаха, лиса. Бабушка Тэнэт – Ребята, скажите мне, почему они живут в суровых условиях Севера и не замерзают? Дети - У животных Севера густой мех, предохраняющий от морозов, толстый слой подкожного жира. Бабушка Тэнэт – Всё верно. Прекрасно чувствуют себя в тундре песцы, зайцы, медведи, волки, лисы, северные олени… К суровым условиям жизни они хорошо приспособились, вполне им хватает корма. Но среди этих животных Севера есть хищные и травоядные. Каких хищных животных вы знаете? Дети - Волки, песцы, медведи, лисы . Бабушка Тэнэт. – Правильно. А каких травоядных животных вы знаете? Дети - Северные олени, зайцы . Бабушка Тэнэт – Верно ребята. А сейчас садитесь по удобней и послушайте сказку «Медведь и Лосёнок».
Медведь и Лосенок Лосенку по имени Лобик было два месяца от роду, когда он потерял маму: та ушла и не вернулась. Лобик искал ее, звал, плакал, продираясь сквозь заросли карликовой березки, и вдруг, наткнулся на медведя. Бурый был старым и добрым зверем. В молодости отличался смелостью, и не одно поколение его детей бродит по тайге и тундре. Состарившись, он стал всех избегать. - Мама, мама, - звал Лобик и тыкался в теплый бок медведя. - Никакая ч тебе не мама! - ворчал Бурый. - Папа, папа! - Еще чего не хватало! Папу нашел! Уноси ноги, пока цел! Скажи спасибо, что в лесу полно ягод и я сытый. Но Лобик боялся остаться один и упрямо твердил: - Никуда я от тебя не пойду, возьми меня в сыновья! - Нашелся родственничек, - засмеялся Бурый и легонько шлепнул малыша. - Я от тебя не отстану, - осмелел лосенок. - За тобой ходить буду. Медведь припустил прочь от Лобика, да где ему, с лосем тягаться! - Что за наказание на мою голову, - ворчал Бурый, переводя дух. - Иди своей дорогой, - заорал он и затопал лапами. - Оставь меня в покое. Из глаз Лобика покатились крупные слезы. - Вот найду маму, все про тебя расскажу, - всхлипнул он и скрылся в чаще. Медведь посмотрел вслед лосенку и покачал головой. Тут вдруг из кустов выбежала росомаха, погналась за малышом. Медведь, неожиданно для себя, подскочил да как влепит росомахе затрещину! Та кувырком в кусты, зарычала от боли и бежать. - Ну вот. Значит ты все-таки мой папа! - воскликнул лосенок. - Папа, папа, - недовольно пробурчал бурый. - Болтай меньше, да по сторонам смотри, чтобы не съели. - Лобик принялся носиться вокруг медведя, наперегонки с бабочками. - Смотри, не убегай далеко, - наказал медведь. Со временем Бурый привык к Лобику, заботился о нем, оберегал его, а лосенок благодарно облизывал приемного отца шершавым языком. Какой он ласковый, мне с ним так хорошо, - думал медведь. Лобик подрос, но так и не научился быть осторожным. Однажды он провалился в глубокую яму и закричал: - Папа! Папа! Помоги мне! Бурый залез в яму, вытолкал названного сыночка наверх, а потом и сам кое-как выбрался. Тут пробегали мимо волк с лисой. - Ха-ха, - засмеялся серый, - не хватало тебе приключений, так нашел на свою голову. Лиса же, хитро подмигнув медведю, пропела: - Ты ведь, Мишенька, как Лосенок подрастет, нас угостишь? Вместе скушаем, да? - Что-что?! - взревел медведь, да так, что деревья зашатались. А ну, пошла прочь, не то на мелкие клочки порву. Посмей только тронуть моего сынка! Притихли волк и лисой: медведь - хозяин тундры, его слово закон. Пришла зима, лосенок хотя и подрос, но еще нуждался в заботе и защите. - Мне пора в берлогу ложиться, спать до самой весны, - рассуждал медведь. - Но куда же тебя деть? - Папа, папа , не оставляй меня одного! - зарыдал лосенок. - И за что такое наказание? Из-за тебя, выходит, мне не спать всю зиму? Ел бы ты, сынок, все подряд: рыбу, мясо, давно бы вырос и стал самостоятельным. - Глаза у медведя сами собой стали закрываться. Он выбрал место поудобнее и уснул. Вскоре пошел снег, укрыл землю. Лосенок бродил один по лесу, ему было грустно без папы-медведя. А Бурый вдруг проснулся от беспокойства. Попробуй поспи: душа болит, как там Лобик, без опеки и защиты. Вылез медведь из берлоги и видит: бежит лосенок изо всех сил, а за ним гонятся волки. Как зарычит медведь, как затопает! Волки не ожидали увидеть хозяина тундры в эту пору, переполошились и кинулись врассыпную. - Сынок, сынок, ты не ранен? - ревел медведь. - Все в порядке, папа. - Лобик подбежал и положил голову на плечо Бурому. Слезы закапали медведю на нос, и у того запершило в горле. - Папа, не оставляй меня, без тебя так плохо! - Нет, не оставлю, угомонись, - успокоил лосенка отец, и они вместе пошли в чащу леса.
