МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад «Сказка», структурное подразделение № 156 Конспект занятия – игры в подготовительной группе детей с общим недоразвитием речи «В гостях у осени» подготовила воспитатель Даценко Людмила Николаевна г. Краснодар Программное содержание: 1. Расширять и активизировать предметный, глагольный словарь, сло- варь признаков по лексическим тематикам. 2. Закреплять знания детей по темам осень, овощи, фрукты, деревья, грибы, перелетные птицы, дикие животные. 3. Закреплять знания по грамоте, учить выделять заданный звук в словах. 4. Развивать интеллектуальные способности и логическое мышление детей.
Скачать конспект
5. Развивать внимание, память, воображение. 6. Развивать мелкую моторику мышц рук.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, хотите поехать в интересное путешествие? Я предлагаю отправиться в гости к осени. Как вы думаете, на чем можно путешествовать? Дети: На автобусе, на машине, на велосипеде ... Воспитатель: А мы с вами поедем ... Нет, попробуйте сами отгадать: Братцы в гости снарядились. Друг за другом уцепились И, помчались, в путь далек, Лишь оставили дымок. (Поезд) Правильно, это поезд. Он уже нас ждет. Но в вагон сядет лишь тот, кто назовет примету осени. Дети: Осенью падают листья. Осенью часто идут дожди. Осенью становится холодно ... Воспитатель: Молодцы! Все заняли свои места. Тогда в путь (звучит музыка). Ну, вот мы и приехали. (Выходит Осень) Осень: Здравствуйте, гости дорогие! Дети: Здравствуй, осень, здравствуй, осень, Хорошо, что ты пришла. У тебя мы, осень, спросим, Что с собою принесла? Осень: Принесла я вам подарки: Танцы, игры и загадки. Но, чтоб выполнить заданья, Нужно приложить старанье. Не шалить, не отвлекаться, Только делом заниматься. Хотите со мной играть? Я приглашаю вас в мой сад-огород. Но в моем саду растут фрукты только те, в названии которых есть звук «А». А в огороде — овощи, в названии которых тоже есть звук «А». Помогите мне собрать урожай. Одна команда будет собирать фрукты, в названии кото¬рых есть звук «А», а другая - овощи.
ИГРА «СОБЕРИ УРОЖАЙ» (Приложение № 1) Цели: развитие слухового и зрительного восприятия; дифференциация обобщающих понятий «Фрукты» – «Овощи»; употребление существительных в форме дательного и винительного п.п.; развитие логического мышления; развитие звукового анализа и синтеза.
ИГРА «НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО» Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.
Осень: Молодцы! А скажите, пожалуйста, что можно приготовить из овощей и фруктов? Дети: Салат, пюре, сок, икру ... Осень: А как будет называться сок из груши, сливы, капусты, свеклы, абрикоса, помидора ... ? Дети: Грушевый, сливовый, капустный, свекольный, абрикосовый, томатный… Осень: А пюре из картошки, из банана, из яблока? Дети: Картофельное, банановое, яблочное. Осень: А как называется икра из кабачков, из баклажанов? Дети: Кабачковая, баклажанная. Осень: Молодцы! Все вы знаете. Хотите побывать в моем лесу?
ИГРА «ЧУДО-ДЕРЕВО» (Приложение № 2) Цель: расширить словарь по теме «Деревья», развивать мышление, внимание, учить определять и называть листья деревьев.
Осень: Здесь растет много разных деревьев. Какие деревья вы знаете? Дети: Береза, ёлка, сосна, тополь, клён, рябина ... Осень: Правильно вы назвали, есть такие деревья в моем лесу. Но есть у меня еще чудо-дерево. Хотите посмотреть? Осень: Отгадайте, какие деревья здесь спрятались: дуб, рябина, береза, ёлка. Осень: А какие листья? С какого они дерева? Кленовый лист …. с клёна, дубовый лист….. с дуба, березовый лист …. с березы . Осень: Хорошо. Отгадайте, что еще кроме деревьев растет в лесу. Под кустами, Под листами, Мы попрятались в траву, Нас в лесу ищите сами, Мы не крикнем вам: «Ау!» (Грибы) Осень: Посмотрите, какие здесь грибы выросли, вы знаете, как они называются? Дети: Сыроежки, белые, подосиновик, подберезовик. Лисички, опята, мухоморы, поганки, маслята, чернушки ...
