Экологический проект «Золотая осень» |
Занятия по теме "Осень" | |||
Автор: Архипова Светлана Юрьевна | |||
23.09.2020 21:25 | |||
Экологический проект «Золотая осень» Выполнил: воспитатель: Архипова Светлана Юрьевна МБДОУ «детский сад № 44» г. Уссурийск 2020 г Паспорт проекта: Вид проекта: групповой. Тип проекта: познавательно — творческий. Длительность проекта: краткосрочный — срочный (две недели). Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители воспитанников. Целевая аудитория: 3-4 года Место проведения: групповая комната, участок детского сада. Форма проведения: игровая.
Актуальность: В наше время актуальна проблема экологического образования детей. Формирование у дошкольника потребности ознакомления с природой, как неиссякаемого источника духовного общения, системы ценностных отношений к природе. Бесконечно разнообразный мир природы развивает у детей познавательный интерес, любознательность, наблюдательность. Важна экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, участие детей в природоохранительной и экологической деятельности. Необходимо ввести дошкольника в мир природы, сформировать представления об объектах природы и явлениях, воспитать способность видеть красоту природы родного края, заботливое отношение к ней. Золотая осень – это благодатный период для созревания урожая. На полях и огородах идёт уборка овощных культур; а в садах собирают ягоды и фрукты. Важно сохранить дары осени на много месяцев вперёд. Заготовить урожай в хранилища. Сделать консервацию в виде солений и компотов и варения. Щедрая осень будет кормить весь год людей. Осенью происходит ознакомление дошкольника с природными явлениями, их взаимосвязью: понижение температуры приводит к расцвечиванию листьев у растений: птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту; насекомые появляются реже и на солнечной стороне; звери: медведи и барсуки нагуливают жир для зимней спячки. Дошкольник постепенно познаёт мир. Как он будет относиться к окружающему миру природы. Какие добрые чувства смогут поселиться у него в сердце. Какие он приобретёт знания и умения для того, чтобы стать бережливым хозяином, осознающим себя частицей экологической системы. В этом состоит задача педагогов, родителей. Следует показать детям красоту окружающей природы в осенние время года, сформировать представление о её сезонных явлениях, понимание взаимосвязи живой и неживой природы; подвести к осознанию единства человека и природы. Проблема. Младшие дошкольники в связи со своей возрастной особенностью не имеют необходимых знаний и опыта об осени, времени года. У детей не достаточно сформировано понятие ценности природы, умение наблюдать за ней, дружить с природой, сохранять и любить её. Недостаточное знание родителями природоохранных правил в лесной зоне. Особенно осенью Уссурийская тайга осенью, не только красива ( «в багрец и золото, одетые леса»), но изобильна и щедра на урожай: кедровых орехов, лимонника, женьшеня, ягод, грибов. Неосторожная деятельность человека с огнём, оставление мусора во время отдыха приводит к пожароопасной обстановке в лесу. Крайне необходимо довести до дошкольников проблему взаимоотношениями людей и природы. Сформировать детско-родительские отношения в желании уважать природу, быть аккуратными с ней, ответственными за природу. Цель: формирование представления у детей об осени, как времени года, её периоде золотая осень; природных явлениях их взаимосвязи. Обогащение знаний по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы». Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
аккуратность в работе с природным материалом;
Средства решения задач:
Методы и приёмы Словесные методы:
Практические методы:
Игровые методы:
Формы работы при организации познавательной деятельности:
Предполагаемый результат:
Основные принципы работы педагога в процессе реализации проекта:
Условия успеха:
1. Подготовительный Привлечение родителей в процесс реализации проекта.
2 этап: Основной: Совместная деятельность педагога с родителями:
Совместная деятельность родителей с детьми:
«Как научить ребёнка беречь природу», «Что происходит с насекомыми осенью», «Почему птицы улетают в тёплые страны»;
Перспективное планирование по реализации проекта Образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция с другими образовательными областями:
«Социально – коммуникативное развитие»:
Дидактическая игра «Узнай на вкус» Цель: ознакомление с овощами (фруктами). Формирование умения определять их на вкус. Дидактическая игра «Что растёт на огороде?» Цель: Расширение знаний о многообразии овощных культурах, их полезных свойствах; формирование обобщения (овощи употребляют в пищу, их выращивают на огороде, чтобы вырастить урожай, нужно ухаживать за овощами). Метод: беседа. Материал: карточки с изображением овощей: помидор, огурец, капуста, лук, перец, репа, тыква, кабачок. Организация: В гости к ребятам приходит игрушка Дед (из сказки «Репка»). Задаёт вопросы детям:
«Чьи детки на ветке?» Цель: обогащение представления детей о внешних признаках и свойствах плодов деревьев: клёна, дуба, ели, формирование сенсорных эталонов. Дидактические игры: «Четыре времени года» Цель: расширение знания о временах года: зима, весна, лето, осень. «Найди такой же цветок»; Цель: ознакомление с растениями цветника. Формирование представления о внешних признаках цветущих растений, взаимосвязях (осенью с наступлением похолодания цветов становится меньше). Дидактическая игра «Какой лист?» Цель: расширение знаний об осенних явлениях – расцвечивание листьев и листопаде. Формирование умения различать по листьям деревья трёх пород, образовывать прилагательные. Развивающая среда: корзинка, осенние листья. Ход игры: Педагог подносит корзину с осенними листьями к каждому ребёнку, он достаёт листок и называет лист и с какого он дерева. Например: это лист с берёзы – он берёзовый лист. Словесно – дидактические игры