Беседа по содержанию сказки: Бабушка Тэнэт - Кого повстречал Медведь в тундре? Бабушка Тэнэт – Почему Лобик оказался один? Бабушка Тэнэт – Что случилось с Оленёнком? Бабушка Тэнэт – Кого повстречал Медведь? Бабушка Тэнэт – Что произошло с Медведем, когда пришла зима? Бабушка Тэнэт – Почему Медведь проснулся посреди зимы? Бабушка Тэнэт - Почему Медведь остался жить с Лосёнком? Бабушка Тэнэт - Вы наверно устали, давайте с вами немного отдохнём.
Физкультминутка Зарядкой белочке не лень Заниматься целый день. С одной ветки прыгнув влево, На сучке она присела. Вправо прыгнула потом, Покружилась под дуплом. Влево – вправо целый день Прыгать белочке не лень. (Прыжки в стороны чередуются с приседаниями и бегом по кругу) .
Бабушка Тэнэт -А сейчас мы с вами поиграем. Хлопните в ладоши, если услышите слова подходящие к описанию северного оленя. Неуклюжий, быстрый, мощные рога, охотиться на зайцев, питается ягелем. Пышный мех, тонкая кожа, выносливый, слабый, густой подшерсток. Крылья, копыта, оленёнок, косолапый, рыжий, красивый хвост. Бабушка Тэнэт - Хлопните в ладоши, услышав слова подходящие к описанию медведя. Осторожный, пушистый мех, добывает рыбу, питается травами и ягодами. Разоряет птичьи гнёзда, питается мясом, пушистый хвост, впадает в спячку, ветвистые рога, серебристо-голубая шубка, неуклюжий. Бабушка Тэнэт - Молодцы, ребята! Бабушка Тэнэт - Ребята, а вы помните, как называется техника изготовления поделок из бумаги? Дети – Оригами. Бабушка Тэнэт - Верно. Сейчас я предлагаю вам сделать себе с помощью оригами медвежонка, чтобы у каждого из вас был такой друг. У каждого из вас есть лист цветной бумаги. Посмотрите, ребята, какой он формы? Дети – квадратной формы. Бабушка Тэнэт – верно. Берём квадрат и складываем его по диагонали пополам так, чтобы получился треугольник. Затем треугольник складываем его ещё раз пополам и развернули. Складываем уши. Складываем ещё раз уши в разные стороны и убираем уголки. Переворачиваем мишку и делаем ему мордочку. Прячем уголок верхней части мордочки. Загибаем нижний уголок назад. Берём карандаш и рисуем мишке глаза , нос и мордочку.
Рефлексия: Бабушка Тэнэт - Вот мы и сделали медвежонка. Я надеюсь, что для каждого из вас он станет хорошим другом. Бабушка Тэнэт - О чем мы говорили на занятии? Бабушка Тэнэт – Какую сказку мы сегодня прочитали? Бабушка Тэнэт - Что понравилось больше всего? Бабушка Тэнэт – Посмотрите, какие хорошие, красивые друзья у нас получились. Все старались. Все молодцы, ребята.
|