Конспект занятия-развлечения для детей старшей группы с нарушениями зрения «Осеннее путешествие» |
Занятия по теме "Осень" | |||
Автор: Гераскина Татьяна Борисовна | |||
13.02.2020 00:56 | |||
Конспект занятия-развлечения для детей старшей группы с нарушениями зрения «Осеннее путешествие» Учитель-логопед: Гераскина Татьяна Борисовна Цель: Закрепить знания детей об осени и ее признаках, деревьях, грибах Задачи: 1. Образовательные:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
Оборудование: Проектр, презентация по теме; 2 корзины, разноцветные бумажные листья деревьев, силуэты грибов и картинки с изображением грибов, половинки грибов с предметными картинками, 2 обруча, перчатки, магнитофон, диск с записью шума леса, ветра, дождя, конструктор ЛЕГО. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Приветствие и приглашение в путешествие. Логопед: — Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не простое занятие, а занятие-путешествие! Мы с вами отправимся в осенний лес. - Ну что, вы готовы к путешествию в лес? (Да) Тогда садитесь в «вагончики» и поедем. Тут и там, «Поезд» едет по кругу. Тут и там Локти согнуты. На перроне шум и гам. Гудит правой рукой. Вот гудок в путь зовет, Гудит левой рукой. Скоро поезд отойдет. «Поезд» останавливается. (Л): — Ребята, слышите, кто-то шуршит; кажется, кто-то тихонечко спит. Путешествие дети так ждали И уж никак не ожидали, Что осень будет крепко спать И позабудет нас встречать. 2. Подарки Шуршика. Игра «С какого дерева лист?» Выходит Шуршик (переодетый взрослый). В руках у него корзина с разноцветными листьями. Шуршик (Ш): — Здравствуйте, ребята! Вы ошибаетесь, это не осень спит, это Я — Шуршик! Я живу в лесу и Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости в мой осенний лес! Вам здесь нравится? (да) У меня для вас есть подарок. Это я нашел в лесу! Посмотрите, что это? (листья) (Л): — Листья какие? (красивые, желтые, красные, разноцветные…) — С каких деревьев они опали? Этот листочек с какого дерева? (с клена) значит он какой? (кленовый) А этот? (березовый) и т.д. 3. Дыхательные упражнения «Осенние листочки» (Л): — Молодцы! Какие умные детки! А за это каждому из вас я дам по одному красивому осеннему листочку. И мы с вами побудем осенними ветерками. - Давайте подуем на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Как подует ветер, В этот день осенний, Полетят, закружатся Листики с деревьев! (Л): — Посмотрите как это делаю я! (Дети берут листочки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением листьев, пока Шуршик или Логопед читает стихотворение): Кружатся листочки в воздухе осеннем. Падают на землю тихо и печально. Вот один упал на мою ладошку. Ой, не улетай, листочек, подожди немножко. (затем дети «задувают» листья в корзину Шуршику) 4. Беседа об осени «Осень, какая она?» (Л – держит куклу би-ба-бо – Старичок-лесовичок): — Ой-ой-ой!!! Это кто это тут так надул? Кто заморозил старичка, Старичка-Лесовичка? (Л и дети) — Это мы, ребята из детского садика. Мы приехали к вам в гости, посмотреть на красивый осенний лес. Ну и мы немного заигрались с ветерком! (Л): — Заигрались с ветерком!!! А знают ли эти дети, какое сейчас время года? (Осень) А какая сейчас осень – ранняя или поздняя? (поздняя) А почему? (потому что уже последний осенний месяц – ноябрь, скоро наступит зима…) А какая осенью погода? (если ветер – ветреная, если дождь – дождливая, если холодно – холодная…) (Л): — Вот именно, холодная! И пока вы играем с листочками, пока дули как ветерок, у меня замерзли руки. А как их можно согреть? (Подуть на них, потереть друг о друга). (Л): — А можно…… перчатки надеть! (достает и показывает перчатки). А у вас есть с собой перчатки? (нет) Ну, ничего, я вам дам! 5. Упражнение для коррекции зрения с листочками ( «Зрительная гимнастика») (Л): — Ребята, как хорошо вы тут играете с Шуршиком, Старичком-Лесовичком! Но, давайте пойдем дальше, посмотрим, что есть еще интересного в осеннем лесу! А Шуршика и Лесовичка возьмем с собой? (Да, возьмем) - Ребята, а давайте их научим играть в нашу игру с листочками?! Закройте глазки – послушаем как шумит осенний лес! (звучит музыка – «шум леса») А теперь протяните вперед правую руку и вам на ладошку опустится осенний листочек. (Шуршик и Лесовичок раздают детям листочки) - А теперь потихонечку открывайте глазки и начинаем играть. Мы листочки увидали, И с листочками играли. (Дети берут листья в руки сфокусировав на них взгляд) Листья вправо полетели, Дети вправо посмотрели. (Взгляд вправо) Влево листья полетели Глазки влево посмотрели. (Взгляд влево) Ветер листья вверх поднимал И на землю опускал. (Вверх, вниз. Дети смотрят вверх и вниз) Глазки закрываем. Глазки отдыхают. 