Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме «Разноцветные краски осени» |
Занятия по теме "Осень" | |||
Автор: Лодкина Инна Михайловна | |||
10.01.2021 08:18 | |||
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме «Разноцветные краски осени» Воспитатель МБДОУ «Детский сад №26» Лодкина Инна Михайловна г. Петропавловск – Камчатский 2020г. Аннотация: «Разноцветные краски осени» — это тематическое занятие с элементами продуктивной деятельности, направленное на развитие познавательной активности детей, а также на развитие их творческих способностей с помощью нетрадиционной техники рисования. Данная методическая разработка создана в рамках изучения лексической темы «Осень. Признаки осени» в старшей группе общеразвивающей направленности, и может быть использована при изучении и закреплении пройденного материала по данной теме.
Все задачи реализуются через интеграцию детских видов деятельности: коммуникативную, двигательную, игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Актуальность: Родная природа! В душе ребенка она может оставить глубокий неизгладимый след, потому — что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. Именно поэтому, перед нами педагогами-дошкольниками стоит ответственная задача – воспитывать деток, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра и красоты, истины. Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При знакомстве с осенней природой, природными явлениями дошкольники учатся обращать внимание на красоту этого замечательного времени года, учатся устанавливать причинно-следственные связи. Знания по теме дошкольники получают постепенно, циклично, пополняя их год от года. Целевая аудитория: данная методическая разработка будет интересна воспитателям детских дошкольных учреждений и студентам, обучающимся по специальности «Дошкольное образование». Основная часть: Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме "Разноцветные краски осени". Цели:
Программные задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Предварительная работа:
Материал к занятию: Осень (взрослый); письмо-записка от Разбойника, разрезная картинка «Дети в осеннем парке (формат А3), авторское пособие «С какого дерева упал листок» (деревья и осенние листочки с липучками); образец поделки, доска для пластилина, салфетки, аудио запись. Раздаточный материал: разноцветные пластилиновые краски (в «тюбике» от мед. шприца), круглая заготовка фона синего цвета для с стволом дерева, доски для пластилина, салфетки. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Организационный момент. Минутка настроения: Воспитатель: Я очень рада вас всех видеть. Давайте мы дружно и интересно поздороваемся со всеми. Дети стоят в кругу выполняют движения по тексту: Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх) Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками) Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой) Здравствуй маленький цветок, (присели) Здравствуй утро, здравствуй день (встали) Нам здороваться не лень. 2. Ведение в тему. Проблемный вопрос. Воспитатель: Ребята, а тему нашей встречи, вы узнаете, если отгадаете мою загадку. Готовы? Загадка: Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетали. Если в огороде овощи убрали, А у нас на клумба все цветы завяли, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время года, дети, как зовется? Воспитатель: ОСЕНЬ. Молодцы, правильно. 3. Основная часть. Вот и пришла к нам осень, после какого времени года? (после лета). Давайте подойдем к окну и посмотрим, как красиво у нас на участке детского сада осенью. Наблюдение в окно и совместное с детьми проговаривание видимых признаков осени:
Дети: Давайте! Все вместе: Осень, Осень, приходи! Осень, осень, погляди! Листья желтые кружатся, Тихо на землю ложатся. Солнце нас уже не греет, Ветер дует все сильнее. Воспитатель: что-то Осень не идет? Может она дороги не найдет? А вдруг с ней что-то случилось? (оглядывается по сторонам, видит письмо.)
Воспитатель: а давайте прочтем письмо и узнаем от кого же оно. Письмо: Я – разбойник Злой, могучий. Соберу сейчас я тучи, Всю осеннюю листву Я с собою заберу! Вы ведь ждете Осень, дети? Так не быть же ей на свете! Будет сразу вам – зима! Холод, лёд и снега – тьма! Воспитатель: Ой, ребятки, это проделки злого Разбойника. Нам нужно срочно спасать Осень. Чтобы помочь освободить Осень нам надо помешать злым проделкам Разбойника. Ну что, готовы? Дети: Да! Воспитатель: И так первое испытание. Посмотрите, что это? (показывает серию из 3-х картинок «Ранняя осень – Золотая осень — Поздняя осень»). - Картинки про Осень. Скажите, какая бывает осень? ( «Ранняя осень – Золотая осень — Поздняя осень»). -Правильно. Давайте расставим картинки по порядку (дети выполняют задание, педагог не мешает). Хорошо, а теперь, ребята, расскажите, почему так расположили? Ответы детей. При необходимости с наводящими вопросами воспитателя: - Первая картинка «Ранняя осень». Это какой месяц? (сентябрь). Правильно, а почему Осень в сентябре называют ранней? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, только начинают желтеть, опадать; солнышко светит ярко, но не греет так тепло, как летом. В лесу много грибов и ягод. Птицы улетают в теплые края.) -Вторая картинка «Золотая осень». Это месяц … октябрь. Осень в октябре называют золотой, потому что листья на деревьях к этому времени становятся желтыми, красными, оранжевыми. Это очень красивый. Нарядный период осени. Начинается листопад, желтеет и сохнет трава, солнце уже светит все реже, чаще хмурые тучи и дожди. - Третья картинка «Поздняя осень». Это последний осенний месяц…ноябрь. И на улице становится очень прохладно, дует холодный ветер, идут дожди или даже снег. Река покрывается тонким льдом. Деревья готовясь зиме, сбрасывают последние листья. Воспитатель: Какие вы молодцы, справились с первым задание отлично. Правильно. В сентябре и в октябре, в октябре, и в ноябре, видим мы, как за окошком ходит осень по дорожкам. Тогда переходим ко второму заданию. И это у нас «Игра ДА или НЕТ» – Я буду читать хитрые вопросы от Разбойника, а вы «будете отвечать «да» или «нет», если ответ «ДА», то два раза хлопнуть в ладоши, а если ответ «НЕТ», то два раза ударить кулаком о кулак. Все понятно? Ну что, начинаем?!
