Конкурс дидактической куклы для использования в работе с детьми дошкольного возраста «Расскажем кукле об осени»
Возрастная группа: первая младшая
ФИО и должность авторов:
- Евстюничева Наталья Владимировна, воспитатель, высшая кв. категория
- Емельянова Лариса Владимировна, воспитатель, высшая кв. категория
- Молякова Ирина Николаевна, воспитатель, соответствие занимаемой должности
- Смирнова Надежда Александровна, воспитатель, первая кв. категория
Место работы: БДОУ СМР «Детский сад №30» г. Сокол, 2020 год
Цель: создание социальной ситуации развития детей раннего возраста в процессе организации игровой, познавательно — речевой и двигательной деятельности по теме «Осень» с использованием пособия "Дидактическая кукла"
Скачать конспект
Задачи:
«Речевое развитие»
- Обогащать и уточнять словарь детей (пасмурная, дождливая, солнечная).
- Активизировать в речи название предметов одежды: куртка, шапка, шарф.
- Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов — названий свойств (цвет, размер)
«Познавательное развитие»
- Создать условия для знакомства детей с доступными явлениями природы, характерными признаками осени
- Учить порядку одевания на прогулку
«Социально-коммуникативное развитие»
- Развивать умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы.
- Развивать умение распознавать простейшие эмоции
«Художественно-эстетическое развитие»
- Помочь детям «увидеть» красоту осенней природы.
«Физическое развитие»
- Развивать двигательную активность путем использования в совместной деятельности подвижных и речедвигательных игр
Методы и приемы: практический, наглядный, словесный, игровой.
Технологии: Игровая
Материалы и оборудование: раздаточный материал — куклы (мальчики и девочки), комплекты осенней одежды и обуви для кукол; плоскостные изображения разноцветных листочков и цветов по количеству детей
Демонстрационный материал — пособие «Дидактическая кукла» (осень), в которое входят:
- плоскостная кукла (мальчик или девочка);
- одежда по временам года (на занятие "Расскажем кукле об осени" потребуется комплект осенней одежды и обуви для куклы);
- плоскостное дерево и плоскостные изображения разноцветных листочков по количеству детей;
- карточки с заданиями по изобразительной деятельности по типу "Дорисуй", которые педагог размещает в специальном кармашке на фартуке у куклы;
- «Конструктор эмоций»;
- элементы, помогающие изобразить осенний пейзаж (тучки, солнышко, капельки дождя и др.)
Предварительная работа: беседа о времени года, рассматривание картин об осени, разучивание речедвигательной игры «Мы — листики осенние» 1
Этапы образовательной деятельности
|
Организация
рабочего
пространства
|
Деятельность взрослого
|
Деятельность детей
|
Психолого-педагогические условия/
Условия социальной ситуации развития
|
Вводная часть
организационный и мотивационный этапы
|
Пособие «Дидактическая кукла» (с помощью элементов «Конструктор эмоций» на лице у куклы смоделирована эмоция грусти)
Куклы (мальчики и девочки)
|
Воспитатель, приглашает детей на прогулку.
- Кто это ждет нас в приемной?
Наши игрушки сидят в приемной и грустят, наша кукла Маша грустит
-Кукла Маша сказала, что игрушки никогда не видели осень.
- Мы можем помочь нашим игрушкам?
- Не грустите наши куклы, мы вам расскажем и покажем, как осень хороша и красива
- Кто готов вместе со мной помогать игрушкам?
Воспитатель перечисляет желающих, подчеркивая свою искреннюю радость по поводу возможности оказать совместную помощь «И Оля со мной… И Настенька… И Алеша с нами…Все помогут нашим куклам показать, что происходит осенью
|
Войдя в группу, дети обращают внимание на дидактическую куклу.
Высказывания детей
|
Условия для обеспечения мотивации
Помощь детям в осмыслении проблемной ситуации
|
Основная часть
|
Пособие «Дидактическая кукла» с изображением осеннего пейзажа
Деревья, клумба с цветами
|
-Ребята, что вы покажете игрушкам на прогулке сначала. Что потом?
-Согласна с вами. Давайте мы на картину посмотрим. Это поможет нам не забыть, что мы хотим показать игрушкам.
Воспитатель с детьми рассматривают дидактическое пособие с изображением осеннего пейзажа. Малыши перечисляют, что на нем изображено: дерево, солнышко, тучки, клумбы и т.п.
Составление совместного плана «Покажем игрушкам осень»
Пример: 1. Дерево с листочками (красными, желтыми, зелеными)
Покажем нашей Маше, какие красивые деревья осенью. Вот клен стоит. А на клене - кленовые листочки. Кленовые листочки – они какие? (Большие, крупные, разноцветные.)