6. Физкультминутка «Листочки» (Л): — Ну что, готовы идти дальше? (да) А давайте не просто пойдем, а превратимся в красивые, легкие, осенние листочки и «полетим». Мы листики осенние, На ветках мы сидели, (дети сидят на корточках в кругу) Дунул ветер – полетели. (дуют, встают и, кружась, машут руками) Мы летели, мы летели, (кружатся и при соответствующих словах опять садятся на И на землю тихо сели. корточки) Ветер снова набежал И листочки все поднял (дуют. Встают) Закружились, полетели (начинают кружиться и махать руками) И на землю тихо сели. (садятся на корточки) 7. «Грибная поляна» (Л): — Ребята, где это мы с вами очутились? Посмотрите! Кажется здесь растут грибы – это грибная поляна! - А давайте я посмотрю, как хорошо вы знаете названия грибов! Отгадайте загадки: Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью. Мудрый бородач-старик, житель бора —... (боровик) Я в красной шапочке расту среди корней осиновых. Меня увидишь за версту — зовусь я –... (подосиновик) На пеньке сидят братишки. Все — в веснушках шалунишки. Эти дружные ребята называются... (опята) В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок, В блестящей темной шляпке растет грибок... (масленок) Возле леса на опушке, украшая тёмный бор, Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый... (мухомор) Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята Ну, а это на полянке ядовитые... (поганки) Не спорю – не белый, я, братцы, попроще. Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик) Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали приметных. Собирай, не мешкай! Это... Ответ (сыроежки) Растут в лесу сестрички, рыжие... (лисички) (за каждую правильную отгадку ребенок получает цветное изображение гриба) - Ой, сколько вы грибов знаете! Все правильно угадали! А теперь – найдите, где на этой поляне росли ваши грибочки (дети ищут соответствующий силуэт, накладывают изображение и встают рядом с ним) - Молодцы! А теперь проверим, знаете ли вы. Какие грибы съедобные, а какие – ядовитые! Вот две корзинки – одна у Шуршика, а другая – у Старичка-Лесовичка. Съедобные грибы «соберем» в корзинку Шуршику, а несъедобные – Лесовичку! (дети раскладывают грибы по корзинкам) 8. «Грибы» (составление предложений по словам-картинкам) (Л): — А теперь я хочу поиграть с вами, ребята! Давайте разделимся на 2 команды! Задание детям по подгруппам - Ребята, вы собирали грибочки мне в корзинку! А у меня есть еще грибочки – но они поломались: отдельно – шляпки, отдельно – ножки! А еще – грибочки у меня не простые – на них – картинки! - Каждому из вас надо взять любую шляпку и подобрать к ней нужную ножку, чтобы потом по картинкам вы смогли составить предложения. Работа по составлению предложений проводится по слайдам на экране. Например: Белка грызет орешки – 3 слова. (дети выполняют задание) 9. «Осенняя сказка» (релаксация) (Л): — Молодцы, ребята! Устали? (да) давайте немного отдохнем – приляжем на нашей лесной полянке, закроем глазки и послушаем музыку леса, а Старичок-Лесовичок еще раз расскажет нам о своих владениях! (Лесовичок проводит релаксацию) (Ш): — Лягте все так, чтобы вам было удобно и просторно, закройте глазки (включается музыка – релаксация) Слушайте внимательно музыку и меня. Мы с вами находимся в осеннем лесу. Вам очень нравится здесь. Прохладный ветерок шелестит листвой. На деревьях разноцветные листья: красные, желтые, оранжевые, даже зеленые листики еще остались. Но деревья стоят почти голые. В лесу поздняя осень. Звери готовятся зимовать, а перелетные птицы улетели в теплые края. Природа готовится ко сну. Ну а нам с вами пора открыть глазки и продолжить наше путешествие. Просыпаемся и тихонько садимся. 10. «Закончи предложение» (Составление сложных предложений со значением противопоставления. Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью) (Л): — Я думаю вы многое узнали сегодня об осени. Давайте скажем спасибо за гостеприимство и интересную прогулку по осеннему лесу Шуршику и Старичку-Лесовичку (Спасибо). А теперь расскажите, что вы знаете об осени: – Зимой бывает снегопад, а осенью… – Летом бывает жарко, а осенью… – Весной птицы прилетают из теплых стран, а осенью… – Осенью листья опадают, а весной… – Летом деревья зеленые, а осенью… – Летом мы собираем букет из цветов, а осенью… 11. Итог. Возвращение в детский сад. (Л): — Молодцы, ребята! Вставайте паровозиком и мы поедем обратно в детский сад. Тут и там, «Поезд» едет по кругу. Тут и там Локти согнуты. На перроне шум и гам. Гудит правой рукой. Вот гудок в путь зовет, Гудит левой рукой. Скоро поезд отойдет. «Поезд» останавливается. (Л): — Вот мы и приехали из леса! Давайте вспомним, что интересного мы видели и делали в нашем путешествии.
|