Конспект образовательной деятельности для детей 5-7 лет с ТНР «Путешествие в царство золотой Осени».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
1) систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
( «Познавательное развитие»)
2) Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, учитывать мнение партнера, уметь договариваться, формировать доброжелательность в общении ( «Социально-коммуникативное развитие»)
3) формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.
( «Художественно-эстетическое развитие»)
4) учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными; развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения по опорной схеме; отвечать на вопросы полным предложением; уточнять, активизировать и развивать словарный запас, активизировать процессы речевой практики.
развивать умение самостоятельно составлять описательный рассказ по содержанию картинки, упражнять в образовании множественного числа имен существительных. ( «Речевое развитие»)
5) Развивать двигательную активность детей, мелкую моторику обеих рук ( «Физическое развитие»)
6) Совершенствовать умение рисовать карандашами не выходя из контура, воспитывать эмоционально-положительное отношение к музыки ( «Художественно-эстетическое развитие»)
Методы и приемы:
- практические:, физкультминутка «Осенние листочки»
- наглядные: сюжетные картины, карточки с изображением дождя, листьев, урожая, птицы
- словесные: загадки, словесная игра «Подбери признак» дидактическая игра «Подбери действие».
Материалы и оборудование:
сюжетные картины «Осень в городе», «Осень в лесу», «Осень в саду»; краски, кисточки, баночки с водой, салфетки, восковые мелки, шаблоны листьев, аудиозапись Чайковского «Времена года» — «Октябрь», ноутбук.
Детская деятельность
|
Формы и методы организации совместной деятельности
|
Двигательная
|
физкультминутка «Осенние листочки».
|
Игровая
|
Дидактическая игра «Подбери действие».
|
Познавательно-исследовательская
|
проблемная ситуация: «Разноцветные листья»
|
Коммуникативная
|
Игровая ситуация «Загадывание загадок». Дидактическая игра «Подбери действие».Составление описательного рассказа.
|
Изобразительная
|
Рисование осенних листьев.
|
Восприятие
(художественной литературы и фольклора)
|
Игровая ситуация «Загадывание загадок»
|
Логика образовательной деятельности
Этап занятия
|
Задачи (с обозначением обр.области)
|
Деятельность воспитателя
|
Деятельность воспитанников
|
Ожидаемые результаты
|
Мотивационно-организационный
|
|
Игровая ситуация «Загадывание загадок»
|
|
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
«Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ёжик листья собирает,
Свою норку утепляет. (Осень)
Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, то, это время года называется осень.
|
Дети слушают и
отгадывают загадки.
|
Деятельностный
|
|
Сообщение темы.
|
|
|
|
Предлагаю вам отправиться в царство золотой Осени. Предупреждаю , что королева Осени приготовила для нас сложные задания. Как вы думаете , мы с ними справимся?
Тогда в путь!
Звучит музыка осеннего леса Чайковского «Времена года».
Мы с вами попадаем в осенний лес.
На ковре лежат листья (березовые, кленовые, дубовые)
|
Дети слушают и отвечают на вопросы.
|
|
Деятельностный
|
Развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения по опорной схеме
|
Дидактическая игра «Подбери действие».
|
Развивают логическое мышление, речь, внимание; умеют обобщать. Закрепляют знанияоб осени. Умеют правильно строить свое предложение.
|
Воспитатель показывает опорную схему.
Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают ,вянут,…
Дождь осенью — моросит, идет, льет, капает, …
Урожай осенью — убирают.
Птицы осенью — улетают, …
Деревья осенью — роняют листья, качаются от ветра…
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
|
Дети составляют предложения по опорной схеме.
|
|
Словесная Игра «Подбери признак»
|
|
|
Активизировать в речи прилагательные.
|
Осень (какая?) - … (холодная, дождливая, золотая, багровая, щедрая, красочная, разноцветная и т.д.
|
Дети называют прилагательные характеризующие осень.
|
Обобщен словарь детей прилагательными.
|
|
|
Малоподвижная игра «Осенние листочки»
|
|
|
Развивать двигательную активность детей.
|
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
|
Дети встают в круг, руки над головой в кольцо.
Руки в стороны.
Бег по кругу.
Присели.
Встали, руки в стороны. Покружились.
|
Снято мышечное напряжение.
|
|
|
Рассматривание картин («Осень в сентябре, октябре, ноябре»)
|
|
|
Активизировать процессы речевой практики.
Развивать умение самостоятельно составлять описательный рассказ по содержанию картинки.
|
Давайте продолжим наше путешествие . Посмотрите королева осени оставила нам письмо. Давайте откроем конверт и посмотрим что внутри.
Ребята посмотрите , художник нарисовал картины, но злая волшебница Осень их заколдовала. И они стали черно-белые .
Ребята давайте их расколдуем. Опишем всю красоту осени.
Давайте разделимся на 3 команды.
Каждая команда составляет рассказ по картине и рассказывает его.
Вам нужно в группах составить рассказ по картине и рассказать.
Воспитатель после прослушивания описательных рассказов, показывает цветную картину на ноутбуке.
Давайте встанем на ковер и отдохнем немного.
|
Дети в группах составляют рассказ и по каждой картине рассказывают.
|
Сформировано умение составлять описательный рассказ об осени.
|
|
|
Художественное творчество рисование «Разноцветные листья»
|
|
|
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей .
|
Посмотрите на ковре у нас лежать листья.
Какие они?
Осень еще не успела их раскрасить. Давайте возьмем их и раскрасим в яркие осенние цвета.
Выбирайте ребята что вы будете использовать карандаши или краски.
|
Самостоятельно раскрашивают листья.
|
Выполнение художественного задания.
|
Заключительный
|
|
Рефлексия.
|
|
|
|
Ребята посмотрите какие красивые листья у вас получились.
Давайте возьмем их в детский сад и украсим ими группу.
|
Дети слушают.
|
Создание условий для дальнейших действий в группе.
|
|