Конспект комплексного занятия. Тема: «На лесной опушке». |
Занятия по теме "Осень" | |||
Автор: Бережнова Татьяна Леонидовна Рязанова Татьяна Рафгатовна | |||
07.05.2021 08:07 | |||
Конспект комплексного занятия. Тема: «На лесной опушке». Автор:
Цель: Развивать интерес к обитателям леса. Задачи:
Материалы: Демонстрационный материал. Презентация леса, животных. Эфирные масла хвойных и цитрусовых деревьев. Палочки разной длины и цвета. Материал для аппликации.
Ход Учитель-дефектолог: Поля пусты, - Сколько частей у осени? (три) -Назовите их (ранняя осень, золотая осень, поздняя осень) -Сейчас какая? (поздняя осень) -С каким временем года она граничит? (зимой) -Значит, поздняя осень похожа на начало зимы. -Вы правильно ответили на мои вопросы. Вы молодцы! Закройте глаза, и почувствуйте запах. (Педагог подносит ватный диск с маслом ели, пихты, кедра.) -Чем пахнет? (лесом, елью) Педагог предлагает детям присесть и рассказывает легенду:
Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собой великую радость людям: в пещере родился малыш – Спаситель мира. Ангелы, люди и деревья все хотели посмотреть на этого малыша. У самого входа в пещеру стояло три дерева: это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. -Пойдем, поднесем младенцу наши дары, -говорит, обращаясь к маслине, пальма. - Возьмите и меня с собой, — робко попросила скромная елка. - Куда тебе с нами! Какие дары можешь ты поднести Божественному младенцу. Что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола! -ответили пальма и маслина. Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмелилась войти в пещеру. Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки; ему стало жаль ее, и по-своему, по-ангельски он захотел помочь ей. И промолвил ангел: «Милая елка, я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер». И взглянул ангел на небо. А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный младенец проснулся, то не благоухание в пещере маслины, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, а сияющая елка. На нее взглянул Он, и улыбнулся, и протянул к ней ручки. Ангел сказал: «Ты доброе дерево, милая елка, и за это ты будешь вознаграждена, Каждый год зимой ты будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. С тех пор это вечнозеленое растение почитается особо, с ним связывается вечная жизнь и здоровье. В России, где мы с вами живем, много лесов. Растут и ели, и сосны, и пихты. Поэтому в России живут люди здоровые, умные, красивые. Рассматривают презентацию «Лес». -Посмотрите, какие деревья растут в лесу? (ель, сосна, пихта, береза, тополь, дуб)
Полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои! (С. Погореловский) -Лесные ворота называются опушкой. Они приглашают нас войти в лесной дом. -Вспомните для кого лес – дом? (для растений и животных, птиц) -В лесном доме какие деревья по величине? (высокие, низкие, толстые, тонкие и т.д.) -Как называют лес в котором растут ель, сосна, пихта? (хвойный) -Почему? (вместо листьев иголочки) -Выложите веточку хвойного дерева. Не забудьте, что у сосны иголочки растут парами, а у ели и пихты по одной. (Дети выкладывают веточки сосны, пихты из зубочисток и рассматривают друг у друга.) Физкультминутка (проводит воспитатель) И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища влево-вправо. В лесу ветер разгулялся И стал елочки качать: Раз-налево, два-направо, Раз, два, три, четыре, пять. 2. Учитель-логопед предлагает детям пальчиковую гимнастику. Дети держат шишки между ладонями, выполняют круговые движения. Сосновые шишки Дайте ребятишкам Силу и здоровье, Ловкость красоту. Радость и улыбки, Ум и доброту. Дети садятся на стульчики. -Каких животных можно встретить поздней осенью в лесу? (……) -Кого не встретим? (……) Вспомните стихотворение- подсказку Еж, барсук, медведь, енот Спят зимою каждый год. Зайца, белку, рысь, лису И зимой найдешь в лесу. Учитель-логопед: Вы назвали животных, а теперь я предлагаю рассказать о животных. Дети составляют описательные рассказы про диких животных, с опорой на схему. -чей рассказ вам понравился больше всего? Д/и «Четвертый лишний»» (еж-медведь –барсук -лось; волк- заяц-еж-лиса) 3. Воспитатель -Мне понравился рассказ о зайце. Я знаю стих о нем: Прыгун-трусишка; Хвост-коротышка, Глазки с косичкой, Одежка в два цвета- На зиму, на лето. -Педагог предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением зайца. Для какого времени года заяц подготовился? (для лета). -Сейчас какое время года? (поздняя осень) -Надо помочь зайцу поменять шубку и подготовится к зиме. Как мы можем это сделать? (ответы детей) - Я предлагаю скатать их белых салфеток шарики-комочки и наклеить на модель зайца. Дети выполняют задание. (работа коллективная) Дети рассказывают стих. -Если шубка готова мы можем отправить зайца к воротам леса. Как она называется? (опушка леса) Итог. -Чем вы занимались на занятии? -Вам понравилось? Вы молодцы? Мы приготовили для вас сюрприз. Закрывайте глаза. Запах чего вы чувствуете? (Мандарины). Это запах праздника. Детей угощают мандарины.
|