ИГРА «УГАДАЙ ГРИБ» (Приложение № 3) Воспитатель описывает разнообразные грибы, дети угадывают. Цель: развить умение составлять описательный рассказ, внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Осень: Есть у меня для вас еще загадка: Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это - ... (Птицы) (Ю. Светлова)
(Звучит фонограмма с пением птиц)
Осень: Правильно, в моем лесу много птиц. А вы знаете, что происходит осе¬нью с птицами? Дети: Птицы улетают на юг. Осень: А зачем они улетают, ведь в лесу так красиво? Дети: Птицы улетают, потому что становится холодно, нечего есть. Осень: А вы знаете стихотворение об отлете птиц? Дети рассказывают стихотворение по картинкам. (Приложение № 4) Осень: Какое замечательное стихотворение! Посмотрите, сколько птиц на этой поляне. Выберите только тех птиц, которые улетают на юг. Назовите их. (Приложение № 5) Дети: Ласточка, скворец, грач, цапля ... Осень: Как, одним словом их можно всех назвать? Дети: Перелетные птицы. Осень: А как мы назовем остальных птиц, которые остались па поляне? Дети: Зимующие птицы. Осень: Молодцы. А кто еще живет в лесу? Дети: Дикие животные. Осень: А вы знаете о них загадки?
Травы копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось) Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса! Как зовут её? (Лиса) Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы — Уши больше головы? (Заяц) Смотри: лежит под ёлками Подушечка с иголками. Лежала, лежала, Да вдруг побежала. (Ёж) На овчарку он похож: Что ни зуб — то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк) Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной. А когда придёт весна, Просыпается от сна. (Медведь) Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке — летом. (Белка) Сделал дыру, вырыл нору, Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)
(Дети отгадывают загадки, и за правильную отгадку детям дают кар¬тинки с изображением животных).
Осень: А сейчас представьте, что вы дикие животные. Вспомните, как они двигаются, вспомните их повадки. Подумали? Итак, вы дикие жи¬вотные, которые вышли на поляну погулять. Был теплый день, звери радовались светившему солнышку. Они бегали, резвились. (Звучит веселая музыка. Дети двигаются, как животные на картинках. Музыка сменяется шумом дождя). И вдруг, пошел силь¬ный дождь, звери побежали к своим домикам. (На доске картинка, изображающая жилища животных). Где спрячется волк? - В логове. (Прикрепляет картинку около логова). Найди на картинке логово, и помести туда волка. Где спрячется: Крот – … в норе. Лось – … за кустами. Заяц – … под кустом. Лиса –… в норе. Еж – … в корнях деревьев. Медведь - … в берлоге. Белка — … в дупле. Осень: Молодцы, теперь животным дождь не страшен. Осень: А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую. Посмотри¬те, что я для вас приготовила. Это шишки из моего леса. Смотрите, какие они колючие, на какое животное они похожи?
Дети: Они похожи на ежика. Осень: Правильно, давайте попробуем сделать ежей из шишек и пластилина.
Осень: Молодцы, замечательные ежики у вас получились. Ну, что же славно мы с вами сегодня позанимались. Но мне пора уходить: мороз и снег гонит меня. Должна я уступить место своей сестре-зиме. Но мы с вами обязательно увидимся в следующем году. А на прощанье я хочу угостить вас орешками из моего леса. (Раздает угощение) Осень: До свидания! (Уходит) Воспитатель: Ребята, понравилось вам в гостях у осени? Вы расска-жите дома родителям о нашем путешествии? Ну, а нам пора возвращаться в детский сад. Поезд ждет. В вагон сядут те, кто скажет, чем мы сегодня занимались. ( Поезд уезжает).
Список использованной литературы: 1. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: В.Секачев, 2005. 2. Расскажи стихи руками. –М.: АО «Совер». – 1992
Использованные материалы: 1. Демонстрационные материалы серии "Знакомство с окружающим миром и развитие речи" (в картинках): приложение к пособию Т.А. Шорыгиной Грибы в картинках Птицы в картинках Детеныши диких животных в картинках Фрукты в картинках Овощи в картинках Осень
Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья, По ветру вьются, летят. Птицы на юг улетают Гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая Крыльями машет вдали.
|