Расулова Людмила Васильевна воспитатель логопедической группы №1 ГБДОУ Д/С № 48 компенсирующего вида г. Санкт-Петербург Конспект совместной деятельности во II-й половине дня для детей среднего дошкольного возраста «Закружилась листва золотая…» (С. Есенин) Цель: Закреплять знания детей об осенних явлениях природы на основе двигательных упражнений, игр на развитие динамического и ритмического слуха, речевого дыхания, логоритмики, пальчиковых и подвижных игр, способствующих коррекции психических процессов у детей среднего дошкольного возраста. Задачи: Закреплять знания детей о природных явлениях: листопад, дождь, ветер. Продолжать учить устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: ветер – листопад, дождь – лужи.
Скачать конспект
Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о явлениях неживой природы. Закреплять правильное произношение гласных звуков, разрабатывать произношение шипящего звука – ш. Активно употреблять слова, обозначающие этические качества (хитрый, добрый). Упражнять детей в умении обозначать словом размерные отношения предметов (эта лужа большая, эта – поменьше, а эта – самая маленькая). Формировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным. Развивать навыки социального поведения. Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности. Развивать способность ребенка к сопереживанию. Формировать позитивное отношение к сверстникам. Развивать чувство единства, сплоченности, умение действовать согласованно.
Оборудование: большой кленовый лист (из листа ватмана); веточки осенние; грибочки (муляжи) - по количеству детей; «лужи» разной величины (вырезанные из светло-синего и темно-синего картона, по форме напоминающие диких животных); шапочка ежика; бубен; запись музыкального сопровождения на кассете.
Ход совместной деятельности:
Дети входят в зал, становятся вокруг большого кленового листа, берутся за руки. Воспитатель: - Ребята, вы только что проснулись, и я предлагаю вам согреть друг друга своим теплом. Я передаю тепло своей души Ване, Ваня передает Кате (и т.д. по кругу), тепло возвращается ко мне. Почувствовали теплую волну в своих ручках? Хорошо, а теперь давайте поможем взбодриться всему телу.
Логоритмическое упражнение. Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп (дети хлопают в ладоши); Здравствуйте, ножки – топ, топ, топ (руки на поясе, топают); Здравствуйте, щечки – плюх, плюх, плюх (надувают щеки, указательными пальцами стучат по щечкам); Пухленькие щечки – плюх, плюх, плюх (те же движения); Здравствуйте губки – (вытягивают губы трубочкой, причмокивают); Здравствуйте зубки – (показывают зубки, стучат зубками верхней и нижней челюсти); Здравствуй, мой носик – би, би, би (указательным пальцем стучат по кончику носа); Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте все! (поднимают руки вверх, машут руками).
Воспитатель: - Дети, у нас в зале находятся гости. Давайте мы им тоже пожелаем доброго здоровья, помашем им и больше на гостей не отвлекаемся. Воспитатель: - Ребята, а что у нас под ногами? Дети: - Осенний листок. Воспитатель: - Как вы думаете, почему он лежит на земле? Послушайте загадку: Дождик с самого утра, Птицам в дальний путь пора. Громко ветер завывает… Это все когда бывает? Дети: - Осенью. Воспитатель: - Давайте стихи про осень послушаем. Дети рассказывают стихи об осени. 1-й реб : - Красива осень, погляди, И желтый лист, и красный, 2-й реб: Леса и рощи, и сады Наряд надели разный. Воспитатель: - А сейчас, чтобы посмотреть, в какие цвета осень перекрасила деревья, я приглашаю всех ребят в лес осенний погулять. Путь туда далек. Сядем в вагончики быстрее и поедем в лес скорее. - Загудел паровоз И вагончики повез. Чох – чох, чу – чу – чу! Я в лес осенний укачу! Дети становятся друг за другом, имитируя поезд, двигаются по залу топающим шагом под музыку.
Двигательное упражнение « Мы ногами – топ, топ, топ». - Мы ногами топ, топ, топ! (дети и воспитатель ходят по залу, высоко поднимая ноги); А в ладоши хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают в ладоши); Ай да, малыши! (качают головами в одну и в другую стороны); Ай да, крепыши! По дорогам мы шагаем (идут за педагогом); И в ладоши ударяем. (хлопают в ладоши); Ай да, малыши! (качают головами в одну и в другую стороны); Ай да, крепыши! Топ, топ, ножки топ (стоя на месте, топают); Хлоп, хлоп, ручки хлоп! (хлопают); Ай да, малыши! Ай да, крепыши!
Воспитатель: Перед нами дивный лес, Полон разных он чудес! Полюбуйтесь: маскарад! - Лес меняет свой наряд! - Посмотрите, какие красивые разноцветные листья на клене. Воспитатель подводит детей к дереву. - Осень длинной тонкой кистью Перекрашивает листья – Красный, желтый, золотой, Как хорош ты, лист цветной! - Но вот подул ветерок:
Динамическая пауза «Клен». - Ветер тихо клен качает, (наклоны корпуса влево-вправо) Вправо – влево наклоняет, Раз – наклон и два – наклон, Зашумел листвою клен: Ш – ш – ш. (произносят звук «ш», легко встряхивая кистями рук).
Упражнение на развитие дыхания «Ветер».
- А теперь ветер щёки толстые (дети делают глубокий вздох, Надул, надул, надул. надувают щеки и с силой выпускают И на деревья пёстрые воздух через сомкнутые губы) Подул, подул, подул. Красный, жёлтый, золотой - ( подняв руки вверх, качаются из Облетел весь лист цветной. стороны в сторону, постепенно Как обидно, как обидно - приседая и опуская руки) Листьев нет, лишь ветки видно.