«Назови правильно»
Словесно – дидактическая игра «Что это?» Цель: формирование представления детей об объектах живой природы, и взаимосвязи сезонных явлений осенней природы. Растение – это… Дерево – это… Кустарник – это… Насекомое – это … Клумба – это… Семена – это… Плоды — это… Листья на дереве покраснели – это наступила… Птицы улетают на юг – это наступила… Сюжетно — ролевые игры:
«Познавательное развитие» Формирование элементарных естественно — научных и экологических представлений детей об осени, как времени года; о многообразии и пользе овощей и фруктов; об общественно — полезном труде (сбор урожая, заготовка его на зиму); развитие у детей познавательного интереса к природе, к её осенним сезонным изменениям через формы проведения: наблюдения, экскурсии; Развитие наблюдательности, эстетического видения природы; Формирование разносторонне — ценностного, уважения к природе, экологической культуры поведения; Воспитание любви к родному краю, стремления беречь еприроду. Наблюдения на прогулах, на территории участка детского сада. Цель: формирование у детей умения вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. Расширение представления детей о ярких осенних изменениях в неживой природе, мире растений и животном мире. Наблюдение неживой природы. Состояние погоды осенью. Материал: Набор карточек с изображением явлений неживой природы и разного состояния дерева берёзы, растущего на участке; кукла с одеждами для разной погоды дня. 1. Наблюдение за солнцем. Педагог обращает внимание детей на небо. Просит найти на небе солнце, показывает облака. Даёт правильные словесные объяснения. Солнце светит ярко. Спрашивает у детей, жмурятся ли у них глаза, когда они смотрят на солнце? Педагог: солнце находится высоко в небе, на него смотреть трудно, оно ослепительно блестит. 2. Наблюдение за небом и солнцем. Педагог обращает внимание детей на небо. Небо серое, покрыто всё облаками и тучами, может пойти дождь. Спрашивает, у детей есть ли на небе солнце? Объясняет, что солнце спрятано тучами и его сейчас не видно. 3. Наблюдение за небом, дождём из окна группы. Педагог обращает внимание детей на небо. Небо – тёмное, всё в тучах, идёт дождь: вода капает, бьёт по стеклу. Давайте, ребята, послушаем, как стучит дождь: кап, кап, кап. Давайте поиграем -постучим пальчиками по столу также как дождь: сначала тихо, затем сильнее, ещё сильнее. Дождь идёт, и вода падает на деревья, кусты, дома заборы, и на наш участок. Дождь помоет тротуары и дорожки. Птицы и звери станут чистыми. В лесу вырастет много грибов. Дождь всем полезен! Вернувшись с прогулки или после окончания наблюдения (из окна группы), педагог предлагает детям разложенные на столе картинки, с изображением явлений неживой природы и просит выбрать ту, на которой изображено явление, которое они наблюдали во время прогулки. Если дети затрудняются педагог, помогает им и ставит картинку в уголок природы. Педагог вместе с ребятами одевает куклу Настю на прогулку. Педагог ставит куклу рядом с картинкой, что бы она погуляла. Наблюдение живой природы. 4. Наблюдения за травой Цель: ознакомление с травой, её свойствами: растёт на земле, низкая — высокая, мягкая (её можно погладит, ласково назвать травушка — муравушка», зелёная. Осенью трава начинает желтеть и сохнуть. Цель: знакомство с деревьями, их названием, внешними признаками, формировать представления об изменениях, происходящих с деревьями период золотой осени. Деревья очень вырастают высокие, что бы увидеть верхушку дерева, нужно запрокинуть голову. На них много веток (больших и маленьких), много листьев; листья осенью изменяют свой цвет, становятся: жёлтыми, или красными, или оранжевыми. Листья опадают. Это явление называется листопад. 5. Наблюдения за деревом берёзой Цель: формирование представления об основных частях дерева (ствол, ветви, листья). Развитие эстетического восприятия красоты осеннего дерева. Ход наблюдения: Педагог предлагает детям стать вокруг берёзы. Просит назвать дерево. Дети называют дерево (берёза). Педагог обращает внимание ребят на высоту дерева. Ребята запрокидывают голову, чтобы определить высоту берёзы — высокая берёза. Рассматривание ствола. Ребята трогают ствол, гладят его руками. Педагог: Ствол по толщине какой? Дети определяют – он тонкий (обхватывают кистями рук). Педагог: Какого цвета? Дети: белого цвета с чёрными пятнами. Рассматривание веток. Педагог показывает ветви они — длинные, опускаются вниз и сгибаются. На длинных ветвях растут короткие ветки. Педагог наклоняет ветвь дерева, и дети рассматривают листья, называют их цвет, количество, величину и форму листьев: зелёного и жёлтого цвета. Зелёных листьев мало, а жёлтых много. Листья есть большие и маленькие, имеют округлую форму, края с зубчиками. Педагог предлагает ребятам полюбоваться берёзой красавицей. Она высокая, белоствольная, кудрявая. Понаблюдать с детьми, как листья у берёзы блестят на солнышке словно золотые. 6. Наблюдение за листопадом. Цель: ознакомление с признаками осени, с явлением листопад; развитие наблюдательности; эстетического наслаждения — умения радоваться красоте природы, воспитание бережного отношения к объектам природы. Ход наблюдения. Педагог обращает внимание детей на опадающие с дерева листья, они отрываются с ветки, и летят, кружась под дуновением ветра, падают вниз, устилая землю. Полюбоваться красотой этого явления. Чтение стихотворения «Листопад» О. Киселёва. Листья жёлтые танцуют. С веток падают, летят. Эту сказку золотую Называют «листопад». Подвести детей к понятию – листопад, это явление бывает только осенью.
|