Проект «Деревья осенью» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Тип проекта: познавательно-исследовательский творческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Участники: дети старшей коррекционной группы, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность проекта:
Осень – благоприятное время года для наблюдений за деревьями и изменений с ними.
Участие детей в проекте позволит:
- обогатить знания и представления о жизни деревьев в осеннее время
- дать представления о том, что большинство листьев деревьев осенью меняют окраску
- познакомить с таким прекрасным осенним явлением, как листопад
- запомнить названия деревьев, их строение и назначение
- научиться бережно относиться к деревьям.
Ожидаемый результат:
Сформировать у детей систему знаний об изменениях жизни деревьев осенью.
Создать условия для формирования у детей целостного представления о жизни деревьев осенью.
Скачать конспект
Воспитать у детей бережное отношение к деревьям.
Цель проекта:
Расширение и обогащение знаний детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью.
Задачи проекта:
Образовательные:
- расширить знания детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени
- обогатить знания об осенних явлениях природы и жизни деревьев осенью
- научить узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам
- дать возможность детям узнать, отчего зависит окраска осенних листьев и как растения готовятся к зиме.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное внимание и восприятие, память
- развивать речевой и фонематический слух
- развивать наблюдательность, умение делать самостоятельные выводы
- обогащать и активизировать словарный запас детей
- развивать лексико-грамматические навыки, упражнять в образовании относительных прилагательных, в согласовании их в роде, числе и падеже
- развивать связную речь
- развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь к природе родного края
- формировать навыки самостоятельности
- воспитывать желание работать в коллективе.
Этапы работы над проектом
I этап – подготовительный.
Составление плана совместной работы с детьми, родителями, бесед, разработка конспектов ОД, подбор художественного, демонстрационного, раздаточного материала и оборудования для ОД, дидактических игр с детьми, разработка сценария праздничного досуга.
II этап – практический. Реализация проекта.
Экскурсия по территории детского сада.
Наблюдение на прогулках за деревьями и кустарниками, за изменениями в природе осенью.
Содержание практической деятельности по реализации проекта
по всем разделам программы:
1. Познавательное развитие
- Ознакомление с окружающим миром:
- рассматривание репродукций картин художников по теме
Цикл наблюдений:
- за изменениями осенней природы во время прогулок
- за красотой и богатством осенних красок
- за деревьями, растущими на территории детского сада
- Ситуативные беседы:
«Почему нам нравится осень?», «Почему нельзя ломать ветки?», «Как помочь раненному дереву?»
- Дидактические игры: «С какого дерева лист», «С какой ветки детки?», «Узнай по описанию», «Хорошо – плохо», «Четвёртый лишний», «Чего не стало».
- ООД по ФКЦМ (учитель-дефектолог) «Прогулка в осенний лес»
- Формирование элементарных математических представлений
ООД (учитель-дефектолог) «Поможем бельчонку научится считать»
ООД (учитель-дефектолог) «Как совёнок деревья сравнивал»
- Игры и упражнения по ФЭМП: «Найди и покажи», «Разложи верно», «Сделай поровну», «Продолжи ряд», «Толще – тоньше».
- Целевые прогулки:
«Деревья и кустарники нашего детского сада»,
«Ищем приметы осени».
2. Речевое развитие
- Рассматривание иллюстраций об осени.
- Заучивание стихотворений и загадок о деревьях и об осени.
- Работа над пересказом текста.
- Беседы: «Приметы осени», «Почему деревья сбрасывают листья»,
- ООД по формирования лексико-грамматических категорий (учитель-логопед):
«Что происходит с деревьями осенью».
- ООД по развитию связной речи (учитель-логопед): Пересказ рассказа «Спор деревьев» по К.Д. Ушинскому
- Словесные игры: «Назови ласково», «Один-много», «Какой лист», «Подбери действие к предмету», «Скажи наоборот», «Сосчитай до пяти».
- Чтение художественной литературы:
М. Пришвин «Листопад», Э. Мошковская «Дедушка – дерево»,
С. Козлов «Такое дерево», Е. Серова «Зелёная страна», А. Лопатина «Мудрость дерева», А. Лопатина «Жизнь дерева», «Липкины дары», С. Прокофьева «Сказа про маленький дубок», Е. Трутнева «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге», О. Белявская «Листопад»,
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А.С. Пушкин «Унылая пора!
Очей очарованье!»
3. Социально – коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья. Сюжет – Собираемся на прогулку в парк».
- Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию».
- Настольно – печатные игры: «Времена года», «Деревья нашего края»,
«Собери картинку».
- Трудовая деятельность: сбор природного материала на прогулке, уборка опавшей листвы.
4. Художественно-эстетическое развитие
- Организованная образовательная деятельность:
Рисование «Красота природы осенью», «Деревья осенью»
Лепка «Такие разные листики» (в технике «пластилинографии»)
Аппликация «Лисичка из листьев клёна»
Аппликация Коллективная работа «Березка осенью»
Рисование «Наш участок осенью», «Листопад»
- Самостоятельная художественная деятельность:
- Слушание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Осенняя песня», «Времена года», А. Вивальди «Осень».
5. Физическое развитие
- Подвижные игры: «Раз, два, три – к дереву беги!», «Осенние листочки», «Я знаю 5 названий» (деревья).
- Физкультминутки: «Листья осенью», «Ветер дует нам в лицо»,
«Листья осенние тихо кружатся».
- Развитие мелкой моторики: Пальчиковая гимнастика «Деревья», «На что похожи листья».
- Игры: «Разложи листики по цвету», «Выложи листья из мелких предметов», «Укрась листочки».
III этап – заключительный.
Работа с родителями: выставка поделок «Осенние фантазии».
Праздничный досуг «Поможем Солнышку вернуть краски осени»
Презентация проекта «Деревья осенью».
Результат: Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев. Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы:
- всем людям необходимо бережно относится к деревьям
- знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья
- любить свой край, свою природу.
По окончании проекта уровень знаний детей о деревьях повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе родного края Подмосковья.
Литература:
- Николаева С. Н. «Юный эколог», «Мозаика-Синтез», 2017.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи и творчества дошкольников», «ТЦ Сфера», 2018.
- Масленников О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду, Волгоград: Учитель, 2016
- И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: «Мозаика-Синтез», 2017.
- Колдина Д.Н., Лепка с детьми 5-6 лет, «Мозаика-Синтез», 2018.
- Колдина Д.Н., Рисование с детьми 5-6 лет, «Мозаика-Синтез», 2018.
- Бухарина К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. -М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Под ред. В.И. Логиновой. –М.: Просвещение.
- http: //vospitatel. com. ua/ сайт Воспитатель (конспекты занятий в ДОУ)
Седова Людмила Васильевна
Учитель-дефектолог/ Учитель-логопед
Кондратьева Евгения Евгеньевна
Воспитатель МДОУ №25 «Улыбка»
Г.о. Подольск, Московской области
|