Воспитатель: - Дети, а как называется это явление в природе, когда с деревьев летят листики? Дети: - Листопад. Воспитатель: - послушайте стихотворение про листопад. 3-й реб.: - Ветер листьями играет, Листья с веток обрывает. Листья желтые летят Прямо под ноги ребят. Воспитатель: - А сейчас мы с вами превращаемся в осенние листочки.
Двигательное упражнение «Осенние листочки». Дети выполняют движения в соответствии с текстом, повторяя движения воспитателя. Мы листики осенние, На дереве сидели. Дунул ветер – полетели Мы летели, мы летели, И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Повертел их, покружил И на землю опустил. Воспитатель:- Соберем из листьев веер Яркий и красивый. Пробежит по листьям ветер Легкий и игривый.
Пальчиковая игра «Осенний букет».
Пошли пальчики гулять («пробегают» пальчиками по бедрам к коленям) Стали листья собирать: (поочередно прикасаются подушечками пальцев, начиная с указательного) Красный листик, желтый листик А потом давай считать : Один, два, три, четыре, пять! (поочередно загибают пальцы на одной руке)
Воспитатель: Сколько листиков собрали? Дети:- Пять! Воспитатель: - А теперь по лесным дорожкам будем мы гулять, листики осенние будем собирать. Дети врассыпную ходят по залу, собирают осенние веточки. Воспитатель: - Вот какой красивый букет собрали! Украсим им наш зал. А теперь присядем, отдохнем, послушаем осеннюю тишину. Дети садятся на коврик. Воспитатель: - Но что это? Слышите? Кто-то листьями шуршит, кто-то носиком сопит. Хоть он и не елка, но тоже весь в иголках. Кто же это? Дети: - Ёжик. Выбегает ребенок в шапочке ёжика, в руках держит корзинку с грибочками. Ежик: - Я колючий серый ёжик, Не жалел коротких ножек. Бегал по лесным дорожкам И набрал грибов немножко. Кто мне песенку споет, Тот грибочек и возьмет.
Воспитатель: - Про тебя стихотворение мы знаем, и тебе его подарим.
Пальчиковая гимнастика «Ёжик». Дети выполняют движения со словами, повторяя действия воспитателя. Хитрый ёжик, хитрый ёж, на клубочек он похож, А клубочек тоже на ежа похожий. Хоть и ростом ёжик мал, нам иголки показал На ежа мы поглядим, молочка ему дадим Но не тронем колкие на еже иголки.
Воспитатель: - Нам ёжик принес грибочки, давайте с ними поиграем.
Подвижная игра с грибочками. Дети встают в круг, у каждого в руках грибочек. Ежик стоит в середине круга без грибочка. На первую часть музыки дети топают правой ногой и показывают грибок, как будто дразнят ежика. На вторую часть музыки кладут грибок перед собой и бегут по кругу. На окончание музыки каждый находит себе грибок, а тот, кому не достанется, выходит на середину круга. Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо играли. А сейчас послушайте загадку. Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадает И никуда я не иду, покуда он гуляет. Что это? Дети:- Дождик. Воспитатель:- Правильно, дождик. Он наш частый гость осенью.
Массаж ног «Дождик» Капли звонкие звенят, (пальцы собраны вместе, «капли» ударяют по ногам) Поиграть зовут ребят. Поиграть зовут ребят, Напевают кап да кап. Дождик, дождик припусти, (хлопают ладошками по коленам) Все дорожки намочи.
Воспитатель: - Посмотрите, дождь прошел – и на дорожках образовались лужи. Лужи, лужи, лужицы – Дождика следы. Лужи, лужи, лужицы, Полные воды. - Давайте на них посмотрим. Воспитатель раскладывает по залу вырезанные из светло-синего и темно-синего картона «лужи». Они имеют разную величину: большие, поменьше и маленькие. Каждая лужа имеет форму какого-то животного, дети угадывают. Воспитатель: Но как же мы пойдем гулять, если кругом лужи? Дети:- А мы наденем все сапожки, и сухими будут ножки.
Игра «Лужа» (под музыку) Дети имитируют надевание сапожек на ноги, и под музыку ходят по залу. На окончание музыки перепрыгивают через лужу у себя под ногами. Воспитатель:- Выглянуло солнышко, и лужи просохли Солнышко с дождиком в прятки играют, В пятки играют, детей забавляют. И мы с вами сейчас поиграем.
Подвижная игра «Солнышко и дождик». Под веселую музыку (или под бубен) дети врассыпную бегают по залу на носочках. Когда музыка смолкает, все дети бегут к воспитателю, и прячутся под большой кленовый лист. Играют два раза. Воспитатель: Дождик прячется за лес, смотрит солнышко с небес. И такое чистое, доброе, лучистое. Если бы мы его достали, мы б его расцеловали! - Давайте, ребята, улыбнемся солнышку. Попробуем достать до солнышка. Игра на развитие дыхания « К солнышку» (авторская разработка) Руки к солнцу поднимаю (поднимают руки через стороны вверх, И вдыхаю, и вдыхаю делают вдох через нос) Ну, а руки опускаю ( через стороны опускают руки и тихо Воздух тихо выдыхаю. произносят на выдохе:-ш-ш-ш)
Игру проводит воспитатель не менее 3-х раз. Воспитатель:- Ребята, вот сколько всего интересного мы увидели в осеннем лесу. - Но настало время отправляться обратно, Наш отходит паровоз. Наших славных ребятишек В детский садик он повез.
Под музыку, топающим шагом дети уходят из зала.
|