- Подходите, выбирайте себе листочек. Покажите, кто какой листочек выбрал. У Саши зеленый листочек, у Оленьки – красный, у Димы – желтый.
Воспитатель предлагает разместить листочки на дереве
По ходу выполнения детьми задания, воспитатель задает детям вопросы: Костя, Маша…какого цвета листочек мы с тобой разместим на веточке?
- Молодцы, ребята. Не забудем показать нашим куклам деревья с красивыми разноцветными листьями
2. Клумба с цветами
Воспитатель предлагает детям посадить осенние цветы на клумбе (красные, желтые). Полюбуемся на прогулке нашей клумбой с красивыми цветами, и кукла Маша тоже пусть полюбуется.
|
Высказывание детей
Индивидуальные ответы
|
Условия для выражения детьми своего мнения.
Условия для развития речевой активности, активизация мыслительной деятельности.
|
|
Пособие «Дидактическая кукла» с комплектом осенней одежды и обуви для куклы и элементы, помогающие изобразить осенний пейзаж (тучки, солнышко, капельки дождя и др.)
|
Как вы думаете, какую одежду нужно одеть? Почему вы думаете, что нужно надеть…(сапожки, курточку и т.п).
- Давайте Маше поможем одеться.
Мы наденем на нее… (показ последовательности одевания)
-Давайте скажем кукле Маше: осень наступила. Стало холоднее.
-Сегодня светит солнышко (капает дождик). Значит погода (солнечная, дождливая). Скажите нашей кукле, что погода солнечная.
- Кто поможет игрушкам одеться?
-Скажите: мы вам поможем
- Кто умеет сам одеваться на прогулку? Что вы наденете сначала, что потом?
В кармашке дидактического пособия дети находят листочки, с которыми воспитатель предлагает поиграть на прогулке.
Далее педагог выводит детей с игрушками на прогулку и предлагает «показать игрушкам осень»
Во время «путешествия» педагог обращает внимание детей на красоту осеннего пейзажа, продолжает учить выделять цвета, способствует развитию умения слушать взрослого
(В.В. Гербова игра - занятие «Путешествие по территории участка»)
|
Высказывания детей
Хоровые и индивидуальные ответы
Дети выбирают себе игрушку, надевают шапочки, обувь на игрушку.
Затем пробуют самостоятельно надеть свою одежду.
Высказывания детей
|
Создать условия для развитие речевого общения
Условия для выражения детьми своего мнения.
Условия для развития речевой активности, активизация мыслительной деятельности.
|
|
Атрибуты к п/и «Мы- листики осенние» из пособия «Дидактическая кукла»
|
- Игра по выбору детей
Ребята, мы с вами много рассказали нашим игрушкам об осени, может, мы научим играть игрушки в осеннюю игру. В какую игру мы научим играть наши игрушки?
|
Выбор игры
Игровая деятельность
|
Условия для развития игровой деятельности
|
Заключительная часть
|
Пособие «Дидактическая кукла» (с помощью элементов «Конструктор эмоций» на лице у куклы смоделирована эмоция радости)
В кармашке дидактического пособия педагог размещает
листы активности по изобразительной деятельности по типу "Дорисуй"*
|
Нам ребята, пора возвращаться с прогулки в группу.
Вернувшись в группу, воспитатель рассказывает кукле Маше о прогулке (или напоминает о ней детям), а малыши, как могут, помогают ему. Хвалит детей за то, что они помогли куклам показать осень, обращает внимание детей, что на лице у куклы Маши появилась улыбка
Во второй половине дня педагог планирует художественную деятельность, направленную на закрепление представлений детей об осени, ее приметах и т.п.
|
Высказывания детей
|
Условия для выражения детьми своего мнения
|
1. Игра "Мы – листики осенние"
Мы, листики осенние, На веточках сидели. Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели. И на землю тихо сели. Ветер снова набежал. И листочки все поднял. Повертел их, покружил. И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)
Осенний ковер
Осенние листья накрыли землю красивым ковром.
Но подул ветер, листья улетели, и в ковре получились дырки
Этапы работы
Листья
- Нанесите гуашевые краски на обратную сторону листьев. Приложите листья к работе, прогладьте их и снимите резким движением, чтобы получился оттиск.
- Нанесите клей на другие листья и приклейте их к работе
Рябинка
- Из пластилина оранжевого и красного цветов скатайте шарики, приложите их к работе в виде гроздьев рябины
- Скатайте тонкие столбики из пластилина коричневого цвета. Приложите их к работе (веточки рябины)
Литература
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Планы занятий – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
2. Петрова В.А. «Занятия по развитию речи с детьми до трех лет» — М.: Просвещение
|