Примерный план образовательной работы с детьми 1,5-3 лет «Урожай» Программное содержание:
- Формирование представлений об овощах и фруктах (огурец, помидор, морковь, репа, яблоко, груша).
- Формирование первичных представлений о труде людей по сбору урожая.
- Формирование умений всматриваться, любоваться, радоваться предметам окружающего мира.
Непосредственно образовательная деятельность по образователь-ным областям:
«Познание» (развитие сенсорной культуры)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Ситуативный разговор «Овощи и фрукты»
Учить узнавать овощи и фрукты по цвету, величине, вкусу, называть их, различать по внешнему виду. Формировать представление о харак-терных признаках некоторых овощей, их цвете — знакомство с формами овощей и фруктов.
«Познание» (развитие кругозора), «Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Целевая прогулка на огород.
Формировать представление о труде взрослых на огороде, сборе урожая. Проведение дидактической «Угадай на вкус».
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Рассказывание русской народной сказки «Репка»
Закреплять представления детей об овощах. Развивать понимание речи взрослых. Создавать условия для восприятия театрализованного представления (настольный театр «Репка»).
«Художественное творчество» (лепка)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Лепка «Яблоки»
Формировать умение раскатывать комочек пластилина круговыми движениями. Использовать приемы привлечения внимания детей к рассмотрению и обследованию муляжей фруктов.
«Художественное творчество» (конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Конструирование «Домики для овощей»
Знакомить детей с напольным строительным материалом. Формировать умения сооружать постройки по образцу. Формировать умение соотносить размеры построек с размерами овощей (помидор, огурец).
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- для слушания — «На бабушкином дворе», муз. и сл. О.Девочкиной
- для пения — «Баю», М. Раухвегера, «Ладушки», русская народная песня.
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин»
- материал для рисования, лепки, рассматривания иллюстраций, работы с трафаретами на тему «Овощи и фрукты»
- муляжи овощей и фруктов
- трафареты овощей и фруктов
- иллюстрации, книги с изображением овощей, фруктов, сбор уро-жая.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- поговорить с ребенком об овощах и фруктах
- познакомить с работой в саду, огороде
- изготовить поделки из овощей и фруктов
- проговаривать правила взаимодействия с растениями и животными
- посетить городскую или районную выставку цветов и плодов
- принять участие в выставке «Наш урожай».
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- проведение дидактической игры «Чудесный мешочек»
- ситуативные разговоры «Можно — нельзя»
- разговоры о пользе овощей и фруктов для здоровья человека
- проведение рассматривания и обследования овощей и фруктов
- проведение лексических упражнений на обогащение речи детей прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус
- рассматривание картинок с изображением знакомых овощей и фруктов
- проведение игры «Собери овощи (фрукты) в корзинку» (рассыпание и сбор под музыку подвижного характера)
- проведение ситуативных разговоров об огороде
- организация сюжетно-ролевых игр «Семья», «Идем на день рожде-ния зайчика»
- проведение дидактических игр «Принеси и покажи», «Парные кар-тинки», «Мамины помощники», «Я принес тебе подарок»
- проведение дидактических упражнений на развитие координации движений, мелкой моторики рук ( «Развесь яблочки» «Собери урожай», лото)
- рассматривание выставки овощей и фруктов
- организация работы с трафаретами овощей и фруктов
- организация проблемных ситуаций «Что у нас в группе круглое»
Гигиенические процедуры:
- ситуативные разговоры о важности самостоятельного мытья рук, пользовании полотенцем
- ситуативные разговоры «Учимся одеваться»
- игровые проблемные ситуации «Наш малыш будет чист»
- использование потешек о воде, умывании
- игровые ситуации на обучение порядку одевания и раздевания.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- разговоры о правилах поведения за столом (жевать с закрытым ртом, пользоваться салфеткой, пить из чашки)
- мотивирование детей к приему пищи ( «Маша и каша», музыка Т.Назаровой, слова Н. Найденовой)
- использование потешек о приеме пищи
- рассказ о том, что все фрукты перед едой обязательно мыть.
Прогулка
- наблюдения за осенними изменениями в природе, за сбором урожая детьми старших групп на огороде детского сада, за трудом взрослых на огороде
- подвижные игры «Через ручеек», «Догони мяч», «По тропинке» и др.
- индивидуальная работа по развитию основных движений
- труд на участке (привлечение детей к отдельным поручениям к труду на огороде, объяснять детям, что рвать любые растения и есть их нельзя)
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Вечер:
- рассматривание книжек, картинок с изображение овощей и фруктов
- использование игровых ситуаций «Что на яблочко похоже»
- проведение игр «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек»
- организация рисования, лепки, рассматривания иллюстраций, работы с трафаретами
- слушание шотландской песенки «Купите лук»
- заучивание стихотворения «Огуречик»
- наведение порядка в игровой комнате.
Вечерняя прогулка:
- игры с элементами имитации движений знакомых животных
- наблюдения за трудом взрослых на огороде
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
|