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, мы точно с вами спасем Осень. А сейчас скорее подойдите к столу и посмотрите, что натворил Разбойник: разрезал на кусочки красивый осенний рисунок. Вам нужно его собрать, чтобы нарушить планы Разбойника. Справитесь? Только вместе и обязательно дружно. (Дети совместно собирают разрезную картинку) Рисунок 1 Дети в осеннем парке (А 3) Воспитатель: молодцы, замечательно вы справились с этим злодейством – картинка теперь как новая. Что на ней изображено? (Золотая осень. Дети в парке…)
Авторская игра «С какого дерева листок»: дети делятся на две группы (девочки/ мальчики), одна группа подбирает и крепит листья к тополю и березе, а другая к иве и рябине. Игра проходит под музыкальное сопровождение…… Рисунок 2 Авторское пособие «С какого дерева упал листок» Воспитатель: Как же красиво снова в нашем парке. Молодцы. Воспитатель: Вот мы и разрушили все злодейства Разбойника, и он сдержал своё обещание и, кажется, отпустил красавицу Осень. В это время звучит музыка П. Чайковского «Осенняя песнь» и входит Осень (Взрослый). Осень: Здравствуйте! Здравствуйте, все. Спасибо, ребята, что вы меня спасли! Я все леса позолотила. Все дорожки и тропинки застелила золотыми листочками. К вам спешила, да злой Разбойник помешал, но вы меня освободили. Воспитатель: Дорогая осень. Мы очень рады, что смогли тебе помочь и рады видеть у нас в гостях. Осень: Ребята, я пришла не с пустыми руками, с дарами осенними и с красками разноцветными. Но прежде, я хочу, чтобы вы отгадали мои загадки. Загадки: Мочит поле, лес и луг, Город, дом и всё вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь, это – … (Дождь) Листья жёлтые кружатся, Наземь ковриком ложатся. Жёлтых листьев хоровод Осенью случается. Танец этот — каждый год. Как он называется? (Листопад) Опустели наши грядки. Огород и сад в порядке. Ты, земля, еще рожай. Мы собрали… (Урожай) В сентябре и в октябре Их так много во дворе! Дождь прошел — оставил их, Средних, маленьких, больших. (Лужи) Он к земле деревья клонит. Он по небу тучи гонит. Он прозрачен и бесцветен. Над землёй летает. (Ветер) Осень: Молодцы, все мои загадки отгадали. Получите и угощение. (Осень отдает воспитателю корзину с яблоками, а там тюбики с красками осенними (заранее заготовленные шприцы с пластилином разного цвета;) Дети благодарят Осень. Воспитатель: Что это за краски? (осенние краски, разноцветные…)
Рисунок 3 Заготовка. Ствол дерева на синем фоне. Рисунок 4 Готовая коллективная поделка. 4. Рисование листьев мягким пластилином. Предполагается, что дети знакомы с данной нетрадиционной техникой рисования. Под руководством воспитателя и Осени выполняют задание. Этапы работы: a) Объяснение и показ воспитателя. Воспитатель: Ребятки, посмотрите на эти деревья, на них нет листьев, и на земле тоже нет листьев. Помогите украсить их осенней листвой… Для этого у вас есть волшебные краски осени. Аккуратно выдавливаем краску, нажимая на поршень шприца… b) Самостоятельная творческая работа детей. (Звучит осенняя мелодия, дети рисуют под музыку листья). Осень: Какие красивые осенние деревья у нас получились. Рефлексия: Дети дарят подарки, Осень благодарит и прощается до следующего года. Затем дети высказывают своё мнение о проделанной работе, начиная со слов Мне понравилось… Мне было интересно… Заключение: Планируемый результат: дети имеют представления о характерных признаках осени, умеют отвечать на вопросы полным предложением, умеют устанавливать причинно-следственные связи, работать дружно и результативно в группе и в подгруппах. Занятие проведено с детьми старшей группы общеразвивающей направленности. Цели и задачи поставлены в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. Речевой материал соответствует целям и задачам занятия, которое построено логично и последовательно. Для реализации образовательных задач были использованы дидактические игры, упражнения, наглядный метод – картинный материал в виде сюжетных картинок в помощь для составления предложений об осени; словесный метод – отгадывание загадок, построение полных ответов, беседа с детьми и т.д. Также для решения задач использована проблемная ситуация, тем самым состоялась мотивация детей, создав положительный эмоциональный настрой на дальнейшие действия. В течение занятия дети динамично переключаются с одного вида деятельности на другой, что предупреждает утомляемость. Во время занятия отрабатывались и навыки поведения у детей, умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задание, не перебивать друг друга и распределять обязанности между собой. В завершении занятия проведена продуктивная деятельность. Заготовки к продуктивной деятельности педагог делает заранее. Методические рекомендации по работе с пластилином:
Особых трудностей дети не испытывали, так как техника для них знакома и интересна. Во время работы педагог оказывает детям помощь, исходя из индивидуальных особенностей детей, чтобы создать ситуацию успеха. Список литературы
|