Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе на тему: «ОСЕННЯЯ СКАЗКА» |
Занятия по теме "Осень" | |||
Автор: Алехина Елена Николаевна | |||
17.01.2016 00:04 | |||
Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе на тему: «ОСЕННЯЯ СКАЗКА» подготовила учитель-логопед Алехина Елена Николаевна г. Валуйки 2015 ТЕМА: «Осенняя сказка». ЦЕЛЬ: актуализация и закрепление словарного запаса по теме «осень»; использование в рисовании нетрадиционных материалов и техник. ЗАДАЧИ:
ОБОРУДОВАНИЕ: костюмы Осени и Лесовичка, мольберт, краски и простые карандаши, магнитофон, лесной домик, бумажный дятел, магнитная доска, иллюстрации осенних деревьев и листьев, пиктограммы «радость» и «грусть», корзина с сосновыми шишками, мяч-орех, панно с нарисованным стволом дерева. ХОД ЗАНЯТИЯ: I. Организационный момент: Звучит музыка. В гости к детям приходит Осень (логопед в костюме Осени). ЛОГОПЕД: Здравствуйте дети! Я – Осень. Я пришла к вам в гости. Рады вы моему приходу? ДЕТИ: Да! II. Основная часть: 1. ПАНТОМИМИКА. ЛОГОПЕД: (На мольберте пиктограмма – «радость») - Дети, расскажите, чем же хороша осень? (за каждый ответ ребенок получает бумажный лист) ДЕТИ: Осенью поспевает урожай. Осенью красивые разноцветные листья на деревьях. Осенью заготавливают припасы на зиму. Осенью надеваем нарядную теплую одежду. Осенью делимся впечатлениями о проведенном отпуске с родителями. Осенью цветут на клумбах красивые цветы и т. д. ЛОГОПЕД: А что грустного осенью? (пиктограмма – «грусть») ДЕТИ: Осенью идут дожди. Осенью день становится короче и быстро темнеет. Осенью дуют холодные ветры. Осенью нужно одеваться теплее. Осенью нельзя загорать и купаться. Осенью мало солнечных дней и т.д. ЛОГОПЕД: Все правильно, молодцы! Чтобы вы не скучали, отгадайте мою загадку: Закружился надо мною дождь из листьев озорной. До чего же он хорош, где такой еще найдешь – Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала, Мы плясали, как друзья – дождь из листиков и я. (Автор: Разводова Л.) ЛОГОПЕД: Что это за дождь из листиков? ДЕТИ: Это листопад. ЛОГОПЕД: Что такое листопад? Ответы детей (опадание листьев осенью). 2. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ЛОГОПЕД: Давайте и мы с вами устроим листопад. Встаньте в круг. Положите листочек на ровную ладошку, сделайте вдох носом и подуйте на листок через вытянутые вперед губы (повторить 2 раза). Осень в гости к вам пришла, Деток радует она: Разукрасила ваш сад, Подарила листопад. (Автор: Смирнова Л. Н.) ЛОГОПЕД: Какой чудесный ковер получился из осенних листьев. 3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОМОГИ ОДЕТЬСЯ ДРУГУ» ЛОГОПЕД: Дети, а не хотели бы вы отправиться со мной в осенний лес? ДЕТИ: Да. ЛОГОПЕД: Отлично. Но сначала нам нужно одеться в осеннюю одежду. Поможем своему товарищу. Разделитесь на пары, встаньте лицом друг к другу Образец логопеда: Я надену на Настю осенний жилет. осенний плащ осеннюю шапку осеннюю куртку осеннее пальто осеннюю ветровку осенние перчатки ФИЗМИНУТКА — ЛОГОРИТМИКА ЛОГОПЕД: Оделись потеплее. Пошли… (идут по кругу) В лес отправимся гулять, будем весело шагать, маршируют По тропиночке пойдем друг за дружкою гуськом, ходьба змейкой На носочки встали и к лесу побежали, бег на носочках Ноги выше поднимаем, на кочки мы не наступаем, высокий шаг И снова по дорожке мы весело шагаем. марш (Автор: ОвчинниковаТ. С.) 4. МАССАЖ РУК ЛОГОПЕД: (Звучит музыка «пение птиц») - Вот мы и попали в осенний лес. Что это там под кустом? (корзина с шишками). - Наверно это Ёжик сделал нам подарок. (Логопед раздает детям по одной сосновой шишке из корзинки, одну оставляет себе). - Дети, что у вас в руках? (сосновые шишки). Давайте зарядимся энергией от даров природы – сделаем массаж рук с шишками. (Выполняются круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью): Вы, сосновые шишки, Дайте всем ребятишкам Силу и здоровье, Ловкость, красоту, Радость и веселье, Ум и доброту! 5. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА С МЯЧОМ ЛОГОПЕД: Посмотрите, белочки играли на полянке и оставили орешек (мяч). Поиграем с мячом в игру «Назови ласково»: лес-лесочек лист-листочек дождь-дождик куст-кустик ветка-веточка туча-тучка 6. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧЕЙ ЛИСТ?» ЛОГОПЕД: Молодцы! Смотрите, там ещё одна корзинка. Это от зайчиков сюрприз. Что в ней? Да это необычные рисунки! (пунктирное изображение листьев). Найдите каждый свой лист, обведите его, начиная с красной точки. И скажите, чей лист? С какого дерева? А помогут нам волшебные слова: Ду-ду-ду, ду-ду-ду, Карандашик я возьму. Ду-ду-ду, ду-ду-ду, Я листочек обведу. Ой-ой-ой, ой-ой-ой, Мой листочек небольшой. Ай-ай-ай, ай-ай-ай, Ты листочек угадай! ДЕТИ: У меня березовый лист У меня дубовый лист У меня осиновый лист У меня кленовый лист У меня липовый лист У меня рябиновый лист ЛОГОПЕД: Все справились с таким сложным заданием. Странно, почему же все листья не цветные?! (Раздаётся стук дятла). Что это за звук? ДЕТИ: Это дятел стучит. ЛОГОПЕД: Где же он? (подходим к избушке). Кто живет в этой лесной избушке? Постучим. 7. ВСТРЕЧА С ЛЕСОВИЧКОМ. ЛЕСОВИЧОК: Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, ко мне на помощь пришли? ЛОГОПЕД: А что у тебя случилось? ЛЕСОВИЧОК: В моём лесу произошло несчастье. Деревья вдруг перестали быть нарядными и красивыми. Все листья потеряли свой цвет. Всё вокруг стало грустным и бесцветным. Вот и я загрустил, потому что не знаю, как можно всё исправить, ведь осенью все листья на деревьях разноцветные: красные, … ЛОГОПЕД: Не грусти, старичок. Мы постараемся тебе помочь. Правда, дети? ДЕТИ: Да!!!! ЛЕСОВИЧОК: А как вы думаете, чем вы мне можете помочь? (Подвести детей к мнению, что нужно раскрасить листики на деревьях всем вместе). - Верное решение! (достаёт корзину с живыми листьями). - Дети, здесь у меня в корзине остались цветные листочки на память о том, какие были деревья красивые. Может они нам помогут? Мы этими листиками будем рисовать. Точнее, делать оттиски, отпечатки листьев. В моём волшебном лесу всё готово для работы. III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ЛЕСОВИЧОК: (Звучит музыка и дети подходят к столам (на мольберте висит панно с нарисованным стволом дерева). - Дети, посмотрите на листики из моей корзины. Какого они цвета? А какого цвета ещё бывают осенние листья? И в моем лесу листья были оранжевого цвета. Посмотрите, есть ли на столе оранжевая краска? ДЕТИ: Нет. Только красная и желтая. ЛЕСОВИЧОК: Как получить оранжевый цвет? ДЕТИ: Смешать краски между собой. ЛЕСОВИЧОК: Правильно! Сейчас я покажу, как выполнить оттиск (отпечаток). Гуашевой краской закрашиваем лист со стороны прожилок. Аккуратно переворачиваем его, держа за черенок и прижимаем к панно, выполняя отпечаток. Посмотрите, какой красивый листик у меня получился. Попробуйте и вы сделать такие листочки. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ЛЕСОВИЧОК: Но сначала разогреем наши пальчики. Вот помощники мои, Их как хочешь поверни, Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним крепко И вытягивать начну На замочек их закрою И тепло поберегу. (Автор: В.И. Ковалько) (Звучит негромкая музыка и дети выполняют отпечатки с осенних листьев на панно.) ЛЕСОВИЧОК: Молодцы, дети! Хорошо поработали! Спасибо вам за помощь! Теперь мой лес снова станет ярким и веселым! Побегу обратно, обрадую всех лесных жителей! До свидания! ДЕТИ и ЛОГОПЕД: До свидания, Лесовичок. Приходи ещё к нам в гости! IV. ИТОГ ЗАНЯТИЯ ЛОГОПЕД: Ну и мне пора, дети. Понравилась ли вам наша встреча? Литература:
|