Никитина Инна Александровна Воспитатель
Программное содержание: 1. Научить детей узнавать и называть осенние месяцы. Познакомить с народными названиями сентября, октября и ноября. 2. Развивать память, речь, сообразительность. 3. Воспитывать любознательность. Расширить знания детей о явлениях природы. Словарная работа: Ревун, листопадник, листогной. Материал: Осенние листья, пенёк, костюм лесовика и осени, 12 рисунков «Времена года», грамзапись «В гостях у сказки». Предварительная работа: Повторить понятия в форме дидактических игр: год, месяц, недели, день. Чтение стихов об осени, осенних примет. Ход занятия: Воспитатель: « Ребята сегодня к нам в группу пришла телеграмма.» (Показываем детям) - Вы хотите узнать, что там написано? (ответы детей)
(Читаем телеграмму) Дорогие ребята, приглашаю всех вас ко мне в гости. Воспитатель: Но, кто написал эту телеграмму, я не знаю. Давайте ребята сходим в лес и узнаем: «Кто же нас пригласил?» (Дети входят в группу). Включается грамзапись «В гостях у сказки». Воспитатель: Посмотрите- кА , ребятки, как красиво-то в лесу. Что вы здесь видите? (Ответы детей) Появляется старичок - лесовичок. Старичок – лесовичок: - Здравствуйте ребятки! (Дети здороваются) Воспитатель и дети спрашивают: « Ты не знаешь, кто нас в гости в лес пригласил, не ты ли это?» Старичок – лесовичок: Нет, это не я. Но я вам помогу. Но только вы сначала должны разгадать и растолковать мою сказку. Воспитатель: Попробуем ребята! (усаживаем детей полукругом) Старичок - лесовичок: - Живет – поживает старик – годовик, где поживает – никто не знает. Как - то раз стал он махать руками, да птиц пускать. И каждая птица со своим именем. Вот махнул старик – лесовичок первый раз, полетели первые три птицы. От крыльев холодом повеяло, с перьев белый снег осыпается. Махнул старик – лесовичок второй раз и полетела вторая тройка. Стал снег таять, трава ожила, показались цветы. Махнул старик – лесовичок третий раз – и полетела третья тройка. Стало солнышко греть, поспел в поле хлеб. И в четвёртый раз махнул старик – лесовичок и полетели ещё три птицы. Подул ветер, пожелтели листья и трава, земля оделась в золотой наряд. А птицы–то были не простые у каждой птицы по 4 крыла, а в каждом крыле по 7 перьев, а всякое перо со своим именем. Одна половинка белая, другая черная. Махнет птица раз, станет светло – светло, махнет другой - темным - темно. Старичок- лесовичок: «Вот скажите теперь ребятушки, что за тройки выпускал старик – лесовик? Какие 4 крыла у каждой птицы? А какие 7 перьев в каждом крыле? И как это понять, что у каждого пера одна половина- черная, а вторая - белая?» (Ответы детей) Старичок – лесовичок: - Н молодцы ребята! Сказка – то мудреная, а вы во всех хитростях разобрались. А теперь угадайте, кто же вас сюда пригласил: Приходит она, когда пусты поля, желта земля, лист опадает, дождь поливает, когда это бывает? (Ответы детей) Старичок – лесовичок: - Да, это осень. Пришла пора пригласить к нам нашу матушку осень: - Осень, осень золотая (идем по кругу) Приди осень с радостью (поклон) С великой милостью С караваем высоким (подтянуться) С корнем глубоким (наклониться) С дождями сильными (в ладоши) С дарами обильными (руки вперед) ( Повторяем 2 раза) ( Входит осень) Осень: Я леса разукрасила Паутинки развесила Землю к празднику прибрала Я из далека шла, много радости, веселья принесла. Осень: - Здравствуйте гости, дорогие, как же вас много. А моих ребятушек не видали? Воспитатель: - А кто твои ребятки? Осень: - У меня три сына: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. (показывает картинки) Самый старший Сентябрь, в народе его часто зовут Ревун. Старичок – лесовичок: - Ребята, а как вы думаете, почему его так зовут? (Ответы детей) Воспитатель: - А как его еще можно назвать? (Ответы детей) Осень: - Средний сын - это Октябрь. Он приходит сразу за сентябрем. Народ ему то - же имя ласковое дал – листопадник. Старичок – лесовичок: - А почему его так назвали? Воспитатель: - А как вы бы его назвали? (Ответы детей) Осень: - А самый младший сын- это Ноябрь. Народ тоже его любит и прозвал его листогной. ( воспитатель задает тот же вопрос)) - У меня есть фотографии и их двоюродных братьев. (Достает другие картинки) (Старичок отбирает фотографии и путает) Осень: - Что же ты наделал лесовичок, как же я теперь среди них своих ребят найду? Воспитатель: - Ребята давайте поможем осени отыскать ее ребят на фотографии. (Дети ищут) Осень: - А как вы узнали ребята, что это именно мои ребятки? (Ответы детей) Осень: Спасибо ребятки, а за вашу помощь получите подарки от меня. (Раздает по одному желтому листочку) - До свидания, гости дорогие. А теперь мы с лесовичком пойдем в лес искать ребят моих. А если, ребята, они к вам придут, то вы их по фотографиям узнаете. (Осень и лесовичок уходят) Воспитатель: Ребята, куда же мы ходили сегодня? (ответы детей) Воспитатель: Ой, ребята, осень фотографии – то с собой унесла. Видать оставить забыла. Что же теперь делать? Как же мы ее детей – то узнаем? Давайте нарисуем. -А вы все запомнили? (Ответы детей) Усаживаем детей за стол Воспитатель: Дети что вы нарисовали? (Ответы детей) - А как в народе их называют? (Ответы детей) - А почему же их так называют? (Ответы детей) - Молодцы, ребята, хорошие у вас получились рисунки. Теперь мы повесим их в наш уголок, и будем знать, кто такой: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь.
|